ВАЛИТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ

Идеальное название для спектакля в новом и даже экзотичном для магнитогорской культуры жанре… Нет, подождите, не с того конца Урала начали. «Валить Нельзя Остаться» — очень атмосферная и более чем жизненная притча о магнитогорцах, которую стоит представить несколько иначе.

«Спектакль-променад», «спектакль-путешествие», «иммерсивный спектакль» — всё это новые и уже полюбившиеся театральные жанры, нечто глобальное в плане опыта и зрительско-актёрского интереса. Академический спектакль с накрахмаленными костюмами — это то, что чаще всего представляется нам при слове «театр»; тем не менее, театр — очень пластичное и подвижное искусство, которое идёт в ногу со временем. В нашем городе некоторое время назад появилась труппа, активно доказывающая современность театра и его многообразие в современном искусстве — первый независимый магнитогорский театр «Talk», и на некоторые из их спектаклей здесь уже выходили обзоры. Магнитогорский зритель, прикоснувшись к «театральному андеграунду» впервые познав спектакль-вербатим, спектакль-игру и стендап-спектакль, был удивлён, но этим летом появился спектакль-променад — творение, взорвавшее все стереотипы об искусстве и сделав каждого зрителя частью истории, где местом действия является необъятное пространство городских улиц.

Расскажу по порядку. Купив билет, я получила инструкцию-локацию — место начала действия, коим оказалась городская набережная на Центральном переходе. Мне были выданы наушники. Мне был выдан настрой — ходить придется много, мол, имейте, девушка, в виду. А дальше… Я надела наушники, и началась история. Моя. Валить или остаться?..

Действие построено большой прогулкой по Ленинскому району вместе с актером, который рассказывает свою магнитогорскую историю, превращая в место действия парки, скверы и улицы, за счет чего достигается небывалая атмосферность и полнота ощущений. Но дело даже не в восприятии — спектакль шагнул выше. Психология переживания истории собственной жизни, которая заставляет зрителя задать самому себе глубокие и важные вопросы, которых до этого, может быть, и не было слышно за каждодневно-календарной рабочей жизнью. Ну некогда же.

Главный герой спектакля — он же проводник — рассказывает свою историю студента, выросшего на магнитогорских улицах, некогда оставившего на каждой из них по частице себя любимого и теперь горящего единственным болезненным желанием — «надо валить». Надо валить — и эти слова плотно въедаются в мозг, и не через наушники, где звучат мысли паренька, который ещё утром вместо пар в университете пожелал умереть, спрыгнув в реку и отплюнувшись («Да ну нафиг, в этой дыре еще и сдохнуть?»). Они появляются сами собой, вспоминаются из разговоров, где каждый второй магнитогорец с одинаковым огнем в глазах восхищается Ленинским районом и неуверенно повторяет знакомое всем нам на слуху заклинание «Ну и город у нас — никаких перспектив… Да не, ну надо отсюда валить…»

И ты, вспоминая свои личные рефлексии и чувства к городу и добавив громкости в большущих голубых наушниках, идешь за этим смешным, прекрасно-откровенным и таким похожим на тебя мальчиком прогуливать пары в «Лакомку», угощаешься его улыбкой, кричишь в арках и танцуешь прямо посреди улицы, дурачишься вместе с ним, скача по классикам, радуешься жизни и внезапно под закатывающееся солнце задумываешься, сидя в траве: а кем я хотела быть ещё пять лет назад? А стала ли? А что будет со мной дальше? Через лет пять? Десять? Двадцать?..

А мальчик идёт и вещает тебе историю тебя самого. Откуда он столько знает? Роддом, школа, университет — мальчик-герой ведёт тебя везде, где его (и твоя) жизнь обретала новый виток, разгоняясь со скоростью света и оставляя позади невнятные чувства скомканного взросления, которое прошлось иглами так незаметно, что ты и не почувствовал. «Я ж тогда за девочкой бегал. Я ж тогда в горняк поступить мечтал. Я ж думал, что всё так далеко и нескоро…»

И такая простая в своих проявлениях и желаниях, смешанная с житейской философией сюжетная линия воспоминаний рано или поздно закономерно возвращается к вопросу — «Валить или остаться?». И ведь аргументов за первое явно больше — потому что хочется.

И вот ты стоишь на перроне вместе с главным героем спектакля, которого играет актёр, и с другим главным героем, которого играешь ты, и вопрос тебя уже не колет сладкой туманной иллюзией желания отсутствовать в этом городе здесь и сейчас, он вонзается в тебя протяжным и пронзительным гудком поезда — либо сейчас, либо никогда. И поезд вот-вот тронется, а ты так и не понимаешь, где нужно поставить запятую («Валить, нельзя остаться» или же «Валить нельзя, остаться»?!), чтобы правильно, чтобы нужно, чтобы не пожалеть и чтобы впереди ждало счастье…

Я стою на перроне с тем пареньком, с которым провела этот окончившийся день. Нам обоим нужно сделать выбор.

Поезд удаляется от перрона, отблескивая огоньками вдали и ещё как будто надеясь увлечь меня за собой. Мол, не сегодня — так в другой раз…

Актёр удаляется, действие заканчивается прямо здесь. И для всех — по-разному…

«ВАЛИТЬ.НЕЛЬЗЯ.ОСТАТЬСЯ». Запятую, где надо, поставьте сами… Я свою уже поставила.

Дарья Фокина

Добавить комментарий

Previous post Письмо маме
Next post Bethesda стала частью Microsoft: почему это победа для геймеров и ночной кошмар Sony