Идеальная учебная рутина

Идеальной рутиной можно назвать ту, которая позволит вам достичь поставленных целей. Мы все разные: у каждого есть определенные ограничения и предпочтения — поэтому и идеальная рутина у каждого своя.

Это правда, но это также бессмысленно. Очевидно, что одни процессы лучше, чем другие, даже если все мы уникальны.

В учебном процессе есть 5 основных действий, выполнение которых позволит вам добиться успеха в изучении любой темы:
1. Преподавание
2. Извлечение
3. Интервал
4. Понимание
5. Обратная связь

Случаи, когда вы можете отказаться от одного из названных условий, происходят крайне редко. Тогда как использование всех 5 повысит ваши шансы усвоить разбираемый вопрос. Давайте рассмотрим каждый шаг подробнее.

№1. Преподавание — чтобы не допустить лишних ошибок
Это самая очевидная часть. Преподаванием могут быть уроки, книги или репетиторство.

Преподавание нужно, чтобы избежать пользования методом проб и ошибок. С некоторыми предметами метод проб и ошибок настолько сложно применить, что никто всерьез не пытается изучать их без посторонней помощи. Маловероятно, что вы сможете вновь открыть законы Ньютона с помощью личных экспериментов.

Но преподавание помогает даже в тех предметах, которые мы изучаем самостоятельно. Если вам показать, как правильно размахивать клюшкой для гольфа, держать кисть или спрягать глаголы, вы сэкономите огромное количество времени на случайных экспериментах.

№2. Извлечение — знания в голове, а не в книге
Этот пункт подразумевает сознательное извлечение знаний из вашего разума, а не просто пассивное их восприятие.

Исследований показывают, что эта практика работает лучше, чем пассивное чтение. Если вы собираетесь использовать знания в определенной области, практикуйтесь именно там. Проводите тесты, общайтесь с людьми, работайте над реальными задачами и применяйте их.

№3. Интервал — одного раза недостаточно
Повторять материал нужно несколько раз, и эти повторения должны быть разнесены по времени. Это один из самых полезных эффектов в когнитивной психологии.

Механизм повторения менее понятен. Какую-то роль в нем может играть консолидация при помощи глубокого сна (крайне важная фаза, в ходе которой мозг фильтрует и перерабатывает информацию). Другие теории предполагают, что приобретение знаний в разных контекстов дает более надежные подсказки для их извлечения (например, изучение какого-то факта как в классе, так и дома дает две отправные точки, чтобы вспомнить его).

Независимо от того, как это работает, эффективность очевидна. Правильное обучение охватывает старые знания вместе с новыми.

№4. Понимание — никогда не запоминайте то, что нужно понять
Цель обучения — сделать так, чтобы вещи обрели смысл. Если вы воспринимаете что-то как произвольный набор фактов, это признак того, что вы их не понимаете.

Это можно исправить. Чаще всего я советую использовать технику Фейнмана (статья с описанием метода Фейнмана: vk.cc/aBDzXG). Метод прост: объясните себе запутанную идею так, как если бы вы объясняли ее кому-то другому (тому, кто совсем не знает эту тему). Если вы зашли в тупик, найдите учебник или учителя и задайте более конкретный вопрос.

Не всегда для понимания нужны формальные методы. Когда вы стараетесь понять то, что изучаете, меняется сам способ обучения. Вопрос из «Как мне втиснуть все это в мою голову?» превращается в «Как мне сделать все это понятным?»

№5. Обратная связь — осознайте свои ошибки
Обратная связь явно полезна. Но есть несколько распространенных заблуждений.

Первое заключается в том, что обратная связь должна исходить от людей. Это неверно. Ответ на вопрос «Сработало ли это?» часто можно получить напрямую из окружающей обстановки. Обратная связь от людей может вести к предрассудкам, задержкам и социальным трудностям, поэтому она не всегда идеальна.

Измените подход: когда вы можете получить точную обратную связь без участия другого человека, так и делайте (практическое применение знаний, тестирование и т.д.).

Другая ошибка предполагает, что обратная связь исправит все проблемы. Обратная связь помогает, но только в сочетании с остальными четырьмя механизмами. Тонны необработанной обратной связи могут легко превратить обучение в метод проб и ошибок (при игнорировании шага № 1) или в запоминание наизусть (игнорирование шага №4).

Книжные черви почти никогда не пропускают первое действие (инструкция), но часто забывают о №2 (извлечение). Практики используют №3 (интервал) и №5 (обратная связь), но могут упустить №1. Выполняя все пять шагов, вы можете существенно повысить качество процесса обучения.

Елизавета Ширшова

Добавить комментарий