Магнитогорск эстетический

Замечал ли ты, гуляя по городу, что тебе просто не хватает слов для того, чтобы описать то, что ты видишь? И сейчас речь идет не о потере дара речи от пролетающих мимо пакетов, поломанных детских площадках, пьяных прохожих и грязи под ногами.

На самом деле, если абстрагироваться от суровых реалий провинциального рабочего города, можно разглядеть много интересного и прекрасного в архитектуре нашего города. Только вот дать нужное название увиденному вряд ли получится – в лучшем случае на ум придет что-то вроде «вот эта штука»…

С архитектурой сталинского ампира, как правило, все знакомы: дома на улице Ленинградской и проспекте Металлургов, как никак, визитная карточка города, само собой, после градообразующего ММК и монумента «Тыл – Фронту».  Эти здания узнаваемы, описать их не составит труда:  башни, символизирующие устремление к светлому будущему, величественные колонны – отражающие победу советского народа в Великой Отечественной войне и, конечно, обилие лепнины…

Однако архитектура сталинского периода может иметь вид гораздо менее помпезный, но при этом не лишенный эстетической ценности. Наверное, такой облик домов при слове «сталинка» вряд ли всплывет в голове обывателя, но на деле он хорошо знаком жителям Магнитогорска и других советских городов.

На фото – малоэтажная «Сталинка». Их строили после войны и до конца 1950-х.  Они имеют свои характерные отличительные элементы фасада.

«Рустованные углы здания типичны для социалистического классицизма или, как иногда говорят, сталинского классицизма. У нас в городе встречаются повсеместно в архитектуре от середины 30-х и до середины 50-х годов. Но именно в это время появляются и элементы, которые относятся и к сталинскому ампиру, то есть с военной и социалистической символикой (обратите внимание на серп и молот!)», — говорит Ольга Веремей, доцент кафедры архитектуры МГТУ им. Носова.

«Это элемент называется кивер, точнее — веерный кивер. Декоративный элемент обрамления оконных проемов классической архитектуры 19 века.  Встречается в Ленинском районе: на улице Комсомольской, Горького и на многих домах внутри кварталов от четной стороны Металлургов до Уральской», — добавляет Ольга Михайловна.

Кстати, если ты вдруг забыл, то улица Уральская примечательна ещё и тем, что она первая улица на правом берегу города. Поэтому здесь и в её окрестностях много красивых и старых домов, также она пересекается с ул. Строителей – т.е с так называемым «немецким кварталом», веерные киверы здесь тоже есть.

Веерный кивер, кстати, легко спутать с замковым камнем – это тоже архитектурный элемент, но не фаса в целом, а свода или арки – он имеет клинообразную или пирамидальную форму. На этом, пожалуй, пополнение словарного запаса закончим и дальше будем изъясняться более понятным языком.

Следующий архитектурный элемент, который мы подробно рассмотрим, как раз – арка, я бы даже назвала это целым арочным комплексом. Он расположен по адресу: ул. Комсомольская, 9.

«Это арка в подпорной стенке, которая объединяет пространство квартала по периметру. Арка выполнена для въезда на транспорте. В стенке – также проем для пешеходов. Это, по сути, входная зона в периметральный квартал, то есть квартал, у которого дома выстроены по периметру. Другие отверстия – просто декоративные проемы, обрамленные веерным кивером», — отмечает Ольга Веремей.

Если верить эксперту, особого названия эта арка не имеет, но что нам мешает его выдумать, правда? Аналогичную ей во всём городе не найти, зато арок попроще – сколько угодно.

О периметрах и кварталах разговор тоже зашел не случайно.  Дело в том, что, прогуливаясь в этом районе, то и дело натыкаешься на запертые двери с крыльцами –  бывшие парадные, сейчас это ни что иное, как чёрные ходы.  По замыслу архитекторов, кварталы должны были запираться в тёмное время суток и для этого и были нужны стенки между домами и всевозможные арки, они могли были быть оборудованы металлическими решетками или воротами.

Далее речь пойдет о более узнаваемых декоративных элементах, таких как пилястра и карниз.

Этот дом расположен на проспекте Маркса, в непосредственной близости с первым в СССР крупнопанельным бескаркасным домом №32, сданным в эксплуатацию в 1951 году.  Да-да, это самый настоящий памятник архитектуры, и «панельки» в самом своем начале не были такими серыми, удручающими и даже отдалённо не напоминали те, что «выросли» совсем недавно на «Казачке».

«Пилястра – это полуколонна, выступающая по отношению к плоскости стены. В данном случае является как украшением, так имеет и функциональное значение: является тонкой плитой, закрывающей стыки между крупными плитами, из которых выполнены наружные стены.  Сами пилястры, в данном случае имеют тяги (это горизонтальные выступы), с чуть выступающей  полукапителью в верхней части пилястры», — говорит Ольга Веремей.

Кроме того, на фото ты видишь широкий карниз, своеобразный выступ на стене, поддерживающий крышу, который, я думаю, ты никогда не замечал: не поленись проходя мимо запрокинуть голову и ты увидишь, что он не так-то прост – его нижняя плоскость украшена декоративным элементом под названием «квадратная розетка».

В 1954 году к валсти придет Хрущёв, и уже через год уже не будет никаких «квадратных розеток» – выйдет постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». И все здания, построенные после 1955 года, будут иметь минимум декора, а потом декор вовсе исчезнет.

«Смерть» архитектурных излишеств наглядно представлена на ул. Ленинградской, но лишь на нечетной её стороне и дальше 48-го дома по ул. Ленина, если повернуть на Октябрьскую.

На домах, что напротив 55-й школы и Foxy-shop’а декор есть, но уже не карниза, а пространства под ним – и он очень скромный. Впрочем, этот рисунок имеет собственное название – «пальметта»

«Это линейный орнамент, представляющий собой три стилизованных пальмовых листка над подкарнизным пространством.  А остальные элементы росписи – просто части окружности. Если бы были объемные, назывались бы выкружками… А так это просто роспись на стене», — резюмирует Ольга Веремей.

Также встречается геометрические орнаменты, подчеркивающие линию карниза здания, например, такие:

Но всё же в Ленинском районе куда больше растительных орнаментов, природу которых объяснить сложно. В ЖЖ пишут, что на фото представлена особая техника объемной росписи –сграффито. Однако, эксперт говорит, что мы не можем судить об объемности этого рисунка:

«Это стилизованный растительный орнамент. Можно просто назвать растительный рельефный орнамент на подкарнизной плите крупнопанельного дома. Его нельзя назвать ни горельефом, ни барельефом, поскольку не можем определить насколько он выступает – меньше, чем наполовину или больше, чем наполовину своего объема», — уверена Ольга Веремей.

Кроме того, украшение старых, хрущёвских «панелек» интересно и такой деталью как консоль – в архитектуре это не приборная панель и не игровая приставка, а выступающая в стене часть балки, служащая опорой. В нашем случае – это опора карниза. И если на неё смотреть в профиль, то она может показаться весьма романтичной – и отдалённо напомнить форму сердечка. Ох уж эта архитектурная эстетика!

Фото: Соня Трифонова, Кристина Фоминых

Текст: Юля Зыкова

 

 

Добавить комментарий

Previous post Тяжело ли выживать музыкантам в Магнитогорске? Отвечают: «Легко & Просто»
Next post Непревзойдённый Мастер ужасов: за что мы любим Стивена Кинга?