Уберите Netflix и 3D от моего аниме

Буквально вчера сервис Netflix «порадовал» поклонников киберпанк-аниме сразу двумя новостями: сначала на суд публики выкатили полноценный тизер аниме-сериала Ghost in the Shell: SAC_2045, а затем продемонстрировали первые кадры сериала по роману Ричарда Моргана «Видоизменённый углерод». Впрочем, на самом деле, радости обе новости принесли мало — восторга вид грядущих проектов не внушает.

Постановкой Ghost in the Shell: SAC_2045 занимаются Кэндзи Камияма и Синдзи Арамаки. Первый уже известен фанатам франшизы как постановщик сериала Ghost in the Shell: Stand Alone Complex. По популярности и художественной ценности «Синдром одиночки», само собой, даже близко не может посоревноваться с дилогией Мамору Осии, но и откровенным провалом назвать его нельзя. Поэтому ни особого восторга, ни крайнего разочарования само имя Кэндзи Камиямы в числе создателей сериала не вызывает — масштаб личности совсем не тот, что у Осии.

Синдзи Арамаки, в свою очередь, известен как режиссёр полнометражки Starship Troopers: Invasion, являющейся продолжением популярного фильма «Звёздный десант». Если «Комплекс одиночки» Камиямы — это вполне традиционное 2D-аниме, то «Звёздный десант: Вторжение» выполнен полностью в трёхмерной графике и с устоявшимися канонами японской анимации имеет мало общего. Отметить же режиссёрскую работу Арамаки в отрыве от стилистики непросто — ничего выдающегося в фильме по вселенной Роберта Хайнлайна нет.

Иными словами, имеющийся на сей день коллектив создателей пока ничем особенным не выделяется. Отчасти это, конечно, лишь печальное следствие того обстоятельства, что все, кто так или иначе задействованы в работе над франшизой Ghost in the Shell, вынуждены работать в тени гениального визионера Мамору Осии, поставившего первые два фильма серии, но для русскоязычных фанатов в числе авторов сериала для Netflix есть одно примечательное имя. А примечательно оно тем, что для авторов аниме-сериала оно слишком славянское — дизайном персонажей заведует российский художник Илья Кувшинов, уже несколько лет живущий в Японии.

Теперь же Netflix выкатили нам полноценный тизер, и мы можем сами оценить, насколько удобоваримой получилась анимация нового «Призрака в доспехах». Ведь, кто бы что ни говорил, анимация — это первое и главное, на что мы обращаем внимание, когда смотрим мультипликационные продукты, независимо от их жанра, целевой аудитории и стилистики. И здесь Netflix показывают завидную, но и удручающую стабильность — новый Ghost in the Shell выглядит плохо.

О том, что новый сериал будет выполнен целиком в 3D, было известно уже давно, и уже тогда это вызывало неиллюзорные опасения за качество будущего сериала. Аниме и 3D редко органично друг с другом сочетаются. Есть, конечно, всё тот же второй Ghost in the Shell Мамору Осии, ребилды Neon Genesis Evangelion или, пусть и с натяжечкой, но Ajin. Но это скорее исключения, тогда как правило состоит в том, что аниме от привнесения 3D становится только хуже. Самый хрестоматийный пример — франшиза Berserk, которая становилась тем хуже, чем больше CGI-графика заменяла в ней ручную анимацию. По итогу из золотой классики Berserk превратился в непотребное позорище, которым ещё долго будут попрекать всех хоть сколько-либо сопричастных.

Дополнительного скепсиса добавляло то обстоятельство, что новый сериал разрабатывается под патронажем Netflix. Адаптации аниме от Netflix уже давно стали мемом. Выбор афроамериканского актёра на роль L в лайв-экшне по Death Note является далеко не самым забавным случаем, вопреки стереотипам. Devilman Crybaby, хоть и был создан при участии неоспоримо талантливого Юасы Масааки — режиссёра «Сказа о четырёх с половиной татами», вышел просто отвратительным с точки зрения анимации (сценарий был таки на высоте — спору нет). А ведь в основе сюжета лежала шедевральная манга Го Нагаи и не менее шедевральная трилогия OVA — Netflix же будто надругались на культурным достоянием, как это выглядело в глазах преданных фанатов.

Но куда ближе к новому Ghost in the Shell другая адаптация прекрасной манги — полнометражная экранизация BLAME! Цутому Нихея. Во-первых, BLAME! как и Ghost in the Shell — это классический киберпанк. Во-вторых, BLAME! также был выполнен полностью в CGI, чего даже Devilman Crybaby к его счастью смог избежать. И BLAME! — это самый яркий пример того, как привнесение 3D-графики в произведения, изначально нацеленные на 2D-формат лишает их всего шарма.

Оригинальная манга Цутому Нихея была настоящим произведением графического искусства. Архитектура, дизайн персонажей, сеттинг, композиция фреймов — всё было выверено до мельчайших деталей. Мрачный постапокалиптичный мир неостановимой техно-акселерации Цутому Нихея — это жемчужина японской комикс-индустрии, не иначе. То, что сделали авторы экранизации BLAME! от Netflix, превратив его работы в 3D-локации, нельзя назвать иначе, кроме как кощунством и святотатством. В CGI мир Нихея стал блеклым и невзрачным, потерял всё своё меланхоличное обаяние.

Само собой, Netflix в этом случае не те, кто собственноручно разрушают прекрасные миры, превращая их в 3D-мусор, а лишь те, кто дают гринлайт на это. Но пример с Юасой Масааки, а также некоторыми другими авторами, не всегда связанными именно с аниме, подтверждает также и ту странную закономерность, что аниме-сериалы для Netflix выходят непотребным даже тогда, когда ими занимаются талантливые авторы. Что это за злое проклятье? — один Бог ведает.

Оглянувшись на всё это, ещё раз вернёмся к известию о том, что новая сериализация Ghost in the Shell будет использовать CGI. Конечно, некоторые фанаты ещё питали надежды на то, что авторам удастся сделать из всего этого нечто достойное: Innocence тоже был 3D, «Комплекс одиночки» многим даже понравился, а некоторым даже просто имени Ильи Кувшинова в числе авторов хватило, чтобы поверить в успех грядущего сериала (а ведь некогда русская певица Ольга «ORIGA» Яковлева исполняла саундтрек для «Призрака в доспехах» — то есть Илья даже не первый наш земляк, который приложил руку к легендарной франшизе).

Но вчера мы увидели этот трейлер и всё стало на свои места. Никто не удивился, но смотрится анимация нового Ghost in the Shell плохо. Патриотичных фанатов аниме можно успокоить — дизайн персонажей, которым и занимался Илья Кувшинов, действительно на высоте. Но его дизайн натянули на плохо двигающиеся CGI-модельки в антураже чем-то отдалённо напоминающем GTA: San Andreas (и тут это не комплимент).

Конечно, ставить крест на сериале ещё рано. Возможно, новое аниме не будет чем-то на уровне дилогии Осии, но у него всё ещё есть шансы удивить нас чем-то помимо анимации. В конце концов, многим и Innocence из-за своей анимации казался странным и даже аляповатым. Так что стоит дать этой работе шанс — ведь и Devilman Crybaby также многим запомнился как нечто уникальное и неповторимое, при всей отвратности его анимации.

С «Видоизменённым углеродом» примерно та же ситуация. Это тоже аниме, тоже Netflix, тоже киберпанк и тоже 3D. Постановщиком выступает Дзё Накадзима — режиссёр мувика по Final Fantasy. Зато в числе сценаристов значится Дай Сато — автор целого ряда значимых аниме в жанре и стилистике киберпанка (или около того): всё тот же Ghost in the Shell: Stand Alone Complex, Ergo Proxy и Cowboy Bepop. То есть как минимум один человек, который понимает как делать хороший киберпанк (в отличие от автора оригинального романа Ричарда Моргана), в команде есть. Подкачает ли так же сильно анимация — загадывать рано. В движении мы аниме ещё не увидели, хотя сами опубликованные кадры доверия, очевидно, не внушают, а стилистически всё выглядит даже чересчур безвкусно, чего о SAC_2045 сказать нельзя.

Но если Ghost in the Shell — это легендарная франшиза, то «Видоизменённый углерод» — это далеко не лучший образчик жанра. Конечно, и у оригинального романа Моргана, и даже у сериала 2018 от того же Netflix (с которым, кстати, аниме будет происходить в одном сеттинге) есть свои фанаты. Но насколько эти фанаты — поклонники жанра, останется открытым вопросом. Открытым вопросом останется и то, сможет ли Netflix хотя бы в случае с одним из этих двух сериалов не ударить в грязь лицом и выдать нечто достойное. Хочется верить.

А оценить оба киберпанк-аниме можно будет весной 2020 года — самое время откладывать со студенческих завтраков на подписку на Netflix.

Константин Морозов

Добавить комментарий