Иван, Данило и Яблочная Машина Дарья

«Мой лирический герой сидит в Михайловском саду — он курит папиросы у всех на виду…» — вот так БГ как-то взял, придумал и спел. БГ — он же Борис Гребенщиков, тот самый, что основал рок-группу «Аквариум» почти полвека назад. У него совсем недавно, 27 ноября, был День рождения. Но речь-то не о нём. Речь о Лене Кононенко — той самой, что взяла и показала, о чём песни БГ-то.

Как? Очень просто. Недавно (и в День рождения БГ — тоже) состоялась премьера спектакля «Иван и Данило». Вернее, моноспектакля. Эту сказку-притчу, полную добродушного юмора и одновременно философских вопросов, написал Борис Гребенщиков. И Ивана, и Данилу, и всех остальных героев сыграла сама Лена, обеими руками и ногами, скромным, но ярким и необычным реквизитом, и, что самое прекрасное, всей душой. Был на сцене и сам автор этого чудного произведения; точнее, его художественный образ — его роль исполнила кукла-близнец певца. Актриса же, будто в сказке, сделалась «легче пёрышка, громче жаворонка» — и вспорхнула на сцену, играть. Танцевала, пела — и на маленьком пятачке сцены вдруг выросла эта самая лёгкая и философская сказка, написанная, может быть, именно для этого… Спектакль ожил, как оживает такой фильм, который смотришь, не отрываясь ни на секунду и не пошелохнувшись, с открытыми глазами и ртом.

Пространство, время, ощущения на сцене передать непросто. «Совершенно ненаучная ситуация», как говорится в этой сказке. Произведение «Иван и Данило» очень специфичное — его действие не поддается законам ни второго, ни первого. А вот третье можно понять только через автора, как думала я. Но актриса сделала невозможное — она будто бы срослась с автором, увидела их образы и показала нам вот таких героев. Вот таких, со всеми их милыми и честными заморочками, мыслями, искренней светлостью и почти детской непосредственностью. Взяла и сыграла их — счастливых людей, живущих под солнцем, в избе, с Яблочной Машиной Дарья. Тех самых, которым посвящена целая сказка рокера. У неё и костюм похожий — почти как у игрушечного БГ на сцене.

Садишься, готовишься увидеть обыкновенный спектакль, как в театре, и… Да, этот спектакль и не в здании театра играют, а в пристанище рок-тусовки — в «Gibson Bar». Хотя какая разница, собственно, где его играют? Гребенщикову — ну, тому, что играет его роль на сцене — здесь очень нравится.

«Вот идут Иван и Данило…» — вспомнишь или пропоёшь. И дело не в том, что это спектакль, на который надо сходить — это спектакль, на который просто надо. Спектакль, на котором от души просится смех, а потом в секунду куда-то в сознание проваливается светлая грусть, которая, пусть и сказана другими словами, но такая знакомая, будто и каждый день, и давно-давно…

Герои не могут не подкупить своей простотой и душевностью. Они настолько искренне видят мир в его лучших проявлениях и красках, что кажется, не бывает более светлого и чистого взгляда на эту жизнь. Или бывает, может, и у всех нас, но мы его почему-то утрачиваем. А вот Иван и Данило — они не только не утратили, но и сделали свой нерушимый мир таким. БГ сделал.

И героев в сказке совсем не двое, а намного больше. Но актриса играет каждого нового так, будто бы знакома лично сто лет и вообще чай с ними пила, с каждым. Костюм на всех — почти один, если не считать бород и шапок, и она одна. Весь её инструмент — музыка, голос и мимика. Движения. Танец…

Иван и Данило. О них ведь очень долго и много можно говорить. А только вот надо ли? Надо! Ещё как надо!

Дарья Фокина

Добавить комментарий