Волонтёрство для дурачков
Часто слышите о том, как значим труд волонтёров, которые делают «добрые дела» за «спасибо»? Вынуждены огорчить: вклад волонтёров в решение насущных социальных проблем сильно преувеличен. Лишь малая часть волонтёрских инициатив действительно заметным образом сказываются на благосостоянии общества, да и их эффективность сложно посчитать, чтобы делать какие-то однозначные выводы. Эксперт по волонтёрству Сьюзен Дж. Эллис утверждает, что у нас в распоряжении до сих пор нет сколько-либо вразумительной статистики по волонтёрскому движению.
Неоспоримых преимуществ у волонтёрской деятельности всего два: она способствует низовой самоорганизации в бедных странах и повышает субъективный уровень счастья. Но и с ними не всё так просто. Китайские исследователи Й. Сюй и Н. П. Нгаи доказали, что волонтёрское движение может стать плацдармом для развития гражданского общества, но лишь при определённых условиях и лишь в конкурентной политической среде. Самоощущение же счастья растёт не столько из-за участия в самом волонтёрстве, сколько из-за альтруистических поступков и групповой солидарности. И то, и другое не является чем-то хоть немного уникальным для волонтёрского активизма.
В остальном же к волонтёрству больше претензий, чем хвалебных возгласов. Большая часть современных активистских инициатив малоэффективны и бюрократизированны, а их участники не мотивированны реальной помощью нуждающимся. Ряд академических исследователей критикуют практику волонтёрства как переоценённую, расточительную, неэффективную, эксплутационную и даже аморальную по своей сути. С. Безручка, М. Робертс и Дж. Томпсон высказывают обоснованные сомнения в том, что большинство волонтёров действительно стремятся помогать окружающим. Для большинства из них это широкий простор для злоупотребления предоставляемыми волонтёрам привилегиями.
Достаточно обширную критику практике современного волонтёрства дала левый теоретик Николь Джорджу. При общей спорности многих политических аспектов её анализа нельзя отрицать: Джорджу провела удивительную работу по историческому и статистическому анализу практики волонтёрства. Выводы, как ни странно, далеко не в пользу добровольчества: волонтёрские практики ориентированы на краткосрочную экономическую выгоду и слабо связаны с теми высокоморальными социальными целями, которые декларируют волонтёрские организации.
Занимательную моральную критику волонтёрства дал этический философ хорвато-австрийского происхождения Иван Ильич в своей речи «К чёрту с добрыми намерениями». Студенческие волонтёрские проекты, якобы направленные на помощь нуждающимся, в действительности носят деструктивный характер и основаны на потребительском отношении к этим самым нуждающимся. Туристические поездки приносят бедным странам куда больше пользы, чем интервенции культурно-чужеродных им волонтёрских инициатив.
Аналогичную этическую критику волонтёрства давали бразильский педагог и социальный критик Пауло Фрейре, американский постколониальный исследователь Эдвард Сэйд и даже британская писательница Джоан Роулинг — та самая авторка книг о Гарри Поттере. Волонтёрские акции объективируют опыт крайней нищеты, тем самым обесценивая его. Кроме того, устранение нищеты не является конечной целью волонтёрских организаций — это противоречит сути волонтёрства, основанной на бесконечной самовоспроизводимости волонтёрских акций.
Чаще всего волонтёрская деятельность — это просто-напросто инструмент для трудовой эксплуатации. Как отмечают М. Уорд, Ф. МакГиннесс и М. Уокер, волонтёрский труд нередко привлекают для замены низкооплачиваемых рабочих мест, дабы обойти трудовое законодательство. В результате это не только создаёт ситуацию недобросовестной конкуренции, но и затрудняет социальную мобильность в самых серьёзных масштабах. При этом значимость волонтёрского опыта при приёме на работу заметно преувеличена, как утверждает Дж. Томпсон.
Марк Уокер видит в массовом волонтёрстве потенциальную проблему, так как в долгосрочной перспективе добровольческие стажировки создают большое пространство для злоупотреблений работодателя. Дошло даже до того, что Профсоюзный конгресс Великобритании официально признал волонтёрство распространённой формой трудовой эксплуатации, которую используют благотворительные организации с целью обхода законов о минимальном размере оплаты труда. Дерегуляция рынка труда принесла бы больше пользы, чем повальная увлечённость молодёжи добровольчеством.
Волонтёрство — это не панацея от социальных бед. Чаще всего, это излишне романтизированная и при том заметно переоценённая практика. Есть миллион других способов приносить людям пользу, не ввязываясь в эту трясину бюрократии, эксплуатации и потребительского отношения к бедным. Если хотите сделать мир лучше, то идти вам надо на донат-платформы, а не в «По зову сердца».
Константин Морозов