Болонская система в России: плюсы и минусы образовательной евроинтеграции

5 ноября на заседании Совета по русскому языку президент РФ Владимир Путин высказал сомнение в правильности разделения высшего образования на бакалавриат и магистратуру.

В России с 2003 года действует Болонская система образования, которая и подразделяет высшее образование на 2 ступени: бакалавриат и магистратуру. На сегодняшний день в Болонском процессе участвуют 48 стран и главной целью этого процесса является создание единого европейского пространства высшего образования. Существуют несколько принципов Болонской системы, которые заключаются в следующем: введение двухступенчатого уровня образования; введение кредитной системы ECTS; обеспечение трудоустройства выпускников; расширение мобильности и др.

Однозначного ответа на вопрос о полезности Болонской системы для российского образования нет, так как Болонская система, как и любая другая, имеет свои минусы и плюсы.

К первому плюсу Болонской системы можно отнести то, что после окончания бакалавриата, студенты могут продолжить обучение в магистратуре, затем в аспирантуре и наконец в докторантуре, то есть докторскую степень можно будет получить за 910 лет после начала обучения. Также студент имеет возможность получить степень бакалавра по одной специальности и продолжить обучение в магистратуре уже по другой.

Вторым плюсом является существование двуязычных программ и программы «двойных дипломов», которые помогают выпускникам вузов в поиске подходящей работы в других странах. Третий плюс — это концепция непрерывного образования, которая позволяет в течение жизни получить несколько дипломов и ученых степеней.

Разумеется, в Болонской системе есть как плюсы, так и минусы. К первому минусу можно отнести систему оценивания, которая основывается на баллах. Существует ряд обязательных дисциплин, за которые студенты получают баллы, а вот с остальными дисциплинами дела обстоят хуже, ведь по сути студенты должны набрать лишь определенное количество баллов, поэтому учащиеся выбирают более лёгкие и простые дисциплины.

Вторым минусом можно назвать утечку мозгов. Специалисты, закончившие обучение в университетах, в поисках лучшей работы и высокой зарплаты будут вынуждены уезжать в более развитые страны.

Возможность поехать на некоторое время для обучения в другой вуз или даже в другую страну можно отнести как к плюсу, так и к минусу. С одной стороны, эта возможность даёт студентам возможность получить новый опыт и знания, с другой стороны оказывается, что крайне малая часть студентов действительно может поехать обучаться в другие университеты или государства.

Переход России к Болонской системе образования спустя 16 лет после её введения даёт неопределенные результаты. Российское образование до сих пор находится на разных уровнях с европейским, но при этом европейские вузы стали значительно доступнее для российских студентов. Безусловно, Болонский процесс способствует созданию единой европейской системы образования, но в России его реализация требует доработки.

Дарья Спиридова

Добавить комментарий