Мой учитель

Мне посчастливилось. В жизни было немало учителей, как говорится, “от Бога”. Во многом благодаря им от воспоминаний о школе на сердце становится радостно и хорошо…

Почему-то слово “учитель” у меня ассоциируется именно со школой. В колледже, университете уже преподаватели.

Поэтому в преддверии праздника — Дня учителя – хочется написать о школьном учителе русского языка и литературы – Ханжиной Раисе Петровне.

Высокая, статная, лет шестидесяти женщина с коротким, светлым, уложенным кудрями волосом, прозрачно-голубыми глазами, подведёнными чёрным карандашом. Она красила губы в красный цвет, всегда была одета со вкусом – без излишеств и броских аксессуаров.

Раиса Петровна отличалась строгостью, требовательностью, умением грамотно донести информацию и даже преподать некоторые правила русского языка в стихотворной форме. До сих пор в памяти легко рифмуются глаголы – исключения: слышать, видеть и обидеть, гнать, держать и ненавидеть…

У нас была отдельная тетрадь, в которую записывались подобные правила и исключения из них. Текст обводили в рамки и писали разными цветами, ведь тогда в моду только вошли цветные гелевые ручки, и каждому хотелось продемонстрировать свою палитру новинок. Тем более эта тетрадь не проверялась, так что можно было проявить фантазию.

А в остальном всё было чётко – домашние задания не менее двух-трёх упражнений, довольно частые диктанты и контрольные работы. За опоздание Раиса Петровна могла не пустить в класс.

На литературе она старалась спросить как можно больше учеников о сюжетной линии, героях произведений, их характерах, мыслях, мотивах, поступках. Часто на дом нам задавались сочинения, что очень развивало творческое мышление. Возможно, благодаря именно этому во мне зародилась мечта стать журналистом.

Ещё помнится, что когда Раиса Петровна заходила в класс, мгновенно воцарялась абсолютная тишина. Мы, несомненно, боялись и уважали этого учителя, даже не знаю, какое из чувств преобладало.

Мои подружки-одноклассницы говорили, что я — её любимица, и меня это радовало.

И вот экзамен по русскому языку. Изложение. Его проверял другой учитель, который поставил мне “четвёрку”, и Раиса Петровна с ним согласилась. В итоге в аттестате у меня именно эта оценка, но я не в обиде – зато объективно и честно.

Тогда, в 2001 году, ещё не было ЕГЭ, и экзамены сдавались в устной форме. В качестве экзамена по предмету “на выбор”, была избрана литература. Помню, с каким упоением и удовольствием я учила перед ним стихотворения Некрасова, Цветаевой и других поэтов, как изучала биографию и произведения писателей. И как всё это помещалось в моей голове?

Экзамен… Пятёрка! Ура!!!

А потом я ушла из школы в колледж, где акцент был сделан на технические дисциплины, а гуманитарные предметы отошли на второй план.

Но в жизни ничего случайного не бывает, и волей судьбы, видимо, по просьбе моей души, спустя немало лет после окончания колледжа и университета, я оказалась на курсах по журналистике, чему несказанно рада! Может быть, мне повезёт, и журналистика станет моей профессией!

Не так давно, во время одной из редких встреч с одноклассниками, мы заговорили о Раисе Петровне: “Как она поживает? Ведь уже столько лет прошло!”.

И немного погодя мы встретились в парке. Впервые за всё это время, хотя живём недалеко друг от друга! Я сразу узнала её – она почти не изменилась, только морщинок немного прибавилось, и появилась искренняя, добрая, лучезарная улыбка, которую мы доселе не видели! Какая же она другая! Раиса Петровна тоже узнала меня.

Мы пусть и недолго, но очень сердечно поговорили. Вспоминали одноклассников, я рассказывала про судьбы тех, о ком знала. Она удивилась, узнав, что казалась нам та-кой строгой. А ещё она рассказала, что одна из её учениц – московская поэтесса. Думаю, это тоже заслуга Раисы Петровны.

Напоследок я поблагодарила её за ту базу, которую она мне дала, и рассказала, как знание правил правописания и пунктуации выручают и придают мне уверенности каждый раз, когда я что-то пишу. Даже когда общаюсь с друзьями в социальных сетях, рука не поднимается написать “чё” и “щас”, не расставить запятые.

Раиса Петровна дала мне свой номер телефона и адрес, и мы попрощались.

Я шла домой в приподнятом настроении, с полной уверенностью, что такие встречи – подарок судьбы. После них остаётся приятное “послевкусие”, а внутри разливается тепло…

А потом, как всегда, другие мысли, дела, нехватка времени и боязнь потревожить звонком.

Но надеюсь, написав эту статью, я решусь—выкрою несколько минут, зайду к Раисе Петровне и вручу её моему учителю. Очень хотелось бы таким образом сделать ей приятное и в очередной раз поблагодарить.

Спасибо Вам огромное, уважаемая Раиса Петровна, за ваш нелёгкий труд и вклад в меня, моих одноклассников, в целые поколения! За незатихающее творчество моей души! С праздником!!! Будьте здоровы!!!

Мария СТЕПАНОВА

Добавить комментарий

Previous post Без вреда для экологии
Next post Спортивный «прорыв»