Самоопределение в современном мире

Многие задумываются над тем, кто они, чего хотят, какое место они занимаются в жизни. За счёт мировоззрения (взглядов, принципов, идеалов) формируется самоопределение. И постепенно личность, складываясь как кусочки пазла, становится цельной. Человек в полном мире осознаёт своё предназначение и смысл жизни. Чтобы определить, как строится самоопределение, надо обратиться к самым основам.

Начнём с определения. Самоопределение — этап социализации, который состоит в формировании у человека целей и смысла жизни, в готовности к самостоятельности на основе личностных качеств и требований, которые предъявляет общество. А самоопределившаяся личность — это, соответственно, субъект, установивший свои жизненные планы, возможности и склонности, то есть человек готовый принимать участие в системе общественных отношений.

Говоря о сущности, самоопределение даёт возможность внутреннего согласия и гармонию с окружающим миром. Оно складывается из формирования мировоззрения, которое базируется на:

  1. Традициях: каждый воспитывается в семьях разных национальностей, оттого взгляды разнятся. Эта разница состоит в отличии воспитания, культур, менталитета, религии и истории. Например, в мусульманских семьях главными постулатами будут уважение старших, соблюдение традиционных ценностей, приверженность своей вере.
  2. Образовании: ещё с самого детства человек познаёт мир, более полно это происходит в школе, а потом в вузе. Он получает знания и понимание о других государствах и их культурах. А когда он учит определённый язык: английский, французский или немецкий, он углубляется в специфику страны, начинает активно интересоваться литературой, кинематографом, музыкой. Благодаря глобализации человек определяет, какие ценности для него важны: западные или восточные. И, соответственно, формирует свои взгляды, позицию и принципы. Ещё одним подпунктом можно обозначить толерантность. От уровня образованности зависит отношение человека к другим национальностям, расам и гендерам. Если человек читал научную литературу, изучал историю, то он понимает, что нельзя проявлять расизм, сексизм, антисемитизм и гомофобию. Есть очень жёсткие шутки, которые могут задеть, например, сатира про евреев, которая основана на жестокости нацистов, или высказывания, отсылающие к историческому периоду, когда чернокожие были рабами, которые работали на плантациях. Сейчас подобное наказывается порицанием или культурой отмены, которая за определённое мнение может «уничтожить» человека. Другими словами, проявление толерантности — это уважительное отношение к людям, которые отличаются по вере, национальности и взглядам.
  3. Самости: осознание своей индивидуальности. В процессе познания мира многие понимают, что отличаются друг от друга: мыслями, личностными качествами, поступками. В результате воспитания осознают, что плохо, а что хорошо. У каждого появляется ощущение возможностей что-то менять, решать.
  4. Сострадании и любви: как основополагающие ценности они делают народ человечнее, добрее, то есть проявляют в них лучшие стороны. Эти две ценности помогают людям мирно сосуществовать, давать возможность к созиданию. Например, человек, который любит жизнь, будет брать от неё по максимуму, радоваться каждому дню, совершенствоваться, а также помогать другим: материально или эмоционально.
  5. Обществе: во всём своём многообразии оно является важным элементом формирования типа личности и мировоззрения. В процессе социализации ребёнку прививают определённые формы поведения, понятие о плохом и хорошем, а также, конечно, стереотипы. Девочки должны понимать, что им нужно быть хозяйственными, ответственными, в будущем у них должна быть семья и дети. Мальчики же должны быть защитниками, патриотами и добытчиками. Детские сады и школы формируют определённые понятия: детям необходимо быть опрятными, послушными. И прививают моральные принципы: мальчикам непозволительно переговариваться с преподавателями, вести себя слишком вольно, бить слабых, дразнить и обижать девочек. Дело также не только в общепринятом поведении, а также в том, что детям может прививаться религия. В России в некоторых школах есть предметы, которые не только формирует представление об основных религиях, как, например, обществознание, а учит основам. Родители могут выбрать, что школьники могут изучать: светскую, мусульманскую или православную этику.
  6. Государстве: власть активно влияет на общество. Многие смотрят новости, политические программы. Через риторику ведущих передаётся конкретное мнение, то есть журналисты с федеральных телеканалов транслируют позицию государства, чтобы показать людям, в каком направлении они должны думать. Появляется определённое лобби, которые проталкивают идеи, например, концепцию консервативности. Как отмечали Платон, Аристотель, Кампанелла и Руссо, власть всегда является условием жизни общества и механизмом её улучшения. Здесь можно согласиться и не согласиться. Не все государства дают основания для благополучного функционирования своей страны. Если брать Швейцарию, Сингапур или Канаду, там высокие зарплаты, сильная экономика, налаженный механизм работы крупного, среднего и малого бизнеса. В России низкие зарплаты, нестабильная экономика, расслоение между бедными и богатыми, разобщённость между народом и властью.

Когда у личности сформировалось мировоззрение, она может принять определённые политические взгляды: поддерживать политику государства или, наоборот, пойти по оппозиционному пути, выражая альтернативную точку зрения и придерживаясь другого мнения. Здесь важную роль играет общественное мнение. Это один из способов, который выражает реальное отношение большинства народа к фактам, событиям и явлениям действительности. Причём оно может различаться, так как у людей разное отношение к власти. Те, кто не поддерживают власть — выходят на митинги, снимают видео, в которых рассказывают, что их не устраивает. Оппозиционно настроенные граждане так или иначе сталкиваются с теми, кто придерживается государственной политики. В социальные сетях, типа Twitter и на платформе YouTube, можно увидеть это противостояние.

Но какими бы не были взгляды или ценности, они у всех отличаются. Да, в детстве взрослые говорят о том, что хорошо, а что плохо. И кажется, что у многих складывается определённое понятие о том, что правильно и что плохо, но оно всё равно отличается. Различие жизненных ценностей человека и общества определяется:

  1. Индивидуальными особенностями физического и психического склада, который зависит от большого разнообразия наследственных связей и от окружающей среды.
  2. Личность самостоятельно решает вопросы своей жизни. Конечно, может вмешаться общество, которое подсказывает как сделать лучше, но оно не в праве диктовать режим быта, навязывать отношения к людям: симпатии и антипатии, а также определять интересы.
  3. Родственники и общество могут навязать те ценности, которые для них кажутся подлинными, другие это принимают. Об этом ещё рассуждал в своём последнем стендапе «Спешл фо кидс» Данила Поперечный. Комик говорил о том, что родители прививают нам определённые принципы, форму поведения, то есть дети воспринимают всё, что говорили родители. Впоследствии юноши и девушки живут по тем принципам, которые усвоили и не переосмысляют, что может быть по-другому. А дальнейшая жизнь должна быть построена так, чтобы всё устраивало, нравилась работа и было ощущение счастья.
  4. Личность может не воспринимать общественные ценности. Есть люди, которые хотят думать и вести себя по-другому. В основном это связано с криминалом, домашнем насилием и пренебрежением моральным кодексом. Например, не уважать права и свободы окружающих.

Для того, чтобы существовать в обществе необходимо определить для себя цели, смысл жизни, который будет основан на взглядах, принципах и ценностях. Поэтому самоопределение — важная составляющая в жизни.

Екатерина Белова

Добавить комментарий