Да кто такой этот ваш Devilman?
Завершить нашу затянувшуюся серию материалов о франшизе Devilman мы решили, как ни странно, рассказом о том, что эта франшиза из себя представляет. В своё время Devilman был одним из важнейших произведений японской поп-культуры, которое на многие десятилетия вперёд опередила вектор развития индустрии аниме. Но у нас в России с самим Devilman знакомы лишь очень редкие ценители. Даже хитовый Devilman Crybaby 2018 года не так сильно исправил ситуацию, как хотелось бы.
Кроме того, даже если вы уже знакомы с франшизой Devilman, она слишком запутана. Поэтому велик шанс, что вы не знаете о каких-то выдающихся работах этой серии. Мы восполним этот пробел нашим кратким экскурсом в франчайз Devilman и его сложные внутренные перипетии.
Оригинальная манга
Автор Devilman — Го Нагаи. Дедушку считают одним из важнейших людей в истории аниме и манги, в одном ряду с Осаму Тэдзукой (создал аниме как таковое), Кацухиро Отомо (сделал аниме популярным на западе), Хаяо Миядзаки (самый известный режиссёр аниме в мире) и Хидеаки Анно (создал самый популярный аниме-сериал в истории). Нагаи в одиночку создал целый перечень жанров и тропов, используемых в аниме по сей день. И мангу Devilman он считает своей самой значимой работой, magnum opus.
Оригинальная серия комиксов Devilman (англ. «Человек-Дьявол») публиковалась в 1972–1973 гг. Но это не была совсем оригинальная концепция. Эта манга является вольным перезапуском для более юной аудитории другой серии Нагаи — Demon Lord Dante (англ. «Повелитель демонов Данте»; также известен как Mao Dante). Первоначально компания Toei Animation приобрела у Нагаи лицензию на производство аниме-сериала по мотивам популярного Demon Lord Dante, но фирма также попросила Нагаи написать альтернативный сценарий серии, чтобы адаптировать сюжет для детской аудитории.
В ходе работы над телевизионной экранизацией Demon Lord Dante Го Нагаи и разработал концепцию новой манги — Devilman. Вскоре журнал, в котором публиковались главы Demon Lord Dante, закрылся, а история осталась незавершённой. Тогда мангака решил использовать наработки по аниме-сериалу, чтобы начать новую мангу. Ею и стал Devilman.
Devilman был первым сериалом, который использовал ставшую впоследствии шаблонной завязку «главный герой — обычный японский школьник, который волею случая вовлекается в драматические события поистине апокалиптичного масштаба». Оригинальная манга знакомила читателей с Акирой Фудо — мягкотелым и неуверенным в себе подростком, который никак не может постоять за себя и дать отпор хулиганам.
Во время одной из таких стычек с японскими гопниками Акира оказывается спасён Рё Аской — своим другом детства, с которым Фудо не виделся уже много лет. Но спасает Акиру Рё не просто из старой дружбы, а потому что хочет привлечь его к авантюре, доселе не имевшей аналогов. Аска предлагает Акире слиться с демоном Амоном, чтобы стать Человеком-Дьяволом и начать убивать других демонов.
Согласно внутренней мифологии мира Devilman, библейский Бог создал планету миллионы лет назад и оставил органическую жизнь на ней развиваться своим чередом. Когда Бог вернулся на Землю, то обнаружил её заселённой ужасными чудовищами — демонами. Демоны в Devilman представляют собой расу идеальных хищников, способных ассимилировать любой генетический материал и таким образом адаптироваться к любым условиям. Все демоны имеют уникальные физические формы, которые колеблются от человекоподобных чертей до лавкрафтианских жутких мерзостей.
Раса демонов безраздельно господствовала на планете, представляя угрозу для всех иных форм жизни. Именно они, согласно мифологии манги, уничтожили динозавров, а не метеорит. Бог подобным не был доволен, а потому решил стереть инфернальных существ с лица девственной Земли, но один из его ангелов — Сатана, — воспротивился этому. Сатана возглавил демонов в войне против Бога, но демонические полчища эту войну, ожидаемо, проиграли. Их физические оболочки были уничтожены, души заперты в Аду, а Землю заселил человек — венец творения Божьего.
Аска раскрывает перед Акирой, что спустя миллионы лет после своего изгнания в Ад демоны вновь возвращаются. Они могут захватывать тела людей, а затем принимать свою первоначальную дьявольскую форму и вершить на земле хаос и насилие. Сам Рё узнал об этом благодаря своему отцу, пытавшемуся подчинить себе демона, но покончившего с собой из-за неудачи в этом деле.
Рё также раскрывает Акире, что если человек, которого попытается подчинить себе демон, окажется чист душой и помыслами, то это уже сам человек получит контроль над демоническим созданием, а не наоборот. Придя на ведьминский шабаш (а в действительности на рейв-тусовку), Акире и Рё всё-таки удаётся призвать демонов. Как и предполагалось, сильнейший из когда-либо живших демонов Амон пытается подчинить себе Акиру, но благодаря моральным качествам юноши не преуспевает в этом. Акира становится Человеком-Дьяволом и использует новообретённые силы, чтобы защищать людей от демонов. В основном с помощью старого-доброго ультранасилия.
Devilman начинался как супергеройская история в стиле «монстр недели». Первые несколько арок посвящены исключительно боям Акиры с теми или иными демоническими монстрами, которые ополчились на Фудо за то, что он подчинил себе сильнейшего из их боевых товарищей. Наиболее выделяется среди таких противников Акиры Сирена — бывшая демоническая любовница Амона, стремящаяся вернуть своему возлюбленному контроль над Фудо. Однако поскольку феноменальные силы Амона полностью остаются в руках Акиры, то из каждого своего боя он выходит победителем.
Но как только начинает казаться, что Devilman — это просто детское развлечение (приправленное, однако, откровенной эротикой, натуралистичным насилием и психологическим хоррором), история берёт новый виток. Совершенно неожиданным образом Devilman оказывается антивоенной притчей времён Холодной войны, апокалиптичным эпосом в библейском сеттинге и глубоким исследованием того, насколько глубоко укоренена в человеке тяга к насилию.
Хоть Devilman был довольно короткой серией комиксов, она произвела настоящий фурор и особенно этому посодействовала концовка манги, абсолютно беспрецедентная для тех лет. Devilman очень быстро стал считаться классикой жанра и вдохновил целую череду подражателей. Megami Tensei, Evangelion, Berserk, JoJo’s Bizzare Adventure, Guyver, Tokyo Ghoul, Chainsaw Man — это только первые приходящие на ум, но при том культовые произведения, вдохновлённые Devilman.
Изначально Нагаи не планировал делать продолжения Devilman, поскольку манга была законченной и цельной историей. Но Го достаточно быстро изменил своё решение и сделал даже не одно, а несколько продолжений культовой манги.
Продолжения и спин-оффы
Первым официальным продолжением стала манга Violence Jack (англ. «Жестокий Джек»), стартовавшая в 1973 году. Очень условно Violence Jack можно назвать «“Безумным Максом” в японском антураже». События этой манги происходят в постапокалиптичной Японии после некоего природного катаклизма. Страна погрузилась в хаос, на полуразрушенных улицах теперь правят бандиты и насильники, а участь обычных людей максимально незавидна.
Главный герой новой истории — грозный исполин с добрым сердцем по прозвищу Жестокий Джек. Он путешествует по руинам Страны восходящего солнца, защищает невинных и жестоко расправляется со злодеями. Связь с Devilman поначалу неочевидна: здесь нет ни демонов, ни Акиры, ни Сатаны, только старое-доброе ультранасилие. Последнего причём стало заметно больше.
Как позже объяснил Нагаи, при работе над Devilman он не чувствовал потенциал этой истории по части насилия и жестокости полностью реализованным. Хотя манга и так позволяла себе очень много откровенных и шокирующих сцен, цензура всё-таки сковывала Нагаи в его наиболее смелых задумках. В своей беллетризированной автобиографии Gekiman! мангака впервые рассказал, что планировал добавить в бой Акиры против демонической птицы Сирены сцену изнасилования прямо в ночном небе Токио. Редактор Нагаи посчитал, что автор перегибает палку и заблокировал эту идею. Лишь в экранизации Devilman Crybaby темы сексуального насилия в бою Акиры и Сирены впервые были реализованы.
Violence Jack появился из идеи мангаки довести мотивы жестокости и насилия до их логического конца. При этом сюжетно Violence Jack действительно связан с событиями оригинального Devilman, хотя эта связь раскрывается лишь ближе к концу истории. В остальном это достаточно автономная и независимая история. Да и к тому же сам Нагаи в итоге признал Violence Jack неканоничным продолжением.
Тем не менее, в 2005–2008 году Нагаи также выпустил ремейк Shin Violence Jack (англ. «Современный Жестокий Джек»). Хотя ремейк ещё больше углубляет связь с Devilman и гораздо более явно намекает на сюжетную преемственность этих серий, Нагаи по-прежнему считает эту мангу неканоничной.
В 1979 году Го Нагаи выпустил спин-офф (сюжетное ответвление) оригинальной серии под названием Shin Devilman (англ. «Современный Человек-Дьявол»). События этой линейки происходили вскоре после победы Акиры над Сиреной и рассказывали о… путешествиях во времени! После очередной из стычек с демонами Акира и Рё оказываются втянуты в пространственно-временную воронку, которая проносит их сквозь несколько исторических эпох, показывая, что демоны и раньше вмешивались в ход человеческой истории. Среди персонажей: Жанна д’Арк, Мария Антуанетта и Адольф Гитлер.
С 1997 по 2000 год Нагаи выпускает уже каноничное продолжение оригинальной манги — Devilman Lady (англ. «Леди-Дьявол», на западе известна просто как Devil Lady). Поначалу эта серия кажется тем же самым оригинальным Devilman, но с перестановкой гендеров у главных героев. Так, Акира стал школьной учительницей Дзюн Фудо, а Рё — правительственным агентом Лан Аской. Вдвоём они снова объединяются, чтобы противостоять нашествию демонических созданий.
Devilman Lady поначалу не столь откровенен в использовании библейских аллюзий, как оригинальный Devilman. Здесь трансформация людей в демонов объясняется не просто как сверхъестественная одержимость, но как генетическая мутация особого рода. Люди, подверженные такой мутации, становятся чудовищными созданиями, склонными к насилию и убийствам, а Дзюн — единственная обращённая, кто сохранила своё сознание и полный контроль над своим телом.
Правительство Японии решает использовать способности Дзюн, чтобы выслеживать и убивать зверодьяволов (так здесь называют демонов), а Лан становится её куратором в этом непростом деле. Далее сюжет развивается уже знакомым образом: история, начинавшаяся в формате «монстр недели», вскоре раскрывает свои неожиданные драматические стороны и совершенно невообразимую связь с оригинальным Devilman.
Devilman Lady продолжила курс Нагаи на более откровенный эротический контент в его манге. Не сумев протащить сцену сексуального насилия в оригинальный Devilman, Го оторвался по полной в продолжении, добавив сцены изнасилований почти в каждую вторую главу этой серии. Поэтому зачастую Devilman Lady воспринимается почти как бессюжетное хентайное додзинси, не сильно обременяющее историю классической манги.
Но подобное впечатление, хоть и небеспочвенно, но и не оправдано. Devilman Lady действительно расширяет мифологию и мир франшизы, а также фактически включает события Demon Lord Dante в канон Devilman. За 3 года до этого (1994–1996) Нагаи также выпустил ремейк DLD, предназначенный для женской аудитории и получивший название Shin Mao Dante (англ. «Современный Повелитель демонов Данте»). В 2002 мангака также опубликует мангу New Demon Lord Dante (тоже иногда называется Shin Mao Dante), задуманную как каноничную концовку оборванной на полуслове в 1972 году оригинальной серии.
В дальнейшем сюжет основной линейки не будет продолжен до 2014 года, хотя сама манга по Devilman продолжит выходить. Параллельно ещё не оконченной Devilman Lady в 1999 году будет опубликован сборник Neo Devilman (англ. «Новый Человек-Дьявол»), в который войдут 18 самостоятельных историй от разных художников и сценаристов, события которых происходят внутри вселенной Devilman. Две из них написал сам Го Нагаи.
В том же году начнётся выпуск манги Amon: The Darkside of Devilman (англ. «Амон: Тёмная сторона Человека-Дьявола»), которая завершится в 2004 году. Сценаристом Amon выступил снова Го Нагаи, а иллюстратором — Ю Кинутани. События манги затрагивали две временные линии. Одна из них происходила в доисторические времена и раскрывала предысторию Амона, Сирены, Каима, Сатаны и других демонов во время их войны с Богом. Вторая сюжетная линия рассказывала о том, как уже во время события оригинального Devilman Амон освободился от контроля Акиры после того, как последний пережил эмоциональную травму.
В 2005 Ю Кинутани проиллюстрирует ещё одну мангу для франшизы — The Apocalypse of Devilman: Strange Days (англ. «Апокалипсис Человека-Дьявола: Странные дни», также известен просто как Devilman: Strange Days). Это отвлечённый спин-офф о подростковой j-рок—группе, члены которой подобно Акире стали человекодьяволами. Но они не используют свои силы для борьбы со злом, а скрывают собственную идентичность, чтобы не попасть в руки Антидемонического Корпуса (члены которого не очень озабочены разницей между миролюбивыми человекодьяволами и злобными демонами).
В 2007–2009 Нагаи снова вернулся к предыстории Амона, Сирены и Сатаны, когда выпустил дарк-фэнтезийную мангу Demon Knight (англ. «Рыцарь-Демон»; также известен как Akuma Kishi). Эта короткая и первая полностью цветная серия во франшизе раскрывала происхождение расы демонов, центральных антагонистов классической манги и бэкграунд их противостояния с Богом. Расширение мифологии получилось совершенно ненужным для оригинальной манги, однако это официальный канон.
Последней, наконец, мангой из основной линейки стала Devilman Saga (англ. «Сага о Человеке-Дьяволе»), которая выходит с 2014 года до сих пор и является продолжением Devilman и Devilman Lady. По словам Нагаи, Devilman Saga станет финальной точкой во франшизе Devilman и подведёт черту сюжетным линиям персонажей истории.
На сей раз протагонистом является Юки Фудо — молодой японский робототехник. В результате глобального потепления и таяния ледников человечество находит в Антарктиде доспехи демона — древний артефакт, дарующий контроль над силами того или иного демона классической манги Devilman. Ожидаемо, сам Фудо завладевает доспехами Амона, которые он в очередной раз использует, чтобы противостоять демонической угрозе.
Остаётся надеяться, что Нагаи успеет закончить эту мангу раньше, чем покинет нас. Дедушке уже 75, а выходят главы Devilman Saga медленно и с большими перерывами.
Сторонние спин-оффы
В сюжетном порядке основная каноничная линейка Devilman имеет следующий вид: Demon Knight → Devilman (1–2 том) → Shin Devilman → Devilman (3–5 том) → Devilman Lady → Devilman Saga. Но, как и любая большая франшиза, Devilman породил также кучу разных по качеству сторонних спин-оффов, сюжетно мало или вообще не связанных с центральной последовательностью.
Первой такой мангой стал Devilman Мицуру Хируты (1972–1973). Эта манга основана на детском мультсериале по оригинальной серии комиксов. Она предлагает менее нигилистичную перспективу для истории и меняет некоторые центральные сюжетные события, чтобы сделать оригинальный комикс более приемлемым для детской аудитории. Фанатам классического Devilman может быть интересен, разве что, из культурологических соображений.
Ещё один спин-офф под названием Devilman выходил в 1973–1974 гг. Его автором является Масару Исако, и он также основан на детском мультсериале Toei Animation. Обе серии были созданы как рекламная сопроводительная продукция к сериалу, призванная привлечь больше зрителей. Как ни странно, многие из тех, кто фанатели от мультсериала в детстве, становились поклонниками более мрачного и нигилистичного Devilman по достижении подросткового возраста.
Манга Devilman Battler (англ. «Боец Человек-Дьявол») была основана уже на классическом мрачном Devilman, а её автором стал Иноуе Дайске. К сожалению, эта серия никогда не была издана полностью, в Интернете очень сложно найти её сканы, да и, возможно, сама серия не является законченной. Однако дизайнерские решения Дайске в будущем повлияли на другой спин-офф — Devilman Grimoire (англ. «Гримуар Человека-Дьявола», также известен как Devilman G).
Grimoire является, пожалуй, самым известным сторонним спин-оффом с собственным сюжетом. Первоначально Devilman G был создан малоизвестным мангакой Такато Руи в честь 40-летия классической серии в 2012 году. Публиковалась серия чуть больше года. Devilman G — это очень вольный ремейк классической манги с огромным количеством оригинальных идей самого Такато.
Здесь инициатором слияния Акиры с Амоном является не Рё Аска, а Мики Макимура — подруга и любовный интерес Акиры из классического Devilman. В Grimoire Мики является самой настоящей девочкой-волшебницей ведьмой, которая призывает Амона из Ада, чтобы он противостоял своим злобным собратьям, бесчинствующим на улицах Японии. Как и в детском мультсериале (в отличие от остальных версий), здесь сознание Амона доминирует над Акирой, а не наоборот, однако и сам демон влюбляется в призвавшую его Мики, что обеспечивает его лояльность человеческому роду.
Devilman G не столь драматически выверен, как классическая манга, но он подкупает своим уникальным графическим стилем. «Мультяшная» рисовка Го Нагаи в его оригинальной манге, как и чересчур вычурный стиль Кинутани могут отпугнуть некоторых читателей от истории, тогда как Такато Руи удалось найти идеальный баланс между гиперреализмом и комиксовостью. Кроме того, Devilman G — это скорее комедия-повседневность с налётом жестоких инфернальных баталий, а не драматический хоррор в библейском сеттинге.
Схожим образом построена манга 1998 года Toshin Devilman (англ. «Святой воин Человек-Дьявол») Ёсихиро Ивамото. Здесь Амон является благожелательным демоном, который противится решению демонического лорда Зеннона уничтожить человечество. Амон сам объединяется с человеком, но здесь он носит имя не Фудо Акира, а Кей Камисиро. К сожалению, завершена манга так и не была — вышел только один том.
Наконец, в эту же категорию можно включить и многочисленные ваншоты по вселенной Devilman, автором многих из которых является сам Нагаи. Это, например, One Summer Day, Fallen Angel, Sirene: Tanjo Hen и Sirene-Chan. Они не очень обременительны для основного сюжета, а последняя так и вовсе представляет собой комедийную зарисовку, где Сирена — подруга детства Акиры.
Экранизации
Но для большинства людей, надо полагать, наиболее интересна не манга, а аниме по франшизе. Адаптаций у оригинальной манги и её ответвлений немало, да и между собой они сильно отличаются художественным подходом, целевой аудиторией и вложенным бюджетом. Большая часть экранизаций приходятся на классическую мангу 1972 года.
Первая адаптация — это детский мультсериал Devilman 1972 года от студии Toei Animation. Именно это аниме и является тем самым проектом по мотивам Demon Lord Dante, ради которого Нагаи адаптировал сценарий для более юной аудитории. Называть сериал экранизацией манги того же года будет несколько поспешно. Во-первых, первой Нагаи разработал именно концепцию мультсериала и только после этого манги. Во-вторых, манга Devilman в итоге вышла таким же жутким космическим хоррором, как и Demon Lord Dante, но мультсериал — это непритязательная супергероика в стиле «монстр недели».
Сюжет мультсериала также отличается от манги. Здесь правителем демонов является не Сатана, а трёхликий гигант лорд Зеннон. В манге он также присутствует, но является лишь правой рукой Сатаны. Также в аниме фактически главным героем является не сам Акира, а Амон (здесь его зовут просто Человек-Дьявол), который захватил тело уже умершего Фудо и влюбился в Мики Макимуру. Ради чувств к последней демон предаёт свою расу и клянётся защищать людской род от посылаемых Зенноном демонов.
Взрослому поклоннику аниме этот мультсериал вряд ли придётся по вкусу. Он не похож на зрелые супергеройские мультсериалы 90-х, вроде Spider-Man, X-Men и Batman. Ему ближе сериал о Бэтмене 60-х, с Адамом Уэстом в главной роли. Конечно, и на такие шоу есть свои взрослые поклонники, но вряд ли таких значимое статистическое большинство. Кроме того, сюжетно мультсериал 1972 даже и не пытается соответствовать манге — это полностью автономный продукт.
Основное значение мультсериала 1972 состояло, помимо популяризации самой франшизы, в популяризации аниме. Поскольку в советское время у нас Devilman не показывали, то русские вряд ли поймут это, но Devilman был очень популярным детским шоу в Японии и на западе. Можно сравнить с популярностью Pokemon, Shaman King и Sailor Moon в нашей стране. Многие японские и американские поклонники аниме начали увлекаться японской мультипликацией именно благодаря Devilman 1972. Более того, на этом сериале даже выросло целое поколение японских аниматоров, в работах которых чувствуется влияние шоу.
Популярность же шоу обеспечила популярностью и мангу. Представьте себе юных поклонников аниме, которые фанатели по сериалу в детстве, а уже в подростковом возрасте обнаружили в книжном магазине томики с классической мангой, купили в порыве ностальгической любви, а потом обнаружили там… Всё, чем славится манга Го Нагаи.
Но всё же автор хотел, чтобы классическая манга получила и более взрослую адаптацию, которая могла бы полностью передать как шокирующий контент комикса, так и его неоднозначные темы и идеи. И такую экранизацию Devilman получил в 1987 году, когда вышел фильм Devilman: The Birth от студии Oh! Production — режиссёрский дебют Уманоске Ииды (будущий режиссёр первого сериала по манге Hellsing). Сценарий вместе с Иидой писал сам Го Нагаи.
Devilman: The Birth стал первым фильмом из запланированной серии, которая должна была охватить весь сюжет оригинальной серии комиксов. Планировалось, предположительно, 5 фильмов — по одному на каждый том манги. Помимо работы самого Го, аниме также использовало за основу True Devilman (англ. «Настоящий Человек-Дьявол») — серию новелл, написанных Ясутакой Нагаи, младшим братом Го. Иллюстрации к новеллам сделал сам Го, а сюжетно они адаптировали классическую мангу в литературный формат, с небольшими вкраплениями оригинальных идей Ясутаки.
Как ни странно, после выхода первого фильма Ииды Ясутака также написал новеллизацию и к самому аниме (рекурсия, однако!), но на этот раз иллюстратором стал Кадзуо Комацубара — дизайнер персонажей фильмов Ииды и некоторых других экранизаций Нагаи.
Поскольку фильмы Ииды сохраняли присущее манге натуралистичное насилие и даже преумножали его эффект за счёт более грубого и реалистичного визуального стиля, в ТВ-трансляции или кинотеатральном прокате им было отказано. Вместо этого фильмы Ииды были выпущены в формате OVA, то есть сразу на VHS-кассетах. Это была распространённая практика для всего экспериментального и провокационного аниме тех лет.
Но, к величайшему сожалению фанатов, серия так и не была закончена. Всего вышло два фильма: Devilman: The Birth (англ. «Человек-Дьявол: Рождение») и спустя 3 года Devilman: Demon bird Siren (англ. «Человек-Дьявол: Демоническая птица Сирена»). Первая раскрывает только завязку истории, обрываясь на сцене шабаша, где Акира впервые трансформируется в демона. События второй закручены вокруг противостояния Акиры с двумя грозными демонами: черепахоподобным Джинменом и бывшей любовницей Амона Сиреной.
Джинмен — один из самых садистских демонов, который также замешан в убийстве родителей Акиры. Он использует образ умершей матери Фудо, чтобы оказывать на своего противника психологическое давление, и, кажется, не мотивирован ничем, кроме собственного желания убивать. Сирена же намерена дать бой Акире, чтобы избавить от его контроля своего возлюбленного.
Оба фильма также нагнетают напряжение вокруг повелителя демонов Зеннона и очень плавно подводят к появлению в сюжете Сатаны. Серия Ииды — это одно из лучших аниме в истории индустрии, которое идеально использует преимущества оригинальной манги и добавляет к этому уникальный режиссёрский стиль Уманоске. Будучи снятыми в конце восьмидесятых, OVA Ииды выглядят как классические фильмы ужасов, активно заигрывающие с христианством, мифологией Лавкрафта и откровенными сценами насилия.
Но серии не суждено было стать завершённой. Поскольку OVA-формат — это не самый прибыльный способ распространения аниме, а контент Devilman достаточно жуткий и отталкивающий, чтобы отпугнуть инвесторов, у Ииды и Нагаи быстро возникли проблемы со спонсорством. После второго фильма серия была свёрнута. И хотя Иида до конца жизни не оставлял надежд завершить мангу, нового финансирования Oh-Pro так и не нашли.
В следующий раз Devilman был воплощён на экранах снова в формате OVA. В 2000 году Studio Live выпустила фильм Amon: The Apocalypse of Devilman (англ. «Амон: Апокалипсис Человека-Дьявола»). Частично этот проект был основан на манге Ю Кинутани (но только на первом её томе), являясь по сути рекламой всё ещё выходящей на тот момент серии. Частично же Amon: The Apocalypse of Devilman основывался на серии Уманоске Ииды и позиционировался как его продолжение. В то же время называть этот фильм настоящим продолжением нельзя по ряду причин:
- Режиссёром стал не Уманоске Иида, а Кэнъити Такесита
- Производством занималась Studio Live, а не Oh! Production
- Этот фильм не напрямую продолжает серию Ииды, а происходит в той же сюжетной последовательности, но спустя определённое количество времени
- Между событиями Demon bird Siren и The Apocalypse of Devilman большой хронологический разрыв
- Заметно изменился дизайн персонажей: на смену Кадзуо Комацубаре пришёл Ясуси Нирасава
- Сцена шабаша, которая есть и в The Birth, и в The Apocalypse of Devilman, очень сильно отличается
Тем не менее, фильм Такеситы — это ещё один выдающийся тайтл и настоящая жемчужина японской анимации рубежа тысячелетий. По общему признанию фанатов эта картина превосходит все остальные по части демонстрируемой здесь жестокости и насилия, а также по психологическому эффекту, который эти сцены оказывают. Немаловажный вклад в успех тайтла определённо внёс Тойо Асида — режиссёр культового Vampire Hunter D, засветившийся здесь супервайзером и консультантом проекта.
Многие фанаты объединяют фильм Такеситу в одну трилогию с работами Ииды. И если считать их частью единой сюжетной линии, то стоит сказать, что это лучшее аниме во всей франшизе Devilman. И именно эти три ленты заслуживают внимание в самую первую очередь вместе с оригинальной мангой.
Дальнейшие адаптации Devilman вышли уже в XXI веке, но прежде, чем перейти к ним, стоит упомянуть и аниме по мотивам спин-оффов серии. Таких вышло всего два: трилогия OVA по мотивам Violence Jack (1986, 1988, 1990) и сериал по Devilman Lady (1998–1999).
Фильмы по Violence Jack довольно аутентично следуют сюжету манги, передавая в том числе его чрезмерно откровенное содержание (местами ленты слишком уж плотно граничат с порнографией). Однако любая связь с Devilman отсюда вырезана. Фильмы определённо найдут своих фанатов, но сами OVA не столь технологически и драматически выверены, как фильмы Ииды и Такеситы, а потому в целом ощущаются более халтурными. Сам Нагаи, кстати, OVA по Violence Jack не любит.
Сериал по Devilman Lady же является самым продолжительным аниме во франшизе, не считая первого детского сериала (26 эпизодов против 39). Сюжет был значительно переработан в сравнении с мангой, хотя общая фабула осталась той же. Дзюн Фудо (здесь она фотомодель, а не школьная учительница) обнаруживает в себе способность трансформироваться в демона, не теряя самоконтроля, а правительственный агент Лан Аска использует её, чтобы выслеживать и убивать других демонов.
Отношение к аниме по Devilman Lady среди поклонников неоднозначно (как и к первоисточнику). Некоторые хвалят сериал и считают его незаслуженно забытым. У него действительно достаточно выделяющийся визуальный и режиссёрский стиль, а сценарием занимался Тиаки Дж. Конака — сценарист таких культовых работ, как Armitage III, Serial Experiments Lain, Hellsing и Texhnolyze.
В то же время немалое количество фанатов не жалуют Devilman Lady. Сериал очень долго разгоняется и слишком долго не уходит от формулы «монстр недели». А многим не нравится и тот сюжет, который начинает разворачиваться уже после отказа от «монстров недели». Некоторые даже считают Devilman Lady худшей из сценарных работ Конаки (возможно, не слышали про Futari Ecchi).
В XXI веке же классический Devilman получил ещё две адаптации, каждую из которых я считаю неудачной, хотя и в несколько разных смыслах. Первой экранизацией стал полнометражный японский фильм с живыми актёрами Devilman 2004 года выпуска. Впервые над идеей о live-action по мотивам Devilman задумались ещё в 90-х. Тогда этими проектом занимались специалисты по фильмам ужасов Брайан Юзна и Аки Комине. У них уже был готовый сценарий, очень близко следующий за мангой, но творческие разногласия Комине и Юзны, а также ограничения CGI тех лет поставили крест над проектом.
Спустя примерно десятилетие live-action по Devilman всё же вышел, а режиссёром стал Хироюки Насу. И он вышел полным провалом. При том, что некоторого рода переигрывание и отвратительный CGI — это норма для японского кинематографа, live-action по Devilman разнесли в пух и прах как западные зрители/критики, так и японские. Хотя, стоит отметить, это первая экранизация, охватившая сюжет классической манги полностью. Но смотреть его всё равно не стоит.
Последней же адаптацией стал сериал Devilman Crybaby — хит 2018 года от Netflix, срежиссированный гениальным режиссёром Масааки Юасой. Этот сериал также охватывает события классической манги целиком, хотя и привносит много нового. Начиная с времени действия, которое перенесено из 70-х во вторую половину 2010-х, и заканчивая более откровенным показом сексуальных и эротических сцен. Критики и зрители повсеместно приняли Crybaby как однозначно успешное аниме, которое не только бережно перенесло идеи оригинала сквозь десятилетия, но и обновило историю, сделав её более актуальной для поколений, не заставших Холодную войну.
В то же время некоторым поклонникам оригинала (мне, например) работа Юасы пришлась по душе куда меньше, чем фильмы Ииды и Такеситы. Хотя Crybaby потрясающе написан и срежиссирован, его визуальный стиль слабо подходит рассказанной им истории. Низкая детализация и искажение пропорций — это авторский почерк Юасы. Подобный стиль не только позволяет экономить бюджет и делать анимацию более плавной, но и создаёт ощущение сюрреалистичного сна при просмотре.
Однако Devilman — это история, которой больше подходит мрачный и грубый реализм. Хоть Юаса и однозначный гений, но Devilman — это не тот тайтл, где пригодились бы таланты именно Масааки. Вдвойне ироничнее, что Юаса ещё в 2006 году снял вдохновлённый мангой Devilman аниме-сериал об оборотнях-людоедах Kemonozume, в котором он использовал более приземлённый и реалистичный стиль. Хотя, конечно, сновиденческий почерк Масааки проглядывается и здесь.
Но как бы арт-стайл Юасы не контрастировал с историей, Devilman Crybaby — это по-прежнему прекрасное аниме и определённо лучшее во франшизе, не считая OVA Уманоске Ииды и Кэнъити Такеситы. И хотя часть событий фильмы Ииды и сериал Юасы дублируют, показаны они совершенно по-разному и заслуживают внимания в обеих иттерациях.
Кроссоверы и видеоигры
Последнее, о чём следует рассказать — это видеоигровые адаптации Devilman, а также кроссоверы с другими аниме-франшизами (в основном с другими работами самого Го Нагаи). Игр по вселенной Devilman было выпущено две, но обе либо на любителей ретро, либо на больших поклонников самого франчайза:
- Шикарный платформер на NES 1989 года.
- Вольная адаптация первых двух томов (как в серии Ииды) манги на PlayStation 2000 года. Жанр сдвоенный: начинается игра как survival horror, а заканчивается как beat ’em up.
В то же время нельзя не упомянуть, что отдельные идеи Devilman нашли отражение в огромном списке культовых игр, созданных под вдохновением от. Среди них: Dark Souls, Megami Tensei, Final Fantasy, Devil May Cry, NieR, etc.
Кроссоверы же… Ну, они есть. Честно говоря, в них сложно найти какую-либо ценность: на сюжете они никак не сказываются, интересного развития герои в незнакомом сеттинге не получают, а перенести основные достоинства Devilman в кроссовер редко удаётся, потому что второй тайтл в названии, как правило, ориентирован всё же на более юную аудиторию. Вот и получается, что кроссоверов Нагаи наплодил чуть ли не больше, чем каноничных произведений, а сказать про эти кроссоверы толком и нечего.
- Mazinger Z vs Devilman — кроссовер с самой известной мангой Нагаи, с которой начался жанр меха. Имеется как в формате манги, так и в формате полнометражного аниме. Последнее сюжетно продолжает мультсериал 1972 года.
- CB Chara Go Nagai World — ещё один анимационный кроссовер Devilman и Mazinger Z, где все персонажи изображены в качестве чиби. Режиссёром стал Уманоске Иида, но с остальными его работами по Devilman ассоциировать не стоит. Кроме того, что это неканон, это также просто непритязательная комедия со знакомыми героями.
- Mazinger Angels vs Devilman — ремейк анимационного полнометражного кроссовера, но в формате манги и с более детализированной рисовкой. Создан в соавторстве Го Нагаи и Акихико Ниина.
- Dynamic Heroes — крупномасштабный кроссовер из основных тайтлов Нагаи: сам Devilman, Mazinger Z, Cutie Honey и Getter Robo. Этакие «Мстители» в духе олдскульного меха-аниме. На этот раз Нагаи работал в соавторстве с Кадзухиро Оти.
- Devilman vs Getter Robo — кроссовер с ещё одной меха-мангой Нагаи Getter Robo. И иллюстрациями, и сценарием занимался сам Го. Имеет продолжение Demon Lord Dante VS Getter Robo G, которое является кроссовером уже с… ну вы сами поняли какой мангой.
- Devilman vs Hades — самый известный, должно быть, кроссовер Devilman и Mazinger Z, приуроченный к сорокалетию обеих франшиз. Создан коллективом авторов (Нагаи не при делах) и отличается необычайно детализированной для кроссоверов Devilman рисовкой.
- Cutie Honey vs Devilman Lady — кроссовер с третьей по известности (после Devilman и Mazinger Z) работой Нагаи. На этот раз встретились друг с другом не герои, а героини. Автор снова сам Го.
- Cyborg 009 vs Devilman — мини-сериал из трёх эпизодов в формате OVA, а также самый известный кроссовер Человека-Дьявола с мехами. Настолько растиражирован, что некоторыми даже помещается в один список с OVA Ииды и Такеситы, а также Crybaby в качестве полноценной иттерации Devilman. Автором второй франшизы кроссовера является уже не Нагаи, а его учитель — ныне покойный мангака Сётаро Исиномори. За основу взят классический Devilman, а не мультсериал 1972.
Стоит ли обращать внимание на кроссоверы? Вряд ли. Однако приобщиться к остальным произведениям из линейки Devilman определённо стоит. Это выдающаяся франшиза, которую часто незаслуженно забывают. Даже несмотря на то гигантское и неоценимое влияние, что франшиза оказала (и продолжает оказывать) на всю японскую, да и западную массовую культуру.
Константин Морозов