ДЕНЬГИ ЕСТЬ, НО НЕ ПРО ВАШУ ЧЕСТЬ

25 марта 2020 года президент России Владимир Путин объявил о начале режима нерабочих дней в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Режим самоизоляции, начавшийся 30 марта, стал новым испытанием не только для российских граждан, но и вообще для всей российской экономики в целом, поскольку ввёл новые непонятные правила, из которых следовало, что все, кто может — теперь работают из дома, а если такой возможности нет, то остаётесь вы, россияне, без работы, а, следовательно, и без денег. На резонный вопрос о том, как людям платить за ипотеку, кредиты, коммунальные услуги или на что, банально, покупать еду, народные избранники, уже как обычно, отсылают за ответом по бюрократической лестнице. А совсем недавно по поводу раздачи «вертолётных денег» решила высказаться и участвовавшая в президентских выборах 2018 года Ксения Анатольевна Собчак. В общем-то, если говорить простым языком, то бывшая оппозиционерка, считает, что деньги обычным гражданам раздавать нельзя, так как «люди их проедят», вместо этого она предлагает государству помочь «сильному» бизнесу.

Но не будем раньше времени ругать Ксению Анатольевну за такое спорное высказывание, тем более, как она сама справедливо заметила в эфире радио «Эхо Москвы», что она не экономист и не является экспертом в этой области. Может, просто попробуем разобраться, что такое «вертолётные деньги» и как они могут помочь?

Такой термин как «вертолётные деньги» придумал американский экономист Милтон Фридман, сравнив прямые выплаты государством с разбрасыванием купюр с вертолётов. Фридман считал, что прямые выплаты помогут и гражданам, и экономике. Проще говоря, чем больше у людей денег, тем больше они могут их тратить, а значит с ростом спроса, вырастет и цена. Позже, конечно, термин потерпел некое переосмысление и стал использоваться в роли нетрадиционного инструмента денежно-кредитной политики, который несёт реальный эффект для экономики.

Но все-таки не стоит путать «вертолётные деньги» с безусловным базовым доходом (о котором мы, кстати, уже писали раннее). Их главное отличие в том, что «вертолётные деньги» — это разовая акция, в то время как базовый доход — это регулярная помощь гражданам от государства.

А есть ли страны с опытом раздачи единоразовых выплат гражданам? Да, есть, и, как пример, можно привести США (да простят меня патриоты!). Министерство финансов США решило потратить 2,2 триллиона долларов на прямые выплаты. И, как итог, почти 90 миллионов американцев получили по 1200 долларов. В рубли, кстати, лучше не переводить…

Но, пожалуй, вернёмся к России. Уровень безработицы в нашей стране с каждым днём увеличивается, а самоизоляция, по сути, всё так же продолжается, несмотря на послабления и снятия разного рода ограничений. Государство, в лице Путина и Ко, в этой ситуации, как бы говорит своим гражданам: «Да, мы знаем, что вы платили налоги, да, мы знаем, что вам нужна помощь, но те деньги, что есть, увы и ах, мы не можем вам дать». А между прочим, объём Фонда национального благосостояния дошёл уже почти до 13 триллионов рублей, но вот Ксения Анатольевна, которая не экономист и не эксперт, считает, что если дать каждому гражданину по 20 тысяч рублей, то через 4 месяца ФНБ окажется пуст.

К слову, «вертолётными деньгами» всё-таки решили помочь, немногим, конечно, самым нуждающимся: госкомпаниям и госбанкам. А вы, россияне, держитесь, как и завещал бывший премьер.

Дарья Спиридова

Добавить комментарий

Previous post Рвотный позыв
Next post Как сделать карту желаний?