Жанр Souls-like: почему страдания — радость?

Совсем недавно библиотеки тысяч рядовых геймеров пополнил новый нестандартный платформер в антураже Тёмного Средневековья — Blasphemous. Выделяется на фоне других инди-новинок осеннего сезона новый проект ещё и своей принадлежность к такому малочисленному жанру, как Souls-like. Тем любопытнее, что Blasphemous — это Souls-like не только в геймплейном, но и в чисто философском плане, поскольку весь сюжет и лор построены вокруг одной простой мысли: «Чтобы достичь своей цели игроку придётся много страдать». Так что же это за зверь такой, и причем здесь вообще «души»? Давайте разбираться.

Сам жанр, как таковой, не имеет четкого названия, а лишь заимствует его у своего прародителя — игровой серии Souls. Зародилось это чудо с игры Demon’s Souls, которая, по какой-то причине, получила меньшую известность, чем ее наследники в лице трилогии Dark Souls. Вероятно, тут сыграла свою роль эксклюзивность «Демонических душ» для консоли PS3, но факт остается фактом — своё начало будущая легенда игропрома, а по совместительству и главная его ненависть — жанр Souls-like, берет именно отсюда.

Так что же он из себя представляет? На первый взгляд, каких-то явных различий можно и не заметить. Оно и понятно: игра вобрала в себя львиную долю RPG-составляющей, приправив это дело, как ни странно, файтингами. Да-да, вы не ослышались. Но дьявол, как говорится, кроется в деталях, коих тут вагон и маленькая тележка.

Главной жанровой особенностью нашего сегодняшнего гостя является большой упор на тактику и грамотное позиционирование игрока. Ваши движение должны быть отточены до уровня профессионального балерона. Каждый ваш шаг должен быть тщательно выверен, а вся игра в целом завязана на грамотном менеджменте ваших действий. В силу игрового ограничителя в лице полоски выносливости, количество ваших ударов, перекатов и прочих движений довольно сильно ограничено, от чего ребром встает вопрос правильно позиционирования. А если учесть, что в 95% случае ваши оппоненты будут многократно сильнее вас, тут же вскрывается очередная проблема — грамотная прокачка.

В серии Souls, как и во множестве её подражателей, прокачка героя является краеугольным камнем вашего приключения, так как именно от неё зависит ваш дальнейший стиль игры, ограничивающий вас необходимостью прокачки конкретных навыков. Тут же на сцену выходят те самые элементы файтингов, о которых я говорил выше. Так как основная часть сражений проходит в рамках ближнего боя, то без своих особенностей данный аспект обойтись не мог. Для представителей данного жанра свойственно делать большой уклон на проведение большого количества комбо-атак, разного рода блоков, а местами даже и парирований. Souls-like заимствует почти всю основу файтингов, оставляя не у дел лишь необходимость уничтожения клавиатуры или же геймпада в попытке проведения сложного комбо.

Тут все гораздо проще — ты наносишь пару-тройку ударов, после чего бой превращается в смертельный танец с непредсказуемым исходом. Тебе остается только раз за разом перекатываться от оппонента в надежде сохранить в целости свою полоску здоровья или же активно парировать. Последнее, к слову, дано не каждому в силу того, что данная механика крайне требовательна к реакции игрока, ведь для проведения парирования нужно подловить нужный момент, время которого порой исчисляется в миллисекундах.

Исходя из вышеперечисленного, несложно сделать вывод, что жанр относится к разряду нишевого. Он не для всех, так как порой зашкаливающий уровень сложности не просто отбивает желание дальнейшей игры, но и уничтожает бесценные нервные клетки, забирая с собой впридачу ваши геймпады, мышки и прочую игровую периферию. Вот что такое жанр Souls-like вкратце: неимоверно сложный и требовательный к игроку деспот, для которого растоптать вас не просто забава — это его главная цель.

Данный жанр нацелен сугубо на тех, кто готов проверить свои нервы и смекалку на прочность, так как практически каждый бой требует определенного подхода и тактики, в которых каждый ваш шаг должен быть выверен до мелочей. Вам может показаться, что данный жанр является худшим из всех, так как он не приносит игроку ничего кроме боли. Но, как ни странно, именно в ней и кроется его самая приятная часть. Вот пример: спустя десятки безуспешных попыток победить очередного босса, вы, иссякший физически и эмоционально, наконец-то одерживаете долгожданную победу. Человеку, не игравшему в игры данной серии, будет довольно сложно представить ту эйфорию, которую получает игрок в этот момент. Подобное удовольствие от победы банально не поддается никакому сравнению. Это надо прочувствовать лично. Именно это те эмоции, за которыми люди толпами идут в Souls-like игры: неподдельная радость от победы, которой предшествовали часы страданий, на которые игрок сам же подписался собственной кровью.

Данный жанр позволяет тебе выйти из зоны комфорта, загнать себя в рамки, где тебя не просто отказываются вести за ручку на протяжении почти всего прохождения, а попросту отрывают тебе руки и ноги, оставляя тебя в мирах, наполненных отчаянием и жестокостью, где даже рядовой противник, может отнять у тебя несколько часов. И по итогам всех этих страданий, игрока ожидает лишь одна награда — чувство радости и гордости за самого себя, сумевшего преодолеть по-настоящему тяжелое приключение, которое под силу далеко не каждому. И как бы это странно ни звучало, но нельзя посоветовать всего одного представителя данного веяния, который послужит для вас лишь «Ознакомлением с жанром». Все игры нацелены на вашу закалку, когда вы, выходя из очередного боя, раз за разом закаляете себя, совершенствуя не только свои умения в данной игре, но и общие навыки: реакцию, логику и усидчивость, которую, поверьте моему опыту, вы сможете натренировать до софткапа.

Конечно, не все игры жанра Souls могут похвастать подобным. В каких-то хромает реализация и вся сложность заключается не в самих битвах с врагами, а в кривом управлении, битва с которым, увы, зачастую сложнее, чем с любым боссом. А где-то сложность непростительно мала, отчего очередная победа не кажется чем-то невероятным, ты принимаешь ее просто как данность.

Безусловно, Souls-like является одним из ярчайших представителей жанровых сословий в современном мире. Он, как бы это странно это не звучало, зачастую выполнен с душой. Как на рынке преобладают продукты, ставящие себе основной целью выкачку денег, так и игры данного жанра дают игроку по-настоящему незабываемый опыт и гордость. Гордость за самого себя. Ну а чего только стоит лор большинства его представителей, изучать который можно часами.

Конечно, игр в направлении довольно мало, так как тут важен баланс, соблюдение которого играет ключевую роль в их успехе. Хотелось бы, чтобы представили Souls-веяний радовали нас куда как чаще, а громкие релизы, вроде Blasphemous, случались с большей регулярностью. Но, к сожалению, не каждый разработчик готов взвалить на себя груз создания очередного подобного проекта, так как зачастую он практически неподъемный.

Если вы из того типа людей, который я обозначил выше и готовы пройти через боль, ад и муки, итогом которых станет чувство первозданной эйфории, то можете оценить следующие проекты, которые дадут вам попробовать самый сок жанра: Demon’s Souls (при условии наличия у вас консоли PlayStation 3 или ее эмулятора), серия Dark Souls, Blodborne (для обладателей PlayStation 4), Sekiro: Shadow Die Twice, Nioh, Hollow Knight, Salt and Sanctuary, собственно, сама Blasphemous и уж на совсем любителя Let it Die.

Текст: Александр Пучкарёв

Добавить комментарий

Previous post 9 привычек помогут быть энергичнее и бодрее каждый день!
Next post Наруто умер за ваши грехи