Как рушатся стереотипы

Для общества уже давно привычно, что женщина должна вести быт, воспитывать детей, а мужчина зарабатывать, содержать семью и защищать родину. Соответственно, закрепилось и поведение: женщина — мягкая, уступчивая, склонна к эмпатии, а мужчина к доминированию, грубости, холодности и даже полиаморности, в отличии от своей жены, которой предписано блюсти только моногамию и быть целомудренной. Сегодня ставится вопрос о том, что необходимо менять гендерные роли и модель поведения, разрушать стереотипы и не навязывать рамки, которые ограничивают действия и характер человека. С этим пытаются бороться публичные люди.

Гендерные стереотипы существуют ещё с древних времён, когда женщина оставалась следить за тем, чтобы в пещере не потух огонь, впоследствии она стала хранительницей очага, что отсылает к семейности. А мужчина — это добытчик. Ну и тут нашлось подтверждение того, что история умалчивает некоторые детали. В Журнале Science Advances были опубликованы итоги исследования учёных из Калифорнии. Два года назад в Андах нашли останки человека, который был захоронен с копьём и ножом. И, конечно, не было сомнений в том, что это охотник, но это оказалась охотница. Позже были изучены останки ещё 429 человек. В результате учёные обнаружили, что среди тех, кто добывал пропитание, оказалось 11 женщин.

Если ещё немного углубиться в историю, то можно обнаружить, что женщины участвовали в войне. Например, Жанна д’Арк, которая была одной из главнокомандующих в Столетней войне. Под её предводительством Франция одержала победу над Англией, а Орлеан был освобождён от английской армии. За её главное достижение, Жанну прозвали Орлеанской девой. Известны и другие случаи. В XIX веке женщины стали занимать позиции, которые раньше им были недоступны. Так Нелли Блай (Элизабет Кокран) стала первой женщиной журналисткой. Она хотела устроиться в газету Джозефа Пулитцера. Блай убедила издателя в том, что она сможет привлечь и удержать внимание публики. У неё это удалось. Нелли попала в психиатрическую больницу, где пробыла десять дней. После она написала разоблачающую статью. Об этом узнала общественность и власти, которые увеличили бюджет Департамента общественной благотворительности и исправительных учреждений.

А дальше журналистка отправилась в кругосветное путешествие. Она предполагала, что сможет обогнуть мир менее, чем за 80 дней. Смелая Нелли бросила вызов герою романа «Вокруг света за 80 дней» Филеасу Фоггу. В итоге корреспондентка совершила длинное путешествие. Её фантастическая задумка принесла ей популярность. Когда она обратно возвращалась в Нью-Йорк на поезде, на каждой станции её встречали люди. Каждому хотелось лично поздороваться с путешественницей.

Есть и другой пример, но он менее удачный. В 1903 году Альфред Хармсворт принял решение издавать ежедневную газету The Daily Mirror. Оно было создано специально для женщин. Подобные издания и раньше печатались для этой аудитории. Но газету Хармсворта отличало то, что там работали женщины. Концепция The Daily Mirror состояла в том, что издание — это и есть зеркало женской жизни. Сам издатель заявлял: «Быть интересным, не будучи фривольным, и серьезным, не будучи унылым». Журналистки газеты могли писали на многие темы: от политики до моды.

Первый тираж разошёлся по всей стране, а со второго спрос начал падать. Тогда Хармсворт принял решение выгнать женщин и нанять мужчин. Новые авторы смогли снова поднять заинтересованность своей аудитории. Несмотря на то, что писали не журналистки, от женской тематики полностью не отказались.

Провал женской периодики был не в профессионализме сотрудниц издания, а в том, что общество не было готово к тому, что женщины занимались журналистикой. Здесь опять же сыграл гендерный аспект. Но женщины в этой сфере всё равно заняли своё место. С распространением печатных машинок женщины стали массово устраиваться на работу машинистками.

Кроме работы в СМИ, женщины были писательницами. Самый известный пример — это Амандина Аврора Люсиль Дюпен под псевдонимом Жорж Санд. Она уникальна тем, что стала писать романы, хотя в XIX веке женщинам этого не было позволено, поэтому Дэпен скрывалась под вымышленным именем. Также она увлекалась зарождающимся феминизмом. Женщина не стеснялась носить мужские костюмы. Кроме того, она не состояла в браке, её привлекали свободные отношения.

В литературе женщины представлены по-разному. Многим из нас знакома героиня из китайской поэмы Хуа Мулань, которая отправилась на войну вместо своего отца и принесла победу своей стране. Это как раз и есть пример сильной женщины. Позже в литературе женщинам дали другие роли и модели поведения. И, соответственно, это считалось людьми и принялось на веру. В книге Фрэнсиса Фицджеральда «Великий Гетсби» главная героиня Дейзи считала, что женщина должна быть хорошенькой дурочкой. За неё всё решит мужчина. И эта тема легла прочно в кинематографе. В диснеевских мультиках героини мечтали о счастье и ждали своих принцах. Есть и другой пример. В фильме «Выбор» (2016) главную героиню Габи раздражает сосед. Тревис ругается с ней, а потом в какой-то момент они закручивают интрижку, хотя оба заняты. Наступает момент, когда девушке нужно признаться своему бойфренду. Тревис предлагает всё честно рассказать, но Габи отказывается. Это приводит к конфликту. В итоге главный герой приезжает домой к её родителям, где находит её и просит выйти за него. В данном случае девушка проявила малодушие, а парень решительность. И в итоге из-за подобных фильмов у подростков складывается неверное представление. Потому что именно кинематограф воспитывает, показывает как стоит поступать в тех или иных ситуациях, рассказывает разные жизненные истории и даёт зрителю узнать себя в персонажах. Зачастую после просмотра многие хотят судьбу, как у героев из фильмов, если, конечно, это мелодрама. И это естественно, все хотят почувствовать себя счастливыми, любимыми, нужными. Но не нужно забывать, что перенимаются гендерные роли и модели поведения. Люди внимают рекламе, культуре и обществу. Но всё обусловленно не только этим. Главную роль, безусловно, играет консерватизм и патриархат. Они предписывают как нужно себя вести, а это транслирует культура и СМИ, которые непосредственно влияют на нас.

Но гендерные стереотипы разрушаются. Многие обзорщики, блогеры и феменистики радуются, когда в кинематографе появляется сильная и независимая женщина. Она привлекает внимание своей самодостаточностью, характером и чёткой жизненной позицией. Такой хочется быть, не зависеть от чего-то мнения, уметь говорить «нет» и чувствовать себя уверенной. Из представленных фигур в кинематографе можно назвать героиню «Храбрая сердцем». Да, она несправедливо поступает с родителями. Но здесь хочется отметить то, что она своенравная, смелая и сильная духом.

Кинематограф — это не единственный показательный пример. Многие публичные персоны меняют представление о моде. Среди них Эзра Миллер, Билли Портер, Коди Ферн. Все они не боятся показывать, что можно одеваться так, как тебе хочется. Кто-то скажет, что они надели женские наряды. Но нет. С одной стороны, да, будто так и есть. А с другой, нет. Они выражают то, как они хотели бы выглядеть. Если Билли портер надевает платье-смокинг, то он не становится женщиной, он разрушает гендерные стереотипы, показывая, что мода должна быть свободной, вне рамок.

Современный мир идёт вперёд, расширяет границы, переворачивает мир людей на 360 градусов. Только и успевай за современными трендами и понятиями. Но общество меняется к лучшему. И это развитие продолжается и дальше, смещая консерватизм и выдвигая демократичность.

Екатерина Белова

Добавить комментарий