Подлинность и симуляция: Бодрийяр о современном человеке

Современный человек «симулирует» свою подлинность, поскольку никакой подлинности у человека нет. (Ж. Бодрийяр)

Французский философ-структуралист Жан Бодрийяр знаменит как «Отец постмодерна» — человек, наиболее репрезентативно олицетворяющий своим творчеством сложность философствования в эпоху власти техники и технологии. Его высказывания часто противоречивы, провокативны и вызывают бурную полемику даже далеко за пределами философской среды. Математики Ж. Брикмон и А. Сокал в своей работе «Интеллектуальные уловки: критика современной философии постмодерна» даже подвергали критики стиль его изложения за чрезмерное неуместное использование терминов математики и естественных наук, выставляя его философию как интеллектуальную уловку и профанацию. Однако за нарочитой противоречивостью формулировки может скрываться новый подход к осмыслению классических философских проблем. Раз уж мы говорим о том, что после второй половины XX века человечество благодаря НТР (научно-технической революции) вступило в новую эпоху, то дело философии, как рефлексивной силы человечества, — актуализировать теоретические воззрения ввиду трансформации условий существования человека.

Зачастую можно услышать, что какая-либо эпоха представляет собой кризисную пору, причем эти воззрения исходят не только от философов (однако наиболее часто именно от них). Философия регулярно провозглашает смерть: Ф. Ницше объявил о смерти Бога, пусть и концептуально, Р. Барт — о смерти автора. Так или иначе философия постоянно имеет дело с кризисными ситуациями в гуманитарной сфере. Ж. Бодрийяр тоже критически относился к проблеме современного человека, однако даже если отринуть пессимистическое прочтение данной фразы, то мы видим, что здесь можно проследить критику человеческого общества — обвинение в отсутствии «подлинности». Теперь, когда мы настолько заняты решением проблем искусственного интеллекта, виртуальной реальности, роботов и автопилотируемых автомобилей, мы хотим распространить влияние человечества на космос — разве вопрос подлинности этой самой распространяемой человечности не является наиболее актуальным? К вопросу об угрозе со стороны искусственного (роботов, искусственного интеллекта) — чему оно угрожает? Естественному человека? Но что мы можем называть естественным в современном человеке?   

Самые интересные факты о съемке фильмов Матрица. | Fильм И ...

Жан Бодрийяр в своих работах занимается критической переоценкой современной ситуации, за что их можно причислить и к социологии, и к социальной философии. Бодрийяр также поднимает важный вопрос — вопрос подлинности человеческой природы и вопрос «симулятивной» природы современного человека. Начиная с древних времен, философия ищет ответ на вопрос: «Что такое человек и какова его сущность?». Свой ответ пытались дать Платон, Аристотель, Сократ и многие другие. Существовало огромное количество попыток в истории философии ответить на вопрос, что есть сущность человека или его эссенция. Аристотель указывал, что человек не так прост в этом отношении: «человек и быть человеком — не одно и то же». Попытки определить человека проходили сквозь века — сущность человека находили в труде (марксизм), в чистом мышлении (Декарт) и так далее. Бодрийяр стоит на позициях, родственных философии экзистенциализма — сущности человека нет, то есть нет никакого предзаданного набора онтологических сущностных установок, которые бы составляли «слепок» человека. Есть некоторый набор предзаданных для индивида установок — культуры, исторических условий, физиологических особенностей — и все. Современный человек особенно часто бредит возвращением к своей природе, что подчеркивает французский философ — это желание становится основой для поисков, которые не могут быть закончены, потому что никакой природы нет и быть не может. Но если найти что-то нельзя, то на смену реальному приходят фантазмы. Так Ницше уже когда-то призывал к переоценке ценностей, говоря, что человек находится под влиянием ложных ориентиров, Маркс призывал освободить людей от оков религии и угнетения капиталистическим строем — человека всегда преследовали некие ценности, которые философами разоблачались как «мнимые». Жан Бодрийяр вопрошает — избежал ли современный человек этой ловушки? Его ответ — нет.

Одним из центральных объектов его критики стало «общество потребления» — социальная система, основанная на рыночных отношениях, где товар стал смыслом, а сам смысл — товаром. Современный человек погружен в эту реальность товарного фетишизма: любое его стремление пытаются обратить в стремление к экономическому воспроизводству — потреблению. Для поддержания этого строя необходимы фантазмы и символические преграды, создающие у человека желание, стимулирующие и направляющие его в нужное русло. Современный человек активно желает возвращения к природе, ему необходимо почувствовать себя настоящим, вернуться к себе и сосредоточиться на себе — это то, что Бодрийяр называет «атомизацией потребления». Товар не просто хорош, он идеально подчеркивает вас и вашу уникальность — пусть и производится в тысячах тысяч каждый день по всему миру. В таких условиях все становится товаром, который как бы возвращает нам мир — мясо должно стать экологичным, а мебель как можно более натуральной, овощи должны выращиваться без ГМО, рис должен быть диким и бурым — это полезно, престижно и аутентично. Так выстраивается идентичность человека — его «Я» встраивается в товарный ряд, человек как бы ставится перед задачей купить и собрать свой образ в единое целое, вся его жизнь — это каталог «Икеи». Этот пример напрямую воспроизводится в книге Чака Паланика «Бойцовский клуб», но Бодрийяр действует тоньше — он считает, что человек сам стимулирует создание надреальности этих смыслов.

Идеальным воплощением человеческой мысли становится симулякр — образ вещи, который стремится от самой вещи отказаться, оторваться и стать самостоятельным. История развития общества для Жана Бодрийяра — это процесс эволюции симуляции. Сначала образы для нас недосягаемы (вроде Бога), затем мы срываем с них покровы, снова строим и в конце пытаемся жить среди них. Что такое кино, массовая культура и виртуальность (до которой в нынешнем ее состоянии сам Бодрийяр не дожил), как не торжество симулятивности — люди готовы жить в виртуальности, например, в онлайн-играх, если бы их не ограничивало тягостное физическое существование. Человеку хочется симулировать и верить в симуляцию. Человеческая природа тоже является симуляцией особого порядка — мы хотим верить, что у нас есть место, предельное начало, иметь его как гарантию успокоения, ощущения дома — это отчасти продвигалось и философией в том числе. Например, М. Хайдеггер отчаянно призывает вернуться человеку к дому бытия — точке возврата человеческой чистоты.

Бодрийяр же стоит на позиции, что человеческое стремление прозрачно — бесконечно растущая симуляция обеспечивает себя сама, самооправдываясь через смысловые конструкты разного рода. Мы зачем-то потребляем, что-то ищем и даже периодически находим, чтобы потерять снова — эта игра и есть то, что мы называем историей человечества.

Анастасия Полякова

Добавить комментарий

Previous post Как сделать карту желаний?
Next post Мутируем на самоизоляции