Клоунский рессентимент

Сначала я думал, что церемония награждения Оскар 2020 — это трагедия. Сейчас, спустя почти неделю, я понимаю, что это комедия. Страсти поутихли, гнев и торг сменились принятием, а исторический минимум зрителей трансляции в очередной раз был зафиксирован. Теперь Оскар уже не инфоповод, а значит самое время поговорить о том, почему Оскар 2020 стал, пожалуй, одним из самых печальных событий киноиндустрии последних лет. А поговорить об этом стоит хотя бы потому, что практически никто в массовом порядке не был этим Оскаром задет или расстроен. Большинство людей, кажется, осталось довольно итогами последнего Оскара, даже несмотря на угасающий интерес к этой кинопремии. И это печальнее всего.

Вспомните награждение 2017 года и его главные итоги — получением фильмом «Лунный свет» статуэтки за лучший фильм года. Сложно вспомнить хоть одного человека, который не остался бы разочарован подобным решением Американской киноакадемии. Многие, даже не будучи знакомы с самой картиной, ринулись месить работу Барри Дженкинса с нечистотами, и ведь незаслуженно. «Лунный свет» при всём прочем был неплохим фильмом, однако он очевидно не тянул на главную премию. И не столь важно, чьим фаворитом был «Ла-Ла-Ленд», а чьим «Прибытие» — все дружно кинулись ругать киноакадемиков за пресловутое «прогибание» под чёрных, геев, феминисток, а лучше — под чёрных геев-феминистов.

И награждение 2017 было просто прекрасно. Серьёзно, лучшего решения киноакадемики не могли принять. Проблема Оскара 2017 была не в том, что главную статуэтку (а другие номинации, как правило, всем остальным вообще остались безынтересны) отдали явно недотягивающей драме про афроамериканца-гомосексуала из неблагополучного района. Главная проблема была в том, что на главной номинации вообще не было выдающихся картин. Все были в восторге «Ла-Ла-Ленд». По моим ощущениям, именно он был фаворитом основной части как местных, так и заокеанских кинолюбителей. Но кто сейчас вспоминает «Ла-Ла-Ленд»? Даже всем обруганный, но таки урвавший статуэтку за лучший грим «Отряд самоубийц» сегодня вспоминают чаще, чем главного фаворита главной номинации главной кинопремии.

«Лунный свет» — лауреат премии Оскар 2017 года в номинации лучший фильм

На награждении в 2017 году не было представлено ни одного фильма, который однозначно можно было бы занести в анналы истории, как главное событие 2016 года. И именно поэтому я не считаю трагичным, что киноакадемики пожертвовали частичкой своей репутации, чтобы увековечить недостойную такой чести драму «Лунный свет». Ведь всё дело не в том, что киноакадемики какие-то особенные, что их субъективное мнение имеет больший вес, чем оценки на Кинопоиске или IMDb. И именно по этой причине возгласы недовольных их решением киноманов о том, что Оскар этот ваш ничего не значит, важно только мнение зрителей, и яйца выведенного не стоит.

Оскар — это не просто обмен киноакадемиков со зрителями своим мнением о том, какие фильмы были лучшими в прошедшем году. Будь это так, то Оскар был бы просто не нужен, а киноманы бы не хватались за голову каждый раз, когда статуэтки дают не за качество фильма, а за соответствие левопрогрессивной повестке. Весь смысл в том, что Оскар — это именно событие. Раньше преимущественно радостное, сегодня всё чаще печальное, но событие. Рецензия на «Медузе» не событие, отзыв на Кинопоиске не событие, разговор с друзьями о просмотренных кинолентах за чашкой чая не событие. В мире вообще мало что является событием — это суть любого события.

Событием может быть и что-то обыденное, вроде неловкого поцелуя двух заплывших пубертарными прыщами школьников или вроде первого уничтожения сложного босса в Dark Souls. Прыщи сойдут и будет ещё тысяча новых поцелуев, а сложных боссов в Dark Souls пруд пруди, да и с тем первым гадом на NG+ можно будет ещё побадаться. Но это уже не будет событием — никто не вспоминает каждый раз, как он целует по утрам свою жену или как он тремя тычками сносит полосу здоровья Дымному рыцарю в Dark Souls 2. Собственно, в этом главный смысл события — оно западает в память и тем имеет для нас ценность.

Оскар — это событие, но не в масштабе жизни отдельного человека, а в масштабе американской индустрии кино. И смысл его не в том, чтобы мы с вами каждый год смотрели мало отличающиеся друг от друга трансляции. Мы вообще не являемся целевой аудиторией Оскара. Точнее, современного Оскара. Когда-то Оскар был на нас рассчитан — пока мы не родились. Оскар нужен не нам, а нашим потомкам, для которых эта премия ввиду своего престижа должна служить главной исторической справкой касательно кинематографа наших лет. Статуэтка за лучший фильм нужна не чтобы пылиться на полке кинопроизводителей и не чтобы мы могли искренне порадоваться, когда наши фавориты берут её в руки. Статуэтка — это всего лишь материализированный придаток к статусу фильма, который поколение сочло её достойным.

По этой причине сегодня я уже избавился от негативных мыслей по поводу Оскара 2017. Может и хороший, но не выдающийся «Ла-Ла-Ленд» — это не тот фильм, который не стыдно показать потомкам в качестве образчика качества и мастерства. «Лунный свет» тоже, но за отсутствием альтернатив он выполняет роль фильма, Оскар которому наше поколение отдало в знак наших изменившихся нравов. Думайте о прогрессивизме, что хотите (я и сам от него не в восторге), но у меня нет проблем с признанием афроамериканцев и гомосексуалов представителями вида homo sapiens. Потому и с фильмом, который отрабатывает именно этот месседж, у меня нет проблем, если он только не отвратителен до основания. И «Лунный свет» под этот критерий попадает.

Но когда я думаю об Оскаре 2020, то всё, что у меня есть, это негативные мысли. Оскар 2020 получился настоящим надругательством на хорошим кино, при том что каких-то особенно плохих картин ни в одной номинации не было. Именно поэтому всем вокруг Оскар 2020 в кое-то веки понравился — из нескольких хороших фильмов выбирали только хорошие. Как уж тут можно сердиться? Ну серьёзно?

И всё же результаты Оскара должны сердить. Вас лично, какой бы из фильмов не был бы вашим фаворитом. Конечно, не во всех номинациях киноакадемики изощрённо обрили главных претендентов. На самом деле, таких номинаций всего четыре: главная, лучший режиссёр, лучший полнометражный мультфильм и лучшие визуальные эффекты. Последний с оговорками, но всё же. И начнём с конца.

«1917» — лауреат премии Оскар 2020 года в номинации лучшие визуальные эффекты

Приз за визуальные эффекты картине «1917» бесспорно заслуженный. Конечно, ничего действительно революционного здесь нет, но нельзя было не отметить того выдающегося технического мастерства, которое показали авторы фильма. И всё же эта номинация не может не доставить человеку, действительно любящему кино, огорчения. А всё дело в том, что это единственная номинация, в которой был представлен «Мстители: Финал».

Ещё раз повторюсь: смысл Оскара не в том, что киноакадемикам дан карт-бланш на вкусовщину. Конечно, без неё никак — о кино физически невозможно сколько-либо серьёзно рассуждать без обращения к своим субъективным симпатиям. И запрещать киноакадемикам быть предвзятыми снобами нельзя — я и сам пишу этот материал из позиции уязвлённого предвзятого сноба. Однако всякий, кому не пять лет, понимает: помимо реального выражения своих искренних симпатий фильмам, киноакадемики руководствуются и некоторого рода целесообразностью. Именно эта целесообразность нередко вынуждает их отдавать целые номинации не за реальную заслугу, а просто чтобы выделить отдельный фильм и заявить: «Да-да, народ, мы в курсе, как он для вас важен».

«Мстители: Финал» объективно заслужил Оскар. И я знаю, что глупо звучит «объективно заслужил». Но здесь я имею в виду, что «Мстители: Финал» — это именно что то самое кинематографическое событие, запечатлеть которое перед потомками является нашим моральным долгом. Как бы вы не относились к Marvel и фильмам по комиксам — только человек, у которого беды с башкой, стал бы отрицать, что последняя часть «Мстителей» — это одна из важнейших вех кинематографа в ушедшем году. Я это говорю не как большой любитетель кинокомиксов, а как человек, который ещё не окончательно сошёл с ума. Не верите мне, поверьте самим киноакадемикам — при общей неприязни к Marvel они выделили под этот фильм самую очевидную номинацию.

«Мстители: Фианл» — номинант премии Оскар 2020 года в номинации лучшие визуальные эффекты

Последние «Звёздные Войны» затесались на номинацию по тому же принципу. И там, и там очевидно классные визуальные эффекты — с деньгами Disney это просто стартовое условие любого их блокбастера. Но оба фильма получили номинации не просто за крутой визуал, потому как ровно такой же визуал был и в остальных крупных фильмах Disney ушедшего года. Просто оба фильма — это большое событие в масштабе всей индустрии. «Скайуокер: Всход» в меньшей степени, «Мстители: Финал» в большей. Огорчает не то, что последний уступил превосходному «1917». Огорчает, что других номинаций у «Мстюнов» и не было. Даже при том, что на главной премии, в сущности, целое вакантное место — «Маленькие женщины» очевидно нужны просто, чтобы забить квоту. Ну а уступи они «Мстителям» номинацию, то независимо от итогов все были бы довольны. Сам факт номинации уже был бы достаточной данью тому делу, которое проделала студия Marvel на пути к, секундочку, самому значимому событию кассового кино в текущем тысячелетии (на данный, разумеется, момент).

Куда больше претензий к избранию четвёртой «Истории игрушек» на роль лучшего полнометражного мультфильма. Главную конкуренцию «Истории» составлял «Клаус», который не только лучше как фильм, но и больше заслуживает внимание как кинособытие. Ни для кого не секрет, что традиционная 2D-анимация в полнометражном кино уже не в ходу. Да, японцы всё ещё рисуют руками, но аниме — это отдельный пласт индустрии, там не диснеевские стандарты анимации (хотя стилистика и была вдохновлена ранним Диснеем, что иронично). «Клаус», снятый в традиционном 2D золотой эпохи Disney, обязан был получить Оскар. Даже той культурной значимостью, что имели первые две «Истории игрушек» для индустрии, нельзя оправдать неполучение Оскара «Клаусом».

«Клаус» — номинант премии Оскар 2020 года в номинации лучший полнометражный мультфильм

Наконец, лучший фильм и лучший режиссёр. В обеих номинациях победила южнокорейская трагикомедия «Паразиты», и это моральное преступление киноакадемиков. Я не говорю, что фильм плох — статуэтки за лучший оригинальный сценарий и лучший иностранный фильм были заслужены. Но именно статуэткой за лучший иностранный фильм и стоило ограничиться. Дать ему номинацию на главный приз тоже было хорошей идеей. Но невозможно понять, как этот фильм мог взять главный Оскар. В одному году с «Ла-Ла-Ленд» и «Лунным светом»? Ради Бога. В один год с «Формой воды» или «Зелёной книгой»? Да, пожалуйста. В один год с «Джокером», «Однажды в Голливуде» и «Ирландцем»? Боже, нет!

Конечно, я большой фанбой «Джокера» и вообще никаким исходом не был бы доволен, кроме как присуждением ему главной статуэтки. Не только потому что это мой любимый фильм — он объективно заслужил главную статуэтку как главное кинособытие. «Джокер» — это фильм, какие бывают редко. Идеальный баланс всех характеристик, чтобы стать и самым кассовым фильмом с рейтингом R, и чтобы получить культовый статус в первую неделю проката, и чтобы сорвать Золотого льва Венецианского кинофестиваля, и чтобы на этом же Оскаре урвать самое большое число номинаций. Глупо и нерационально давать Оскар любому фильму, кроме «Джокера» — ради потомков.

Но даже если не «Джокер», то, вот ведь загвоздка, были в номинации ещё две картины, как по моему вкусу, так и по объективным критериям более заслужившие главную статуэтку — «Ирландец» Мартина Скорсезе и «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино. Два фильма легендарных режиссёра, запечатлевшие целую эпоху. Обе картины значимы не просто как качественные работы талантливых киноделов. Они обе — это очень важная рефлексия над самой темой голливудского кино в разных его исторических гранях. «Паразиты» на их фоне меркнут, насколько бы впечатляющей не была бы работа Пон Чжун Хо.

«Паразиты» — лауреат премии Оскар 2020 года в номинации лучший фильм

И это всё в той же степени справедливо и для статуэтки за лучшую режиссуру. Конечно, фанбойские чувства к «Джокеру» говорят мне, что Тодд Филлипс был бы хорошим лауреатом этой премии. Но из всё той же целесообразности, при условии что главная статуэтка уже в кармане у «Джокера», логичнее было бы отдать статуэтку Тарантино или Скорсезе. Всё-таки Филлипс лишь раз выстрелил «Джокером», до этого специализируясь на похабных комедиях, не сильно обласканных престижными кинонаградами. Скорсезе и Тарантино — мастодонты индустрии, так ещё и режиссура у них лучше, чем у Пон Чжун Хо. У Скорсезе уже есть Оскар за не самый лучший его фильм «Отступники», тогда как Тарантино ещё ни разу не удастаивался статуэтки за лучшую режиссуру (только статуэтки за лучший сценарий к «Криминальному чтиву» и «Джанго Освобождённому»).

Вестимо, Квентин больше остальных в этой номинации был достоин взять приз. Можно оправдать решение киноакадемиков тем, что впереди ещё финальная работы Тарантино, за которую он может и выхватит эту статуэтку. Но зачем гадать наперёд, если перед Тарантино может оказаться ещё более сильный конкурент? Ему и в этот раз пришлось тягаться со Скорсезе, как-никак.

Прошу заметить: моё осуждение в меньшей степени связано с моими личными симпатиями. Я довольно компромиссен даже в отношении главной награды. Отдали бы её Скорсезе или Тарантино, я бы, конечно, плевался желчью, но не стал бы обвинять киноакадемиков в предательстве премии. Теперь же я именно в сём их и обвиняю: Американская киноакадемия предала Оскар именно в тот момент, когда выбрала фильмом 2019 года «Паразиты». Удачный и революционный во многом фильм, но не являющийся тем кинособытием, которое не стыдно показать потомкам.

Когда наши кости сотрутся в прах, а колонизировавшие Марс ретроманы будут листать список лучших фильмов разных годов, они не наткнутся там на великолепного «Джокера». Они посмотрят «Паразитов» и даже получат удовольствие от просмотра, но так и не поймут, что хитрые киноакадемики сотни лет назад их обманули. Обманули, подсунув им вместо главной золотой реликвии её хоть и серебряную, но всё же подделку. А мы, простые зрители, ничего и сделать-то не сможем. А когда какой-то особо умный марсианин-ретроман глянет и другие фильмы главной номинации 2020, то ужаснётся тому коварному обману, который наше поколение с ними провернуло. А нас-то и не будет уже в живых, чтобы оправдаться и скинуть всю вину на недобросовестных киноакадемиков. Радует лишь, что к геям и неграм это наше прекрасное будущее будет толерантно — мы подарили им «Лунный свет».

Константин Морозов

Добавить комментарий

Previous post Ты, мы, все — прекрасны
Next post «Да кто такой этот ваш Поп Смоук?»