Отпечаток плохого поведения в кинематографе
Плохое поведение — это абстрактное понятие. Оно существует в разном виде: от поступков детей до преступлений взрослых. А также несёт разные последствия для общества. Есть более-менее безобидные, например, драка, вандализм, а есть страшные: убийства, изнасилования, пытки. Это оставляет след в судьбах многих семей и государства в целом. Это глобальная тема. Плохое поведение может исходить не только от граждан, но и от самого государства, когда оно устраивает геноцид, беспредел и вседозволенность. Насаждает ненависть к разным национальностям и представителям ЛГБТ. А чиновники могут воровать в любом объёме, убирать неугодных и жёстко подавлять митинги. Всё это отражено в культуре.
Снято много фильмов, сериалов и мультфильмов, которые показывают плохое поведение. Например, «Том и Джерри», хотя это скорее просто история о коте и мыши. Уровень их конфликтов может быть разным, но при этом там присутствует жестокость. Или наоборот вскрываются ужасные пороки. Люди должны знать, что происходит в стране и мире, какими могут быть окружающие. Кинематограф, безусловно, предполагает большое разнообразие. В этом списке представлены картины, которые достойны внимания.
Shameless (2011, США)
Наркотики, алкоголь, хулиганство, криминал, махинации — всё это хорошо подходит под описание плохого поведения и собрано в одном сериале. Все действия происходят в южной части Чикаго, где живут главные герои — семья Галлагеров. У отца-одиночки, алкоголика и наркомана Фрэнка Галлагера шесть детей, которые пытаются учиться жить самостоятельно. Несмотря на многие проблемы и конфликты и проблемы, они дружная семья, если не считать их отца.
В криминальном районе Чикаго, который не контролируется полицией, есть вседозволенность, беспризорность и разного рода махинации. Поражает бедность, в которой живут обитатели гетто, их нежелание официально работать, но потом к этому привыкаешь. Когда погружаешься в эту атмосферу, следишь за героями, кажется, что сам живёшь вместе с ними. Сериал в буквальном смысле затягивает. И в какой-то момент проникаешься тем, что происходит на экране.
«Джокер» (2019, США)
Психологический триллер режиссёра Тодда Филлипса. Это ещё одна из многих экранизаций истории злодея Джокера.
Действие картины разворачивается в неблагополучное время в Готэм-Сити. Когда царит безработица и идут забастовки коммунальных служб. Главный герой Артур Флек пытается жить в агрессивной среде. Он работает аниматором, но его настоящая мечта стать стендап-комиком, чтобы люди улыбались, но его мечта рушится, а негативное отношение людей превращает Артура Флэка в убийцу. Сначала сочувствуешь персонажу, которому не повезло, становится больно видеть его несчастье, а потом начинаешь бояться его.
Фигура Артура Флэка сама по себе интересна. Конечно, сначала персонаж вызывает жалость, а потом видишь, как из безобидного человека он превращается в антагониста, как он упивается своим новым образом Джокера и выстраивает план мести. В итоге чувствуешь опасность, которая исходит от него.
Если говорить в общем, фильм также вскрывает пороки общества: жестокость, ненависть по отношению к несчастным и ментально больным людям. Добра в картине практически нет и не стоит его там искать.
«Заводной апельсин» (1971, США, Великобритания)
Художественная лента режиссёра Стэнли Кубрика, снятая по одноимённой книге Энтони Бёрджесса. Фильм поднимает философские, моральные и религиозные темы: проблема свободы воли, деградация института семьи, а также вмешательство государства в жизнь людей. А сатира, соответственно, направлена на политику, государство и церковь.
В картине повествуется о молодом преступнике Алексе, который получает удовольствие от ультранасилия. Причём здесь есть противоречие: герой совершает преступления, но при этом он с наслаждением слушает Бетховена. Спокойствие и жестокость — это два невозможных сочетания.
«Адвокат дьявола» (1997, США, Германия)
В этом фильме вскрываются свои пороки. Один из них — это тщеславие. Человеку хочется признания, успешности, триумфа. И он готов переступить через моральные ценности, чтобы добиться большего. Так произошло с адвокатом Кевином Ломаксом. Его оправдание явно виновного человека намеренное. Он получает предложение высокооплачиваемой работы. И сначала всё идёт хорошо, пока не происходит перекос: Кевин уходит с головой в работу и богатую жизнь, а его жена терзается страхами, ревностью и пугающими видениями. «Адвокат дьявола» — это яркий пример, как можно увлечься успехом, забыть о близких и потеряться в тщеславии.
«Зелёная книга» (2018, США)
В этом фильме плохое поведение не у главного героя. Здесь тема глобальнее: сегрегация. Можно проследить как общество относится к людям с другим цветом кожи. Причём здесь есть две стороны: когда известный пианист Дон Ширли даёт концерты, все ему рукоплещут, а за пределами известности отношение меняется — люди приравнивают его к человеку низкого сорта. Даже определённое признание не даёт привилегий. Сам же музыкант не замечает дискриминации своей расы, хотя и сталкивается с ней.
Безусловно, Дон Ширли вызывает жалость, за него переживаешь, остро реагируешь на ужасное поведение окружающих. Как будто у людей нет понимая, что он не животное и не предмет мебели, он тоже чувствует. Но при этом за всей несправедливостью можно увидеть зарождающуюся дружбу Дона Ширли и его водителя Фрэнка Валлелонга («Тони Болтуна»). Это по-настоящему приятельские отношения, самое лучшее, что могло случиться с музыкантом, когда Юг настроен враждебно.
«Парфюмер» (2006, Франция, Германия, Испания)
Экранизация одноимённого романа Патрика Зюскинда. Действие происходит в XVIII веке во Франции. Главный герой Жан-Батист Гренуй мечтает добиться невероятных успехов. Ему хочется создать уникальную формулу духов, которая позволит ему подчинять людей. Его жестокие и хладнокровные эксперименты шокирует. Такого убийцу вряд ли что-то могло остановить. У него нет морали, духовных ценностей, он просто идёт к своей цели.
Жан-Батист Гренуй порождает только отвращение, а его деятельность вызывает только ненависть. Идеальный антагонист. Если бы всё дело было в персонаже, Франция того времени вселяет только отвращение. Удивительно, что картина, которая пробуждает максимально негативные эмоции, затягивает. Ты одновременно ненавидишь и восхищаешься героем.
«Фото за час» (2002, США)
Психологический триллер, который повествует об одиноком пожилом операторе фотосалона Сэйе Пэррише. Единственное, чем он живёт, — это минифотолаборатория в частном американском торговом центре. Постоянный клиент главного героя — семейство Йоркин. Они на протяжении многих лет отдавали плёнку на проявление Пэрришу. За всё это время мужчина привязывается к этой семье.
Фильм порождает негативные эмоции. Главному герою правильно было бы сопереживать, но он вызывает противоположные чувства. Он похож на извращенца, питающего странную зависимость к людям, которые относятся к нему по-доброму. Понятно, что он одинок и ему тоже хочется иметь семью, но герой сам по себе пугает. Возникает желание держаться от него подальше.
«Добро пожаловать в Чечню» (2020, США)
Этот документальный фильм не оставит никого равнодушным. Власти Чечни скрывают самое страшное преступление, которое они совершали: массовые пытки и убийства геев. Чиновники пытаются скрывать это, хотя «Новая газета» в своём расследовании наоборот подтвердила, что насилие в секретных тюрьмах — это факт. Документалка явно не для слабонервных, при просмотре ужасаешься тому, что рассказывают представители ЛГБТ. Чтобы спасти жертв от жестокой расправы, российские активисты вывозят людей во временные убежища.
Екатерина Белова