Руки прочь от кинокомиксов

Одно дело, когда Владимир Мединский называет читателей комиксов «дебилами» — от министра культуры нашей необъятной и не таких трюков можно ожидать. Совсем иное дело, когда своё публичное «фи» в отношении комиксов, а точнее их экранизаций, высказывает именитый режиссёр с мировым именем и неоспоримым влиянием на всю индустрию — Мартин Скорсезе, режиссёр таких культовых картин как «Славные парни», «Таксист» и «Последнее искушение Христа».

Я не смотрю их. Я пробовал, понимаете? Но это не кино. Если честно, самое ближайшее, с чем я могу их сравнить — это тематически парки. Даже с учетом их качества и актёров, которые работают на максимум в подобных условиях. Это не кино про людей, пытающихся передать друг другу эмоциональный и психологический опыт.

Мартин Скорсезе, режиссёр

Своё неодобрение фильмам по мотивам комиксов икона кинематографа высказал в своём интервью журналу Empire. Реакция со стороны людей, непосредственно вовлечённых в экранизирование комиксов, не заставила себя долго ждать: вскоре на высказывание Скорсезе ответили актёры киновселенной Marvel Сэмюэль Джексон и Роберт Дауни-мл., а также режиссёр «Стражей Галактики» Джеймс Ганн.

Роберт отреагировал предельно спокойно и сказал, что мнение Скорсезе — это просто его мнение, и ничего трагичного для фанатов кинокомиксов не случилось оттого, что режиссёру уровня Скорсезе не нравится то же, что и им. Джексон похожим образом отметил, что не считает высказывание Скорсезе, с которым сам Сэмюэль имел опыт совместной работы в фильме «Славные парни», чем-то из ряда вон выходящим, хотя критика фильмов Marvel, на взгляд Джексона, ничем не отличается от критики старых мультфильмов про Баггза Банни — кино может и должно быть разным, в том числе таким, которое не нравится Скорсезе.

Это всё равно что сказать, что Багз Банни несмешной. Фильмы есть фильмы. Ведь точно также не всем нравится творчество [Скорсезе]. У всех есть своё мнение, и это нормально, поэтому я не собираюсь мешать кому-то снимать фильмы.

Сэмюэль Л. Джексон, актёр

Эмоциональнее всех отреагировал на критику кинокомиксов Джеймс Ганн — преданный фанат как самого Скорсезе, так и комикс-культуры. В своём Твиттере Ганн высказал сожаление по поводу того, что Мартин берётся критиковать фильмы Ганна, даже не посмотрев их, как некогда религиозные организации в США (и в России, кстати, тоже) критиковали и требовали запрета шедеврального фильма «Последнее искушение Христа», срежиссированного Скорсезе, даже не посмотрев его.

Мартин Скорсезе входит в пятёрку моих любимых ныне живущих режиссёров. Я был в ярости, когда люди бастовали против «Последнего искушения Христа», не посмотрев сам фильм. Мне грустно, что теперь Мартин оценивает мои работы таким же образом.

Джеймс Ганн, режиссёр

Смотрел ли Скорсезе «Стражей Галактики» или нет — сказать сложно. Сам Мартин, справедливости ради стоит отметить, подчеркнул в своём интервью Empire, что действительно пытался смотреть фильмы по комиксам, но они ему всё равно не понравились. Какие из конкретных тайтлов попали в мувилист режиссёра неизвестно, но именно по этой причине его критика в отношении кинокомиксов несерьёзна — мы просто не можем даже предположить, какие из бесчисленного множеств фильмов про супергероев не смогли произвести на него впечатление.

Что ж, ведь фильмы Marvel всё-таки показывают в кинотеатрах, так? Я ценю его мнение, ведь это как везде в жизни: нам нужен весь спектр точек зрения, чтобы сойтись на чём-то и двигаться дальше. […]По сути, это всё равно, что сказать «Говард Стерн — это не радио». В этом нет смысла.

Роберт Дауни младший, актёр

Фильмы по комиксам — это такой же жанр, как и комедии, триллеры, мелодрамы, боевики или хорроры. И среди них, бесспорно, немало несмотрибельного мусора. Но в то же самое время очень многие кинокомиксы — это настоящее искусство в лучшем его определении. В киновселенной Marvel, которой, в частности, и было посвящено спорное высказывание Скорсезе, помимо неудачных деньговыжимающих опусов есть и действительно впечатляющие картины, вроде тех же «Стражей Галактики», первого «Железного Человека», первого «Человека-Паука» или «Войны Бесконечности». Эти фильмы были сделаны с любовью и трепетом, за ними стоит авторская идея, они рассказывают пусть и несложную, но по-своему трогательную историю.

Однако не только у Скорсезе, но и у многих профессиональных критиков кинокомиксы по-прежнему вызывают чувство пренебрежения. Иногда это связывают с завистью к их коммерческому успеху, но в подобных обвинениях вряд ли есть разумное зерно — тот же Роберт Дауни-мл., равно как и «крёстный отец» КВМ Кевин Файги не разделяют этих подозрений: тому же Скорсезе, например, незачем завидовать успеху Marvel, покуда его собственные авторские картины стабильно получают и копеечку зрителей, и номинации на престижные награды.

Номинации на кинонаграды и, в частности, на Оскар — это вообще отдельный предмет споров касательно художественной значимости экранизаций комиксов. С одной стороны, многие кинокомиксы удостаивались как номинаций, так и самих наград: Хит Леджер получил свой посмертный Оскар именно за роль Джокера, например. И всё же среди членов Киноакадемии достаточно популярно мнение о том, что комиксовые фильмы ни за что нельзя выдвигать на главную награду.

Исключения бывают: в прошлом году сразу три статуэтки забрала «Чёрная Пантера», в числе прочего номинированная и на «Фильм года». Однако достижением для КВМ это назвать трудно — действительно стоящую «Войну Бесконечности» даже не стали номинировать, тогда как статуэтки «Чёрной Пантеры», как принято считать у рядовых зрителей, стали не более чем следствием удачного каста, состоящего практически полностью из афроамериканцев. Стоит ли вспоминать о том, что предыдущий Оскар для кинокомикса достался «Отряду самоубийц», для которого статуэтка «За лучший грим» была просто приятным бонусом к нескольким номинациям на «Золотую малину»?

Словом, номинации на Оскар для фильмов по комиксам — вещь неоднозначная, как и сама престижнейшая кинонаграда в последние годы, будем честны. Однако у Оскара есть ещё небольшой шанс на реабилитацию, ведь в следующий раз быть номинированными на Оскар могут оказаться сразу два фильма по мотивам комиксов: «Мстители: Финал» братьев Руссо и «Джокер» Тодда Филлипса. Кроме того, давно уже ходят слухи о номинациях главных актёров обоих фильмов: Роберта Дауни-мл. за роль Тони Старка и Хоакина Феникса за роль Джокера.

Конечно, вряд ли у «Финала» есть реальные шансы уделать безупречный во всех отношениях психологический триллер Тодда Филлипса, который уже успел сорвать беспрецедентного для кинокомиксов Золотого Льва Венецианского кинофестиваля, но конкретно по актёрской номинации было бы в высшей степени занимательно увидеть двумя фаворитами именно Дауни-мл. и Феникса.

Если же очередная статуэтка отойдёт фильму, чей каст отличается поразительной инклюзивностью, а Хоакина Феникса всё-таки прокатят с вторым Оскаром в истории за роль Джокера, то на этом можно будет окончательно разочароваться в Оскаре (если вы этого почему-то не сделали после того, как «Фильм года» отошёл «Лунному свету»). Впрочем, так ли вообще важно, чтобы Американская киноакадемия и режиссёры уровня Скорсезе признавали кинокомиксы серьёзным драматическим искусством?

Сам Роберт Дауни-мл., например, считает свою номинацию на Оскар за роль Тони Старка излишней, а Файги отдаёт предпочтение фанатским отзывам, а не престижным кинонаградам в оценке своей работы. Да и первая строчка в списке самых кассовых фильмов человечества, в принципе, много более завидная участь, чем Оскар за «Фильм года». Но в желании многих фанатов, чтобы кинокомиксы получали престижные награды и высокие оценки от людей вроде Скорсезе, есть всё же своя логика — позиция Дауни-мл. и Файги имплицитно строится на стереотипе о некоторой культурной ущербности кинокомиксов. Если фильмы по книжкам с картинками действительно не чепуха, то почему бы не признавать это всем дружным киносообществом хоть изредка?

Отдать Оскар «Джокеру» — это не просто признать сам фильм стоящим главной награды в мире кино, это признать сами кинокомиксы стоящими того, чтобы тягаться с теми самыми фильмами Скорсезе по своей культурной значимости. Иронично, что именно фильмами Скорсезе и «Таксистом», в частности, и был вдохновлён «Джокер» даже больше, чем оригинальными комиксами DC. Вдвойне ироничнее, что в этом году «Джокер» мог бы состязаться за главную статуэтку с новым фильмом самого Скорсезе — «Ирландцем», но не будет этого делать лишь потому, что к фильмам с сервиса Netflix Киноакадемия относится не менее пренебрежительно, чем к фильмам по комиксам, но уже по другой причине. И об этом тоже стоит когда-нибудь поговорить.

Константин Морозов

Добавить комментарий

Previous post Как оно было: преимущества и недостатки летней работы в Крыму
Next post «Не обо всем»: Judy Rain&Bent