Посмотрел Devilman. Ничего не понял…

Я всем советую смотреть псевдотрилогию OVA Devilman: Devilman: The Birth (1987), Devilman: Demon bird Sirene (1990) и Amon: The Apocalypse of Devilman (2000). И чаще всего, если кто-то решает послушать мою рекомендацию, впоследствии я получаю кучу вопросов о том, что в этом аниме вообще происходит. Часть из этих вопросов можно снять, посмотрев сериал Devilman Crybaby (2018), но не все. Да и не каждый захочет тратить дополнительное время на целый сериал, уже посмотрев три 50-минутных фильма с тем же сюжетом.

Может, вы уже посмотрели все три фильма и у вас остались вопросы. Или, может, вы только собираетесь с ними ознакомиться, но боитесь чего-то не понять с первого раза, но при этом не очень боитесь спойлеров. В таком случае давайте сразу ответим на все вопросы, которые могут возникнуть после первого знакомства с OVA Devilman. Разумеется, со спойлерами как с самим OVA, так и Crybaby.

Начнём с небольшого экскурса в историю создания адаптаций Devilman, а потом перейдём к самому сюжету. Если вам не очень интересна внутренняя кухня аниме-индустрии, то пропускайте вступительную часть и переходите сразу к вопросам по содержанию.

Почему третий фильм так не похож на остальные?

Amon: The Apocalypse of Devilman сильно выделяется на фоне двух предыдущих OVA, даже построением названия. В дальнейшем сложно не заметить сильно изменившийся дизайн персонажей и даже появление нескольких персонажей новых, никак не фигурировавших в предыдущих OVA. Акира за время после второго фильма успел сколотить целую банду человекодьяволов и порвать отношения с Рё, который вообще необъяснимым образом за кадром между сценами превращается в Сатану.

Из очевидного: между событиями первых двух и третьей OVA прошло много времени и много событий, которые было бы неплохо показать в кадре, но не сложилось. Как можно было бы объяснить такое странное авторское решение? Очень просто: третья OVA — это не продолжение первых двух. Точнее, в сюжетном плане третий фильм действительно происходит после событий первых двух, но сам по себе фильм не является частью старой серии, оборванной на втором фильме.

OVA 1987 и 1990 года режиссировал Уманоске Иида. Он не самый известный в Японии режиссёр, но среди поклонников аниме он известен по меньшей мере двумя культовыми работами: самим Devilman и первым сериалом по манге Hellsing. Сценарий был написан самим Иидой вместе с Го Нагаи — автором оригинальной манги. Дизайнером персонажей первых OVA стал Кадзуо Комацубара, который большую часть карьеры делал дизайны и анимации для экранизаций работ Нагаи (сам Devilman, Mazinger Z, Grendizer, Cutie Honey, Getter Robo) + «Навсикая из долины ветров».

Студией, ответственной за первые фильмы, являлась Oh! Production. Делались они почти что на голом энтузиазме Ииды и Нагаи, искренне веривших в проект. Но обилие шокирующего контента (обнажёнка, расчленёнка, кощунства) с одновременным стремлением не быть скованными цензурой сподвигли Oh-Pro отказаться от телевизионного показа и кинотеатрального проката в пользу выход сразу на VHS-кассетах (это и значит аббревиатура OVA).

Хотя сегодня OVA Уманоске Ииды считаются культовыми и передовыми, в своё время они не сыскали коммерческого успеха (некоторые также валят вину за это на дистрибьюторов, которые якобы намеренно душили серию из цензурных соображений). Хотя Иида и Нагаи рассчитывали на экранизацию всей оригинальной манги Devilman, после второго фильма проект заглох. Иида до конца жизни не оставлял надежд найти спонсоров, чтобы продолжить OVA, но не случилось — режиссёр умер в 2010 году от рака лёгких, за 8 лет до того, как Netflix выделили солидный бюджет на перезапуск Devilman Crybaby.

OVA Amon создавалась усилиями Studio Live — мелкой конторки по сборке дешёвых сёдзе и меха. Режиссёр Amon — Кэнъити Такесита, у которого за плечами всего две режиссёрские работы: сам Amon и полнометржка по Yu-Gi-Oh (известна за этот мем). КиноПоиск также приписывает ему режиссуру одной из полнометражек по Fate/stay night, но настоящим её режиссёром является Юдзи Ямагути. А забавна эта ситуация тем, что эта полнометражка лицензирована КиноПоиском для показа на его стриминге — настолько хорошо налажена работа сервиса.

  • Го Нагаи

Словом, на первый взгляд ситуация вокруг Amon выглядит предельно сомнительной. Режиссёр-ноунейм, снявший всего два франшизных аниме за карьеру, и студия, клепающая дешёвый сезонный проходнячок — не внушает доверия насчёт качества конечного продукта. Кроме того, сама OVA изначально создавалась как реклама манги. Amon вышел аккурат во время публикации манги Amon: The Darkside of Devilman, сделанной в соавторстве самим Го Нагаи (сценарий) и Ю Кинутани (рисовка).

The Darkside of Devilman сюжетно пересекается с The Apocalypse of Devilman, но лишь в первом томе. Далее истории идут по совершенно разным путям. Это несложно объяснить: на момент создания и выпуска OVA серия была не закончена. А создавать OVA в качестве рекламного пролога к выходящей серии манги — это раньше была распространённая практика в аниме-индустрии. Так что, на первый взгляд, Amon — это просто сопроводительный рекламный продукт к не самой лучшей (в линейке Devilman) манге. И особой ценности искать в нём не стоит.

Но, как я часто пишу, в действительности Amon: The Apocalypse of Devilman — это лучшая адаптация истории Фудо Акиры. И если копать историю создания фильма чуть глубже, то несложно понять, как это вышло. Хоть Кэнъити Такесите и не очень везёт на собственные проекты, его часто приглашают в качестве режиссёра анимации в сторонние проекты. Неоценим, например, вклад Такеситы в создание Ghost in the Shell: Stand Alone Complex, где он был режиссёром анимации нескольких эпизодов.

Но куда примечательнее, что к Amon приложили руки и куда более именитые и (что важно) талантливые творцы. Так, главным продюсером и супервайзером тайтла был Тойо Асида — режиссёр культового и необычайно значимого для индустрии фильма Vampire Hunter D. Сложно сказать, какой именно креативный контроль над тайтлом имел Асида, но его влияние определённо было благотворным, если даже не определяющим в деле успеха (творческого, не коммерческого) фильма.

Другой гениальной личностью, поучаствовавшей в создании OVA, стал Ясуси Нирасава — малоизвестный, но безумно талантливый японский художник и дизайнер, также работавший над Vampire Hunter D. Люди же, не знакомые с аниме, наверняка знакомы с фильмом Гильермо дель Торо «Хеллбой: Герой из пекла», дизайн персонажей в котором также принадлежит Нирасаве. В Devilman Ясуси отвечал за уникальный дизайн персонажей и, в особенности, местных демонов. В карьере Нирасавы немало работ на тему инфернальных существ, и при создании Amon он определённо работал в наиболее комфортной для него тематике. Кроме того, именно Нирасаве принадлежат дизайны популярных фигурок с героями франчайза.

В создании фильма принимали участие талантливые творцы, которые любят своё дело. The Apocalypse of Devilman — это не то редкий случай, когда в чисто рекламный продукт вложили намного больше души и чувств, чем требовалось изначально, не то просто хороший пример надлежащего отношения к своей работе, когда даже в непритязательный тайтл задействованные люди вкладываются по полной. Amon не идеален, но его недостатки и шероховатости придают ему ещё большей душевности.

Но при этом Amon также и намерено был создан таким, чтобы производить впечатление, будто это продолжение OVA от Уманоске Ииды. Хотя формально это и не так, авторы хотели добиться чувства подобной преемственности, даже несмотря на колоссальные различия между дизайнами Нирасавы и Комацубары (хотя даже здесь чувствуется нечто общее). Тем не менее, из-за необходимости опираться на мангу Кинутани, сделать Amon прямым продолжением не вышло.

Было ли это стремление просто PR-ходом, чтобы привлечь поклонников старых OVA? Или это была искренняя дань уважения работам Ииды? Точно никогда не узнаем, но скорее всего и то, и другое. В конце концов, коммерческая и творческая ориентация друг друга никак не исключают, вопреки стереотипам об индустрии от несведущих профанов.

Что происходит в третьем фильме?

Поскольку первые OVA представляли собой цельное произведение, которое развивалось в единой сюжетной канве, его содержание вызывает куда меньше вопросов. И основная их часть — это «чеховские ружья», развешанные в ожидании дальнейших сюжетных поворотов. Про часть из них третий фильм полностью забывает, чтобы не отвлекаться от основного сюжета, но другую часть раскрывает максимально грубо, как это можно было сделать.

С учётом временных ограничений третьего фильма, в фильме мало экспозиции и контекста главных сюжетных поворотов зрителю не удаётся понять. А это, в свою очередь, негативно сказывается на восприятии самих твистов. При этом, несмотря на скупость экспозиции, события всё равно кажутся форсированными и слишком быстроидущими. Отчасти, это было и в самой манге. Но основная причина — ограничения во времени.

Поэтому вкратце объясним все непонятные и непрояснённые моменты как третьего фильма, так и незаконченной серии Уманоске Ииды.

Рё — Сатана?

Рё Аска появляется в самом начале Amon: The Apocalypse of Devilman. Фактически он — первый именной персонаж в кадре. По прошлым фильмам зритель знает, что Рё — лучший друг Акиры, главного героя истории, который и сподвиг последнего стать полудемоном, чтобы противостоять вторжению чудовищ из Ада. Но дальнейшие его действия сложно понять, не зная контекста, который фильм вам не даст.

Рё показывает в прямом эфире новостей видеозапись, на которой запечатлено первое превращение Акиры в Человека-Дьявола из первой OVA. Именно из-за этой записи толпа убивает всю семью Мики Макимуры, поскольку Акира долгое время жил с ними и их охотники на демонов также приняли за законспирированных монстров. В самом аниме эту связь между ТВ-записью и убийством сложно проследить, поскольку младшего брата Мики Таро убивают сразу после просмотра им шокирующих кадров по ящику — они бы не успели проникнуть в дом Макимуры так быстро. Но это тоже всего лишь упрощение ради экономии времени (и эффектной сцены убийства Таро).

И будто вопроса «зачем Рё раскрыл Акиру и подставил под удар семью Макимуры?» было мало, при следующем же появлении в кадре Рё предстаёт перед зрителем как… 12-крылый серафим-интерсекс. Чуть позже эту метаморфозу объясняет уже Амон, обращаясь к этому серафиму как к Сатане.

Разгадка всех этих сюжетных манипуляций представлена в самом начале первой OVA Уманоске Ииды — в открывающей сцене Devilman: The Birth. Она показывает Землю ещё до возникновения человечества, когда её, как позже объясняет Рё, населяли демоны. Землю посещают крылатые человекоподобные существа с анатомией интерсексов (в просторечье — гермафродитов) — это библейские ангелы.

Между демонами и ангелами завязывается противостояние, в котором поначалу выигрывают демоны, но затем ангельское воинство берёт верх. Прежде, чем сцена заканчивается, нам показывают одного ангела, который противостоит остальным на одной стороне с демонами — это и есть Сатана.

По лору Devilman, в отличие от его библейского первоисточника, падшие ангелы и демоны — это не одно и то же. Демоны здесь выступают в качестве неудачной попытки Бога заселить Землю (он здесь тоже присутствует, но в экранизациях появился лишь единожды — в одной из лучших сцен Crybaby Господь превратил российский и американский флот в соль, чтобы предотвратить ядерный холокост). Демоны вышли этакими идеальными хищниками, способными ассимилировать генетический материал любых пожираемых существ, что сделало их такими монструозными и опасными.

Падший же ангел здесь представлен в единственном числе — это Сатана. Ангелы в Devilman предельно похожи на свой традиционный библейский прообраз, с той лишь разницей, что их андрогинность была понята Нагаи не как бесполость, а как двуполость. Поэтому как физическая форма, так и психическое самоощущение ангелов сочетает в себе черты и мужчин, и женщин. Также ангелы здесь считаются детьми Бога и выступают в роли его посланников на Земле.

Разочаровавшись в демонах, которые представляли угрозы всем остальным формам жизни на Земле, Бог посылает ангелов уничтожить своё неудачное творение, но Сатана проникается сочувствием к отверженным созданием. Он выступает против своих братьев на стороне демонических орд, но проигрывает и оказывается закован вместе с ними во льдах Антарктики (или в Аду по более поздней версии канона).

Но, как объясняет сам Рё в первом фильме, спустя миллионы лет демоны начали пробуждаться от спячки и захватывать человеческие тела. Сатана был одним из первым среди них и на момент событий первой OVA он уже захватил тело Рё Аски. Персонаж, которого мы видим в незавершённой серии Ииды — это и есть сам Сатана, притворяющийся человеком.

Основной план Сатаны состоял именно в том, чтобы пробудить в человечестве паранойю и заставить его уничтожить себя самостоятельно. И план, как известно, оказывается удачным — подбадриваемая выступлениями Рё по телевидению толпа скатывается в уличные беспорядки и охоту на ведьм. Лишь одно идёт не по плану: Сатана слишком сильно привязывается к Акире Фудо, питая к нему отнюдь не дружеский, а романтический интерес.

Чтобы обеспечить Акире выживание в новом мире демонов, Сатана жертвует сильнейшим из своих воинов Амоном. Именно поэтому в сцене шабаша из первого фильма Рё призывает именно Амона вселиться в Акиру, хотя, казалось бы, он не должен знать имени демона, который попытается подчинить себе Фудо. И именно поэтому Рё в конечном счёте раскрывает Акиру перед общественностью.

Убийство семьи Макимура — часть плана Сатаны, чтобы лишить Акиру его связи с человечеством. Рё надеялся на переход своего возлюбленного на сторону демонов. Поэтому он и помогает сознанию Акиры вновь проснуться внутри Амона, чтобы одолеть краснокожего демона. Но надежды на воссоединение с Акирой оказываются тщетны — Человек-Дьявол не становится частью армии Сатаны. Пока не выйдет концовка Devilman Lady, конечно.

А как же трёхликий демон-исполин?

Но если Рё — это Сатана и он имеет образ 12-крылого серафима, то кто тот трёхликий демон, который представлен как Сатана во втором фильме? Когда Сирена проигрывает свою схватку с Человеком-Дьяволом, то она призывает на помощь некоего демона, к которому обращается как «лорд Сатана». Его образ ненадолго появляется в очень эффектной сцене в виде гигантского призрачного силуэта на горизонте, окружённого громом и молниями. Этот демон имеет три лица, подобно вмёрзшему в лёд Сатане из «Божественной комедии», которого описывал Рё в первом фильме и видел во сне Акира во втором. Кто же этот демон?

Сперва стоит отметить, что Сатаной этого демона никто не называет. В оригинале используется настоящее имя этого персонажа из манги — лорд Зеннон. Впервые обращение к нему, как к Сатане, появилось в английском дубляже. На Devilman Wiki высказано предположение, что авторы дубляжа просто не были знакомы с мангой. Кроме того, ошибочному отожествлению могло способствовать созвучие имён «Satan» и «Zennon», а также намеренные ассоциации Зеннона с Дьяволом из «Божественной комедии».

А из английского дубляжа обращение «Сатана» мигрировало и в любительский российский перевод. Что забавно, можно найти озвучку, где отчётливо слышно, как на английской звуковой дорожке звучит «Satan», тогда как на русской — «Зеннон». Вот уж от кого не ожидаешь бережного отношения к канону, так от российских фандаберов.

Но кто же такой Зеннон? По сюжету манги Зеннон — это могущественный демон, который был назначен Сатаной его заместителем на время отсутствия. Вторым таким заместителем является Психо-Дженни — несуразная смесь Аллы Пугачёвой и смешарика, которую вы могли видеть в третьей OVA. В манге роль Зеннона была колоссальной, хотя экранизации были недостаточно бережны к нему.

Трилогия OVA создавала напряжение вокруг фигуры исполинского трёхликого демона, и надо полагать, что Иида и Нагаи имели планы сделать Зеннона одним из центральных антагонистов, каким он был в оригинальной манге. Возможно, авторы даже имели планы на масштабное сражение между ним и Акирой ближе к финалу истории (этого не было в манге, но было реализовано в Crybaby). В оригинале именно Зеннон публично раскрывает существование демонов перед мировой общественностью, явив свой образ перед ведущими державами.

Но несмотря на свою роль в оригинальной манге, Зеннон не фигурирует в третьем фильме. Сейлос не является местным аналогом Зеннона — этот персонаж основан на совершенно ином эпизодичном антагонисте из манги Ю Кинутани. Сейлос намного слабее Амона и нужен сюжету лишь затем, чтобы это продемонстрировать. Вопрос о сопоставимости сил Зеннона и Амона куда сложнее. Хотя Амон считается сильнейшим, именно Зеннон поставлен военачальником Сатаны. Мотив выяснения истинных сил обоих был одной из движущих сил конфликта Акиры и Зеннона в оригинальной манге. Но всё это оказалось излишним в третьем фильме и было оставлено за скобками.

https://youtu.be/0h1QurEvjm0

Больше всего экранного времени Зеннон получил в последней адаптации Devilman Crybaby. Но даже здесь его сюжетные функции были заметно обрезаны в сравнении с мангой, а вокруг фигуры трёхликого демона нагнетается куда меньше напряжения. Вероятно, Уманоске Иида имел куда большие планы на Зеннона, чем Масааки Юаса.

Что за девушки сопровождают Акиру?

В третьем фильме Акира появляется в окружении двух девушек: Мико и Юми. Они никак не фигурировали в первых двух OVA, и третья не даёт о них практически никакой информации, кроме указания на то, что они такие же полудемоны, как и Акира. То есть их тела пытались подчинить себе демоны, но обе смогли противостоять инфернальному вторжению в свой разум и сами захватили контроль над силами демонов.

В то же время внимательные подметят, что Мико и Юми не столь же хороши в амплуа охотников на демонов, как Акира. Они не трансформируются в демонов полностью, но также и не могут скрывать свои демонические части тела по собственной воле. Они также не могут разрывать полчища врагов на куски голыми руками, как это делает Акира. И если Мико ещё может атаковать противников струями кислоты, то Юми с её крохотным демоническим кальмаром на голове перед демонами совершенно беспомощна.

Введение этих персонажей сбивает столку не только потому, что у него нет никакого контекста в фильмах Ииды, но и потому, что этого контекста нет в манге. Фильм не утруждает себя тем, что привить зрителю симпатию к Юми, а затем руками Амона жестоко и драматично с ней расправляется. Если не знать сюжета манги, то может показаться, что этот момент для первоисточника почти такой же знаковый, как убийство Мики обезумевшей толпой.

Но в действительности Юми никогда не фигурировала в манге. Более того, она не фигурировала не только в оригинальном Devilman, но и в Amon: The Darkside of Devilman. Этот персонаж был придуман с нуля для OVA. В некотором роде Юми была рождена только для того, чтобы стать закуской пробудившегося Амона. И тем удивительнее, что сцена с её медленным поеданием впечатляет даже несмотря на полное отсутствие у героини какого-либо бэкграунда за пределами своего скудного экранного времени в фильме.

Мико тоже не играла практически никакой значимой роли в оригинальной манге и спин-оффе. Но, в отличие от Юми, она там действительно фигурировала. Микико Кавамото — эпизодический персонаж из манги, у которой есть собственная не очень обременительная для основной истории сюжетная линия. Она юная девушка-христианка, подавляющая собственные подростковые сексуальные фантазии.

По сюжету манги Мико сливается с демоном Толлгом, из-за чего её тело ужасно деформируется. Не умея контролировать свои силы, Мико попадает в руки правительственных охотников на демонов, которые заключают её в лаборатории и используют для производства кислоты, разъедающей плоть демонов. Затем её спасает Акира и на этом её роль в манге заканчивается.

События OVA, очевидно, продолжают эту сюжетную линию, показывая Мико уже в качестве одного из главных соратников Акиры в его войне с демонами. Это первая адаптация, которая уделяет Мико такое значительное внимание, хотя более полное её раскрытие началось ещё в манге Ю Кинутани. Последующие манга-сериализации и адаптации Devilman также уделяли персонажу Мико куда большее внимание в сравнении с первоисточником.

Так, в live-action—фильме 2004 года роль Мико была расширена до полноправного дейтероганиста Акиры. Её демоническая форма была изменена из соображений цензуры, хотя она сохранила способность атаковать противников кислотой через отверстия на теле. Роль Мико в полнометражном фильме настолько велика, что иконическая концовка смещает акцент с Сатаны и Акиры на саму Мико, которая здесь переживает финальную битву демонов и человекодьяволов, давая зрителю надежду на возрождение планеты.

Крайне необычное переосмысление Мико получила в сериале Devilman Crybaby. Здесь её настоящее имя — Мики Курода, и она занимается лёгкой атлетикой вместе с Акирой и Мики Макимурой. Вторым прообразом переосмысленной Мико стала Аой Куросаки из манги Devilman Lady. Причём от Мико из оригинальной манги Курода унаследовала лишь имя, становление человеком-дьяволом и тему подавленных сексуальных желаний.

Мико в Crybaby показана как подруга Мики, постоянно затмеваемая её успехами в спорте и сильно переживающая на счёт этого. После слияния с демоном Мико становится сильнее и агрессивнее, перенимая свойственные демонам усиленный голод и либидо. Поначалу Мико становится маниакальной некрофилической нимфоманкой-людоедкой, которая даже поддаётся домогательствам престарелого насильника, но лишь чтобы съесть его после надругательства над собой.

В конце концов, Мико также становится союзницей Акиры, но здесь её история заканчивается так же (и там же), как и у Мики. Самое примечательное же отличие — здесь демоническая форма Мико представляет собой гигантского паука. Женский персонаж, использующий дизайн Мико из манги с кислотными отверстиями на теле, здесь также появляется, но лишь в качестве отсылки и не играет даже эпизодической роли в сюжете.

Что происходит в концовке?

После того, как Акира побеждает Амона внутри собственного сознания, его бессознательное тело приземляется на руинах опустошённого Токио. После монтажной склейки следует ещё одна, завершающая сцена, в которой Акира спустя некоторое время встречает Рё на всё тех же руинах ещё более мрачного Токио. Встречает и после обмена взглядами проходит мимо. На этом фильм заканчивается.

Что означает финальная сцена? Есть две основных трактовки. Но сначала стоит прояснить, как закончилась оригинальная манга и, надо полагать, должна была закончиться серия Уманоске Ииды. А концовка оригинальной манги в своё время стала поистине эпохальным событием.

После линчевания Мики кровожадной толпой Акира не теряет контроль над Амоном, но отрекается от человечества и сосредотачивает все свои силы исключительно на войне с Сатаной. Гигантские армии демонов и человекодьяволов сходятся в апокалиптической битве, которая длится целых 20 лет. За это время боевые действия двух армий полностью разрушают экосферу Земли, раскалывают Луну надвое и обращают воды мирового океана в кровь.

В завершающей сцене мы видим последствия этой битвы. Обе армии оказываются полностью уничтожены, а Сатана оплакивает разрубленное пополам тело убитого Акиры. На последнем фрейме показано сошествие Бога на Землю. На этой нигилистичной и пессимистичной ноте манга обрывается, а дальнейшая судьба Сатаны и намерения Бога не раскрываются.

В будущем Нагаи сделал два взаимоисключающих продолжения Devilman: Violence Jack и Devilman Lady. По сюжету каждого из них Бог перезапускает Вселенную после апокалиптической битвы Человека-Дьявола и Сатаны и даже воскрешает самих героев. В Violence Jack душа Акиры реинкарнирует в исполинского героя Жестокого Джека, наводящего порядок в постапокалиптичной Японии после природного катаклизма, а в Devilman Lady оказывается заперта с Сатаной во временной петле, повторяющей события оригинальной манги снова и снова. Каноничным признано второе продолжение.

Концовка из оригинальной манги была экранизирована дважды: в live-action и в Crybaby. Второй передаёт концовку почти дословно, чем заслуживает искреннего уважения. В live-action отсутствует снисхождение Бога и ангелов, а сцена траура Сатаны по Акире сменяется оптимистичной, жизнеутверждающей и вселяющей надежду сценой с Мико. Разумеется, выглядит это не так эффектно, как в Crybaby или манге.

https://youtu.be/smWHtdd9MD0

Касательно же концовки Amon: The Apocalypse of Devilman большинство придерживается мнения, что в этом финале Акире удаётся разорвать временную петлю, в которую их заключил Бог. Проходя мимо Рё, Акира якобы отказывается от вендетты за смерть Мики, преодолевая круговорот насилия и ненависти, который являлся одной из главных идей манги. Предварительная победа же над Амоном знаменует победу в Акире его человеческого начала над демоническим. Но не всё так однозначно.

Более разумной интерпретацией финальной сцены лично мне (и некоторым другим поклонникам OVA тоже) кажется та, согласно которой она не исключает концовку оригинальной манги. В первоисточнике также присутствовала похожая сцена, где Акира встречает Рё перед их финальным сражением. Он также не атакует своего бывшего друга, а уходит, но лишь затем, чтобы в следующий раз сойтись в бою насмерть.

Так и финальную сцену Amon можно понимать как прелюдию к концовке оригинальной манги. Тревожная атмосфера, озлобленность во взгляде Фудо и сожаление на лице Рё ведут именно к этому — сцена ощущается лишь как предзнаменование финального взаимного уничтожения, которое ждёт героев в будущем. Может, это не столь эпохально, как в Crybaby, но не менее поэтично.

Так или иначе, интерпретацию можно выбрать на свой вкус, но вторая куда лучше согласуется с темами и настроем оригинального Devilman. Убрать из этой истории апокалипсис — это как убрать из «Хранителей» Алана Мура гигантского кальмара. Нет, конечно, Снайдер так и сделал, но я скорее о самом факте уничтожения Нью-Йорка, дабы сплотить враждующие сверхдержавы. Без этого плот-твиста «Хранители» перестают работать, как и Devilman перестаёт работать, убери из него апокалиптичную развязку.

И хотя отказ Акиры от насилия кажется закономерным в свете преподносимого мангой урока и её христианских аллюзий, Devilman совершенно не нуждается в том, чтобы герои истории делали вывод за своих читателей. Без апокалиптичной развязки отказ Акиры от справедливого возмездия для Сатаны не выглядит как нечто заслуженное для истории — зритель просто не понимает, что стоит на кону.

Поэтому мне, например, так не нравится Devilman Lady и последующие продолжения. Хотя в вакууме идея со временной петлёй выглядит удачной, объединение Сатаны и Человека-Дьявола против Бога — это не закономерный поворот истории. Devilman был драмой Акиры, Рё и Мики, а продолжения — это драма Сатаны, Амона и Бога. Но оригинальная манга была не о них.

Ну, а ещё Devilman Lady — это мизогиничный sexploitation и почти что хентай без сюжета. И не то что бы кто-то был против, но культовому оригиналу совсем не ровня. Но это уже совсем другой разговор.

Константин Морозов

Добавить комментарий

Previous post Чай — всему голова. Часть 2.
Next post Самоопределение в современном мире