Immersive sim

Если вы так или иначе связаны с видеоиграми, то наверняка наслышаны о том многообразии жанров, которые они нам предоставляют. Безусловно, львиная их часть перекочевала напрямую из кино, книг и сериалов, но есть и те, существование которых возможно только в рамках видеоигр. Так, например, есть roguelike и вытекающий из него roguelite. Для рядового пользователя данные термины не имеют разницы в силу практически идентичного написания, которое может запутать невнимательного геймера, а в будущем это может вылиться в возврат средств за проект. Порой, жанровые различия настолько размыты, что сложно определить точно, представитель какого жанрового сословия перед нами на сей раз.

Это же относится и к нашему сегодняшнему гостю. Жанру, который умудряется своей глубиной и проработанностью захватить внимание геймера на долгие часы, без возможности оторваться на сон и еду — мы говорим об Immersive sim. Так что же это такое, с чем это едят и почему данный жанр вдруг потерял свою популярность? Давайте разбираться.

Для начала, стоит сразу внести ясность об особенностях данного жанра: он отличается от прочих своим подходом к геймплею. В то время как различные шутеры, RPG и стратегии ведут протагониста за ручку, давая ему лишь иллюзорную вариативность действий, Immersive sim буквально сбрасывает тебя с обрыва на непаханное поле. Ты не знаешь куда идти, для тебя открыто множество маршрутов, а вариация твоих последующих действий ограничивается лишь полетом твоей же фантазии. Вот, что такое Immersive sim — это игры, дающие по-настоящему обширный плацдарм для действией. У тебя нет конкретного пути прохождения, ты волен действовать так, как тебе заблагорассудиться, а уже в дальнейшем ты сможешь увидеть последствия принятых тобою решений. Убить очередного врага на твоем пути или мирно обойти его стороной? Устроить саботаж или включить смекалку и хитрость для выполнения поставленной задачи? И это лишь малая часть того, что готов предложить нам жанр.

Из его ярчайших современных представителей можно вспомнить: серии игр Dishonored, Deus Ex, Thief и относительно новый проект Prey. Все они, кто-то больше, кто-то меньше, раскрывают всю суть жанра, оголяя как его главный плюс — невероятно высокий уровень погружения, так и его главный минус — необходимость грамотной реализации и неимоверно высокий порог вхождения.

Безусловно, порог вхождения большинства игровых жанров оставляет желать лучшего, но Immersive sim поднимает эту планку столь высоко, что превалирующая часть геймеров банально не выдержит и нескольких часов геймплея. В нынешних реалиях, где большая часть проектов ведет игра за ручку от начала и до конца, невыгодно создавать по-настоящему сложные игры, требующие от пользователя умение включать голову и искать собственные пути выполнения задачи. Это банально невыгодно.

Ярчайшим примером как раз и являются вышеперечисленные мною игры, которые делали акцент на многообразии вариаций, но забыли самое главное — зачастую, нынешний потребитель не способен принимать игровые решения самостоятельно, без явного или хотя косвенного навязывания со стороны разработчиков. Куда идти, что делать, чего от меня хотят? Именно эти вопросы встают перед рядовым пользователем в начале его пути. Это и вызывает отторжение. Dishonored, Deus Ex, Thief и, конечно же, Prey — все они были коммерчески неудачны, из-за чего будущее большинства из этих серий полностью перечеркнуто, а чьё-то под большим вопросом.

Безусловно, в этом сыграли свою роль не только высокий порог вхождения, но и сама реализация. По какой-то причине, большая часть разработчиков считает, что Immersive sim — это вариация на тему: “Пройти ли мне через дверь или воспользоваться вентиляционной шахтой?”. Игроку не предлагают интересные варианты, завязанные не на банальном выборе маршрута, а именно на вариациях выполнения задачи. Ближе всего к этому подошли именно серии Dishonored и Deus Ex. К несчастью, подобного в игре было в дефиците, и вот перед игроком вновь встает главная проблема жанра — неизвестность. Им только и остается, что методом тыка искать возможные варианты, а когда твой единственный вариант выбрать дальнейший маршрут — интерес улетучивается в мановение ока. Вот и получается, что у нас есть две стороны одной медали: с одной многообразие действий, ограничивающееся лишь полётом вашей фантазии, а с другой непосредственная реализация, которой разработчики, зачастую, втыкают сами себе палки в колеса. Золотой середины, к сожалению, достичь практически невозможно, но если и получается, то все вновь упирается в высокий порог вхождения, потянуть который, увы, способен не каждый.

Но что же получат те, кто преодолев все невзгоды и собственную лень все же решат окунуться в этот чарующий мир полного погружения внутрь геймплея? Свободу, в самом общем ее понимании. Даже несмотря на порой сомнительную реализацию, ни один другой жанр не откроет для вас стольких дорог, как Immersive sim. Можно бесконечно ругать жанр за его неопределенности и шероховатости, но именно он, всеми любимый, но в тоже время всеми гонимый, наиболее широко раскрывает тот самый интимный момент, когда игрок с головой погружается в игровой процесс. Пока одни проекты подталкивают вас к действиям, представители данного жанра выступают в качестве зрителей вашего приключения, изредка подкидывющих идеи. Да, высокий порог вхождения говорит о многом, но он таков не просто так. Он отделяет обычного потребителя, который среди горы алмазов найдет лишь второсортный мусор, от человека, уставшего от подобного хода дел. Эти игры позволяют не только раскрыть вашу фантазию, но и отточить вашу внимательность, сноровку и умению мыслить логически. Создавать свой собственный путь, даруя тем самым незабываемый опыт и желание вернуться в этот мир еще раз. Ведь еще столько дорог сокрыты, множество вариаций не испробованы. И все что нужно — лишь подтолкнуть самого себя вперед… вперед, к неизведанному.

И что же мы имеем в итоге? Жанр Immersive sim, многогранный и порой непостижимый, дающий новый опыт, но в тоже время местами непомерно сложный и нерешительный. Порой, слишком страшно дать пользователю большую вариацию, тем самым запутав его. Но плохо ли это? Отнюдь нет! Пока жанровые коллеги разного рода симов sim-ов лишь паразитируют друг на друге, занимаясь многократным заимствованием и переделкой, наш сегодняшний гость в этом не нуждается. Он дает игроку огромный плацдарм, где только ты волен выбирать свой путь. Должны ли все разработчики поголовно уйти в данный жанр, ежегодно заваливая нас подобным продуктом? Нет. Плюс данного жанра в том, что он по своему уникален. К сожалению это, или к счастью, главная его уникальность — его сложность. Эти игры являются ярчайшими представителями нишевого развлечения. Когда что-либо становится массовым, она становится проще и в конечном итоге, теряет свою нотку индивидуальности. Пусть лучше этот жанр останется в углу всей игровой-тусовки, но за-то у него будет душа. Душа, которой он будет готов поделится со всяк к нему входящими. Пока в индустрии есть подобные представители, пока есть разработчики, которые готовы вкладывать в него свои пот, кровь и деньги — она будет жить.

Александр Пучкарёв

Добавить комментарий

Previous post Жанр Souls-like: почему страдания — радость?
Next post «Вы думаете, это бредит малярия?..»