Франция – это не только башня Эйфеля!

Еще в пятом классе, впервые тренируя французскую картавость, я необоснованно утверждала, что обязательно окажусь в этой стране. И это случилось! Моё путешествие в страну любви длилось 3 недели. И хотя оно было не романтическим, а образовательным, под эйфорией исполнившейся самой давней мечты я успела влюбиться.

Итак, пилот объявляет о снижении самолета, и я оказываюсь на французской земле. Кажется, на этот момент я уже получила столько эмоций, что могла смело пересесть на обратный рейс и еще полгода рассказывать близким, какая она – французская земля.

Во Франции очень развита железнодорожная сеть, а система высокоскоростных поездов TGV является крупнейшей в Европе. Так, с пересадками, мы – группа счастливых российских стипендиатов, отправились на самый запад страны, город Брест, расположенный на побережье Атлантического океана, полуострове Бретань. Эта часть французской земли не наводнена туристами и не утратила национальных традиций, говора, манер, в отличие от Парижа. Поэтому мне повезло: я смогла ежедневно разговаривать с хозяйкой — коренной француженкой, еще сохранившей традиции кельтских народов, которая любит танцевать бретонские танцы и на каждую мою причуду восклицать «О-ля-ля!».

Спустя почти сутки перелетов и переездов мы оказались на железнодорожном вокзале Бреста, где нас ожидали принимающие семьи. Услышав корявое «Светлана» и увидев широко улыбающуюся мне женщину с табличкой в руках с моим именем, я встретилась с самой лучшей хозяйкой Моникой Дешамп, которая уже много лет принимает у себя студентов со всего мира. На следующий день после моего приезда к нам также заселилась мексиканка Карина, с которой мы вместе каждое утро ездили в школу.

На следующий день, получив от Моники стандартный завтрак в термопакете, состоящий из бургера, банана и сладкого десерта, мы поехали в школу Ciel Bretagne, которая находится прямо на побережье Атлантики. Это непередаваемо! Вспомните какой-нибудь молодежный американский фильм, где студенты разных национальностей во время перемен отдыхают на газоне или, разбредаясь по коридорам школы, дописывают дружно домашку? В таком месте оказалась и я! По утрам нас так же забирал школьный автобус, и не дай бог ты проспишь, к тебе не подлетит через минуту маршрутка, потопаешь до школы пешком или, в лучшем случае, дождешься автобус с похожим маршрутом, которые ходят там в строго определенное время.

Все мы, 16 российских студентов, приехали в школу с разным уровнем знания французского языка. Поэтому нас распределили в разные группы, и с этого момента каждый переключил «раскладку» с русского на французский. Это очень круто. Ни один урок французского здесь не сравнится с преподаванием языка в России, хотя на родине  мне повезло учиться у настоящих профессионалов. Это полное погружение в язык. Очень вдохновляла сама интернациональная среда: американцы, мексиканцы, армяне, японцы, китайцы, немцы, австрийцы, швейцарцы, англичане, итальянцы – повсюду иностранная речь, разные культуры, акценты )

Несмотря на то что мне многое импонирует в менталитете свободолюбивого народа, к некоторым бытовым особенностям пришлось привыкать по нужде. Например, после моего 15 –минутного пребывания в душе, мадам Моника пригласила меня в подвал к водомеру и с восклицанием «О-ля-ля» указала на показания счетчика ))) Выяснилось, что в Бретани очень дорогая вода и, несмотря на близость океана, её поставляют. Бретонцам даже выгоднее покупать питьевую воду в бутылках, чем использовать ее из-под крана. В итоге, я могла использовать душ не больше 5 минут, из которых драгоценных минуты 3 уходили на обогрев холодной воды)))

Привыкать пришлось и к питанию, в котором, несмотря на ежедневное многообразие блюд и кухни, отсутствовало горячее. Обалденные французские круассаны (которые совсем отличаются от наших!), настоящие бретонские блины, сыр, морепродукты и прочие кулинарные изыски, конечно, впечатлили бы не только гурманов.

Однако, бретонцы экономят не только на воде. В один из вечеров мы с русскими подругами остались за полночь гулять в другом конце города. Был двенадцатый час, когда мы решили вернуться домой, и оказалось, что последний автобус уже ушел. Вариантов других не было, оставалось надеяться только на свои ноги и интуицию )) Неузнаваемость города пугала, и это было только начало. С наступлением двенадцати в городке полностью отключилось всё освещение! Ни одного фонаря, работающего магазина (двери в которых открыты максимум до восьми вечера), горящего окна в доме (в Бресте не так много молодежи, а жильцы постарше уже спят в это время), в общем – полнейшая тьма, невозможно было даже разделить впереди лежащую дорогу от неба (которое было затянуто дождевыми тучами). Смешно вспоминать, как прижавшись друг к другу, мы вздрагивали от каждого упавшего лепестка за спиной и неожиданно возникающих «силуэтов», которыми оказывались обычные кусты, столбы, дорожные знаки.

В дневное время городок, конечно, напоминает сказку. Необыкновенно красивые домики, чистые улочки, много зелени и невероятное количество цветов. Женщины «в возрасте» не пугаются руля и педалей, хотя высокую скорость по таким крохотным улочкам и не разовьешь. Услышать «Bonjour» от незнакомых пешеходов, попутчиков в автобусе, покупателей в магазинах – здесь норма. Все-таки, несмотря на экономию в воде и электричестве, уровень жизни здесь высок, на улицах не встретишь бомжей, люди благополучны, а потому и приветливы.

Наша образовательная программа ежедневно чередовалась с культурной, поэтому нам посчастливилось в рамках гранта бесплатно посетить самые впечатляющие места в окружности. Оказаться в другом мире –это не только получить бесценный опыт и впечатления, но и сделать переоценку жизни у себя, на родине. Правильные ли ценности мы выбираем и какую доминирующую цель преследуем? В городах не ощутимы масштабы природы, а столкнувшись с её величием, испытываешь только восхищение и страх.

Такие эмоции я испытала, оказавшись на краю земли. Мы поехали на полуостров Крозон. Это завораживающее место с выступающими из океана скалами и сильными, бьющимися об обрывы волнами. А на вершине обрыва стоишь ты. Я не испытывала ничего подобного, это по-настоящему зрелищно. Впереди тебя – невероятная сила и мощь океана, а ты крупица, которую ветром шатает в разные стороны. Мы с подругой стояли как раз на краю мыса, когда небо на глазах стало темнеть, а его граница с Атлантикой стала туманной. Подул сильный ветер, и со всех сторон послышались женские визги! Увидев, как с противоположного мыса толпа русских и мексиканцев побежала к автобусам, я чуть сквозь землю не провалилась от страха. Подумала, начинается шторм, или цунами, и вообще меня сейчас ветром сдует. Если вы думаете, что видели дождь «как из ведра» в Магнитогорске, то вы ошибаетесь))  Просто в секунду по нам стекала вода, с ног до головы. В панике мы окружили все автобусы, а водители, как оказалось, их закрыли и ушли, оставив нас на экскурсию ))) Благо, солнце появилось так же быстро, как пришел дождь.
Автобус повез нас дальше. Мексиканцы во все горло пели песни, ели до жути острый национальный соус, смеялись. Мы остановились в Камаре, городе рыбаков, галерей и ресторанов. На набережной чайки, шум моря, тина и много старинных лодок. Обстановка напоминала пиратское время ) В поисках креветок мы гуляли по улицам и даже случайно попали на праздник с национальными песнями, танцами и пиратским маскарадом.

Бретань граничит с Нормандией, а в Нормандии, помимо самого вкусного печенья на топленом молоке и сыра, находится невероятный остров-крепость Мон-Сен-Мишель. Это огромное старинное аббатство на скалистом острове окружено океаном, и только двухкилометровая дамба соединяет его с материком. Это уникальное место, здесь самые сильные на побережье Европы и вторые по амплитуде на всем земном шаре приливы и отливы. Этим оно и опасно: не успевшие скрыться от быстро приходящего прилива туристы уходят под воду. Кроме того, у замка опасные зыбучие пески. Мы приехали в замок во время отлива, вокруг была суша. Поднялись на самую вершину великого аббатства с впечатляющей историей. В этом месте некогда обосновались викинги, здесь проживали многие из королей, а теперь и я прошлась по многовековым лестницам и залам монастыря. Для Франции Мон-Сен-Мишель считается самым неприступным замком в истории, потому что даже после 30-летней осады он так никогда не был захвачен врагами.

Однако полный легенд замок восхищает не всех. Некоторые туристы, ощущая плохую энергетику, скорее завершают экскурсию. Дело в том, что священный замок полвека был государственной тюрьмой, куда заключали самых опасных преступников.

Как я уже сказала, мне очень повезло с хозяйкой. Моника очень открыта, разговорчива, мудра и, как полагается настоящей француженке, толерантна ) Она принимала сотни студентов со всего мира, среди которых были те, кто по своей национальной традиции спал не на кровати, а под ней; те, кто не сидел за общим столом с женщинами; те, от кого неприятно разило на весь дом и те, кто обставлял свою комнату десятками бутылок французского вина. В последнем случае были русские.

Тем не менее, Моника утверждает, что все народы хороши, и с каждым очередным студентом с интересом познаёт новую культуру. Сама же она никогда не выезжала за границы Франции. Как-то за ужином она достала большой атлас и к многочисленным красным маркированным точкам поставила еще одну – «г. Магнитогорск».

Я жила в 20-ти минутах хотьбы от океана. Мы устраивали на побережье пик-ники и даже успели посетить крупнейший Океанополис. Пингвины – самое смешное, что там было )) Также удивили акулы, большие морские черепахи, морской котик, подводный мир с самыми разноцветными и разноформными рыбами )

Три недели – это совсем немного для того, чтобы вжиться в культуру этой страны, но этого хватило для улучшения разговорного французского и обретения межнациональной дружбы. Мы разъехались обратно по своим уголкам земли, но верим, еще увидимся!

Ну, и в завершение, я, наконец, увидела то, что сотни раз видела на страницах книг, во французских пабликах в Интернете, кинолентах и рекламе духов от Коко Шанель!

А для заинтересованных оставлю ссылку на официальный сайт грантов Посольства Франции в России. Отправляйте документы и пусть вы будете следующими, кто завизжит и заревёт одновременно от полученного письма с результатами гранта! Bonne chance!