«Ной» и Библия: насколько адаптация близка оригиналу?

Даррена Аранофски можно назвать одним из главных любителей Библии среди современных голливудских режиссёров, наряду с Ридли Скоттом и Заком Снайдером. Хотя самая известные работы Аранофски «Реквием по мечте» и «Чёрный лебедь» не могут похвастаться обилием библейского символизма, подобных отсылок полно в других картинах Даррена: «Пи», «Фонтан», «Рестлер», «мама!» и, конечно, полностью снятый по библейскому сюжету «Ной». Лента задумана как возрождение подзабытого жанра библейских пеплумов, особенно популярных в США в 1950-е годы (самый известный пример — «Десять заповедей» 1956 года).

В 2014 году, когда фильм только вышел, «Ной» стал причиной многочисленных скандалов. В ряде мусульманских стран, среди которых Пакистан, Катар, Бахрейн, Малайзия и Индонезия, фильм был запрещён. Та же участь постигла картину и в китайском прокате. Но и там, где киноленту не стали запрещать, против проката «Ноя» выступали многочисленные религиозные деятели. Так, например, в России «Ной» получил плеяду неодобрительных отзывов от представителей РПЦ.

Ситуация напоминает «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе — лучший фильм по мотивам Библии в истории. Быть может, и религиозные скандалы вокруг «Ноя» — это нечто вроде маркера качества? В действительности между «Ноем» и «Последним искушением Христа» есть кое-какая разница. Тогда как художественные вольности Скорсезе явились в большей степени результатом интерпретации текста, «Ной» заметно отличается от своего первоисточника своим сюжетом. Какие изменения были предприняты Аронофски, чтобы придать уникальности истории Ноева ковчега? Давайте узнаем.

Бог общается с Ноем видениями

В фильме Аранофски Бог сообщает свою волю Ною через визуальные образы и видения. Из-за этого пророку приходится даже обратиться к своему деду Мафусаилу (также пророку), чтобы последний истолковал сновидения Ноя и объяснил ему значения этих сновидений. Именно из-за этого в итоге разгорается центральный конфликт между Ноем и его сыновьями, поскольку строитель ковчега интерпретирует Божью волю так, что всё человечество должно быть в итоге истреблено, а задача его семьи — сохранить лишь животных.

Однако в Библии нет никакой двусмысленности в общении Бога и Ноя. Всевышний прямо говорит Ною, что от него требуется, а также что потомкам пророка предстоит заново заселить очищенную потопом планету. Хотя из последующих текстов и можно предположить, что Бог действительно общался с Ноем через видения или ангелов, а не лично, в Библии Творец никогда не заставлял Ноя догадываться, что именно нужно Богу.

Это также контрастирует с утверждениями Тубал-Каина, основного антагониста фильма, о том, что Бог ни разу не общался ни с кем из людей после проклятия Каина. Хотя в Библии Бог действительно никогда ни к кому не обращается прямо во временном отрезке между изгнанием Каина и повелением Ною построить ковчег, в расширенном библейском каноне (то есть ветхозаветных апокрифах) Бог общается едва ли не с каждым мужчиной из числа потомков Сифа, особенно выделяя Еноха, прадеда Ноя.

Впрочем, и в самом фильме есть указания на то, что пророческий дар, аналогичный ноевскому, имели и его предки и в частности Енох и Мафусаил. И в том, что Тубал-Каин ничего не знает о подобного рода общении, нет ничего удивительного: потомки Каина и Сифа находятся в многолетней вражде и вряд ли у царя каинитов была возможность узнать о пророческой избранности их заклятых врагов.

Нефилимы — хорошие парни

Нефилимами в фильме Аранофски зовутся падшие ангелы во главе с Семиазой, которые снизошли на Землю, чтобы помочь людям выжить в непростых условиях допотопной планеты. В наказание за непослушание Господь запирает души ангелов в гротескных телах гигантских каменных големов. При этом сами нефилимы, к которым помимо Семиазы также причислены Ог, Магог и Рамиил, являются в целом морально добродетельными персонажами и даже жертвами геноцида со стороны каинитов.

Толкование образа нефилимов в самой Библии и околобиблейской традиции очень сильно отличается от представленного режиссёром. Согласно каноничному тексту Библии, нефилимы — это раса гигантов, которые произошли от браков «сынов Божьих» и «дочерей человеческих». На этом подробности в каноничном тексте Библии заканчиваются, но такая скудность описания породила очень широкую толковательную и апокрифическую традицию.

Согласно толкованиям ряда христианских и иудейских богословов, включая рабби Шимона бар Йохая, Аврелия Августина, Климента Александрийского, Иустина Мученика и Оригена Адаманта, «сыны Божьи» — это добродетельные потомки Сифа. «Дочери человеческие» же — это грешные потомки Каина. Нефилимы же — это всего лишь потомки этих браков, а их гигантизм — обыкновенный высокий рост и выдающаяся физическая сила.

Но более интересная трактовка представлена в т.н. енохианских апокрифах: Книгах Еноха, Книге Юбилеев и Книге Гигантов. Здесь «сыны Божьи» — это падшие ангелы, а «дочери человеческие» — это земные женщины. Нефилимы же — это раса великанов-людоедов, терроризировавших всё население Земли. В ряде апокрифов приводятся имена самих падших ангелов, которые породили нефилимов, среди которых есть также Рамиил и Семиаза (последний наряду с Азазелем считается предводителем этой группы).

Всемирный потоп в изображении Иеронима Босха

Фильм Аранофски использует енохианскую трактовку, но очень сильно её видоизменяет. Здесь нефилимы являются не детьми падших ангелов, а самими падшими ангелами. Но куда заметнее, что в «Ное» 2014 нефилимы — это положительные персонажи и даже в некотором роде жертвы людского морального разложения. В енохианских апокрифах ситуация противоположная.

Кроме того, что сами нефилимы описываются как агрессивные существа, людоеды, каннибалы и насильники, именно их отцы-падшие ангелы являются источником морального разложения человечества. Именно Семиаза и Азазель учат людей военному ремеслу, проституции и идолопоклонничеству. В конце концов, стремление истребить нефилимов — одна из главных и едва ли не главная мотивация Бога устроить всемирный потоп.

Единственный нефилим, которому иногда приписывается моральная праведность — это Ог. Его гипотетической добродетельностью оправдывается тот факт, что Ог пережил всемирный потоп. По одному из мидрашей (толкованию Библии), Огу было разрешено ухватиться за ковчег снаружи, чтобы не погибнуть в водах потопа. Именно к Огу в конечном счёте восходят населявшие Палестину до евреев филистимляне, некоторые из которых (Голиаф, например) выделялись высоким ростом.

Лишь Ной и Сим входят в ковчег с жёнами

Библия однозначно утверждает: в ковчег вошли восемь человек. В их числе Ной, его сыновья Сим, Хам и Иафет и жёны каждого из них, ни у одной из которых не указано её имя. В фильме же Аранофски женатыми мужчинами на борт ковчега поднимаются только сам Ной и старший сын Сим. Их жёны в фильме получают имена Наама и Ила.

Эта вольность, разумеется, привнесена для нагнетания конфликта между самим Ноем, который отказывает сыновья в праве иметь жён из-за стремления не допустить продолжение человеческого рода, и его сыновьями, которые активно заинтересованы в собственном отцовстве.

В финале ленты даётся явный намёк, что жёнами Хама и Иафета станут родившиеся на ковчеге дочери Сима. Удивляться инцесту здесь не стоит. По общему мнению толкователей, в допотопные времена или даже вплоть до Синайского откровения (общения Бога с Моисеем на горе Синай, в ходе которого еврейский народ получил заповеди) инцест не был запрещён. В конце концов, все люди происходят всего от одной супружеской пары.

Однако в библейском тексте и сопроводительной литературе браки сыновей Ноя были слегка менее близкородственными. Книга Юбилеев даёт следующие имена невесткам Ноя: Седукательбаб (жена Сима), Наэльтамаук (жена Хама) и Адатанезес (жена Иафета). В мидраше Сефер ха-Яшар они названы дочерями Елиакима, сына Мафусаила (то есть они были двоюродными сёстрами самого Ноя).

Примечательно, что фильм всё же использует Книгу Юбилеев в качестве основы, хоть и весьма ограничено. Возлюбленная Хама в фильме Аранофски, хоть она и не становится женой среднего сына Ноя, носит имя Наэль, что является очевидным сокращением от Наэльтамаук. И всё же имя жены Сима Ила не имеет никакой связи с Седукательбаб. Кроме того, и Ила, и Наэль — потомки Каина, а не Мафусаила.

Тубал-Каин стал центральным антагонистом

В Библии Тубал-Каин упоминается, но ничего не говорится о его противостоянии с Ноем или причастности к убийству Ламеха, отца Ноя. Единственная информация, которую Книга Бытия сообщает о Тубал-Каине — это его родство с Каином (он сын потомка Каина Ламеха (тёзка отца Ноя)) и род занятий (он первый в мире кузнец). Однако Библия ничего не говорит даже о его статусе лидера каинитов, хотя это и логически следует из того факта, что он прямой потомок самого Каина.

Причина такой вольности в обращении с текстом тоже не является удивительной. Как говорил американский кинокритик Роджер Эберт: «Фильм хорош ровно настолько, насколько хорош его злодей». Но раз в Книге Бытия антагонист в истории о потопе отсутствует, то Аранофски пришлось сделать таким злодеем первого персонажа Библии, подходящего на эту роль — последнего упомянутого по имени потомка первого убийцы Каина.

В толковательной традиции при этом Тубал-Каину так и вовсе приписывается ранняя смерть. Еврейский комментатор Библии Раши интерпретировал слова Ламеха о 490-кратном воздаянии за его смерть таким образом, что Ламех был виновен в убийстве своего предка Каина и малолетнего сына Тубал-Каина. Раши сравнивал 490-кратное возмездие за убийство Ламеха с 7-кратным возмездием за убийство Каина, которое было частью проклятия Каина за убийство им самим брата Авеля.

Но интерпретация Раши противоречит тексту Библии, так как Тубал-Каин, будучи малолетним, не мог бы быть первым кузнецом. Поэтому существует также альтернативная трактовка, принятая Онкелосом и Псевдо-Ионафаном, согласно которой Ламех, напротив, никогда не убивал и его слова указывали именно на это (если за нечестивого убийцу Каина возмездие 7-кратное, то за безвинного Ламеха — 490-кратное).

Наама перестала быть сестрой Тубал-Каина

Наама (Ноема, Нахема, Ноемзара) считается женой Ноя в целом ряде толкований. В каноничном тексте Библии Наама фигурирует и является сестрой Тубал-Каина. На этом информация о ней исчерпывается, однако позже она также была отожествлена с женой строителя ковчега. В фильме Аранофски роль Наамы исполняет Дженнифер Линн Коннелли, ранее игравшая в самом известном фильме Аранофски «Реквием по мечте». А ещё Коннелли — самая красивая женщина на планете. И это не только моё мнение, но и таких изданий, как People, Time, Vanity Fair и Esquire. Имя героини, которую играет звезда «Лабиринта» и «Реквиема по мечте», ни разу в фильме не называется, однако в титрах жена Ноя указана как Наама.

Существует ряд альтернативных версий имени жены Ноя. Апокриф Книга Адама и святой Евтихий идентифицирует её как Гаикалу. Епифаний Кипрский предлагает имя Бартека. В некоторых источниках также используются имена Титлея и Вагела. Книга Юбилеев даёт ей имя Эмзара, а также идентифицирует в качестве дочери Ракиэля и его безымянной сестры. Общим пунктом для этих толкований является предположение о том, что жена Ноя, как и сам Ной, была потомком Сифа, младшего сына Адама.

В основной массе своей толковательная литература приписывает всем потомкам Каина моральную развращённость, а потомкам Сифа — моральную добродетельность. Отсюда и происходит стремление большинства толкователей связать не только самого Ноя, но и его жену с невестками к праведному роду Сифа. И всё же широко распространено среди комментаторов мнение, что жена Ноя Наама происходила из рода Каина.

В то же время в других источниках образ Наамы заметно демонизируется. Само имя Наама (‏נעמה) происходит от слова «наслаждение», что нередко связывается с сексуальной распущенностью. Согласно мидрашу Сефер ха-Зоар, Наама состояла в сексуальных связях с падшими ангелами и рожала от них детей-нефилимов. В поздней традиции образ Наамы сливается с образом первой жены Адама Лилит, которая считается ночным демоном, убивающим детей. Сама Наама становится демоницей-соблазнительницей и одной из жён Сатаны, наряду с самой Лилит, Аграт бат Махлат и Айшет Зенуним. Нааму даже называют «младшей Лилит».

Каким образом Нааме удаётся совмещать роли праведной прародительницы человечества и распутной демоницы? Очень просто. Две интерпретации образа Наамы возникли параллельно друг другу и развивались независимо. В результате даже сами толкователи столкнулись с проблемой невозможности примирить две трактовки образа Наамы. Но попытки предпринимались.

Например, именно с влиянием Наамы может быть связано развращение человечества уже после потопа, поскольку комментаторам Библии было свойственно связывать добродетельность или грешность допотопных людей с их родством либо с Каином, либо с Сифом. Как могли люди уже после потопа стать грешниками? Значит, сыновья Ноя имели родство как с Сифом (через отца), так и с Каином (через мать). Кроме того, нельзя не упомянуть интерпретацию библеиста Джона Ситца Бергзмы, который считает, что жена Ноя даже имела сексуальную связь с собственным сыном Хамом.

И всё же в большинстве трактовок комментаторы попытались реабилитировать Нааму. Такая попытка была предпринята, например, в гностицизме — еретическом направлении внутри раннего христианства, сторонники которого отрицали тождественность ветхозаветного бога Яхве и Бога-Отца. В мифологии гностиков Яхве является не справедливым, милосердным и благим Богом, а злым и кровожадным демоном. Всемирный потоп в гностицизме считается не справедливой карой за грехи, а проявлением садизма.

Жена Ноя в гностицизме получает имя Норея, которое этимологически восходит к Нааме. Хотя отождествить двух героинь полностью нельзя, так как Норея — сестра не Тубал-Каина, а оригинального Каина, так как является дочерью Адама и Евы (и она старше Мафусаила на момент своего брака с Ноем). Гностическая Норея пытается помешать мужу построить ковчег и сжигает его. Это навлекает на неё гнев архонтов — злых демонов/ангелов, служащих Яхве. Архонты предпринимают попытку изнасиловать Норею, но она избегает надругательства, произнеся имя Бога (не Яхве, а Небесного Отца).

Сюжет о Норее имеет сходство с мифом о Лилит. Первая жена Адама также избегает нежелательной для неё сексуальной связи с мужем, произнеся тайное имя Бога. Однако если неповиновение Лилит рассматривается как грубое нарушение патриархальных обычаев, за которое она становится демоном, то поступок Нореи воспринимался гностиками как благой. Во многом это связано со свойственной гностикам ввиду их неприязни к иудаизму инверсией ветхозаветной мифологии, а также их прото-феминистскими взглядами на статус женщины в обществе.

Однако внутри самого иудаизма способ реабилитации Наамы был куда более прозаичным. В мидраше Сефер ха-Яшар просто утверждается, что жена Ноя и сестра Тубал-Каина — это две разных Наамы. Жена Ноя, согласно этому мидрашу, просто тёзка распутной сестры Тубал-Каина. Сама супруга пророка здесь признаётся дочерью Еноха, прадеда Ноя. Вероятно, именно этой версии придерживался Аранофски при создании сценария.

В фильме «Ной» нет никаких указаний, что Наама — сестра Тубал-Каина. Последний даже грозится изнасиловать Нааму, хотя в этом нет ничего странного, даже будь она сестрой антагониста. Тубал-Каин в фильме — властный социопат, рабовладелец, массовый убийца, каннибал и насильник. Изнасиловать собственную сестру вполне в его духе.

Маловероятно, однако, что в случае их родства угроза Тубал-Каина была бы столь неперсонализирована — Наама для него всего лишь жена Ноя, а не самостоятельная личность, как если бы они были знакомы до событий фильма. К тому же если бы Наама в фильме была потомком Каина, то Ной не был бы настолько упёрт в своей убеждённости, что никто из каинитов не заслуживает спасения на ковчеге.

В то же время, возвращаясь к возможным интерпретация библейской Наамы, баптистский теолог Джон Гилл считал, что Наама всё же была развратной каиниткой, но являлась женой не Ноя, а его сына Хама. Последний известен тем, что был проклят собственным отцом за проявленное к нему неуважение.

Ной и Хам расстаются в напряжённых отношениях, но без скандала

В финале картины Аранофски Хам покидает своих родителей после эпизода с пьяным Ноем, который голым уснул в своём шатре. В фильме это выглядит так, словно уход Хама связан исключительно с напряжением в их с отцом взаимоотношениях, вызванным попыткой Ноя убить своих внуков и обречением на смерть возлюбленной Хама. Эпизод с опьянением Ноя же, кажется, добавлен исключительно для того, чтобы показать, насколько самому Ною тяжело даются его решения. В самой сцене расставания Ной не обвиняет Хама и, кажется, даже понимает его решение.

Но в самой Библии Ной фактически сам проклял Хама, а точнее потомство одного из его сыновей Ханаана. Во время колониализма этим, кстати, иногда оправдывали работорговлю африканцами, так как все жители Африки считаются потомками Хама, а Ной предсказал хамитам рабство у потомков двух других сыновей Ноя. Это, правда, очень натянутая трактовка, так как проклятие Ноя касалось лишь потомков Ханаана, то есть истреблённого ещё в библейские времена доеврейского населения Палестины.

Причиной такого жёсткого наказания считается сам эпизод с опьянением Ноя. Согласно библейскому тексту, Хам увидел пьяного Ноя, уснувшего голым, и рассказал об этом своим братьям, которые укрыли Ноя покрывалом. Самая очевидная интерпретация состоит в том, что Хам насмехался над своим отцом, что в условиях патриархального строя считалось тяжким грехом. Однако многим комментаторам также кажется, что даже с учётом патриархальных обычаев наказание Хама слишком жестокое и несоразмерное.

Раввин Самуэль предполагал, что Хам изнасиловал собственного отца. Самуэль указывал на то обстоятельство, что «увидеть наготу» в еврейском языке и ряде мест Библии является эвфемизмом для «заниматься сексом». В частности, Самуэль сравнивает описание инцидента в шатре Ноя с изнасилованием Дины и заповедями, регулирующими инцест, в Книге Левит.

Исследователь Библии Джон Ситц Бергзма также предположил, что Хам состоял в сексуальной связи не с отцом, а с матерью. В частности, указывается, что «открыть наготу какого-либо мужчины» также используется и в значении «заниматься сексом с женой этого мужчины». В таком смысле выражение «открыть наготу» используется в тех же заповедях, регулирующих инцест в Книге Левит. Именно Ханаан получает проклятье Ноя в таком случае по той причине, что он был рождён от этой эдипальной связи с Хама с матерью.

Однако другой библеист Иден Дершовитц отмечает, что значение «заниматься сексом с женой какого-либо мужчины» появилось у выражение достаточно поздно. И лишь в результате правки, целью которой было скрыть тот факт, что ранний вариант Книги Левит допускал однополые отношения.

Персидский раввин Абба бар Айбу также предположил, что Хам кастрировал своего отца и лишил его возможности зачать четвёртого ребёнка. И именно поэтому проклятье Ной накладывает на Ханаана, четвёртого сына Хама. Хотя в некоторых армянских легендах также утверждается, что Ной производил на свет потомство и после потопа. Так, в рамках его демографической программы по возрождение человечества Ноем были зачаты сын Манитон и дочь Астхик.

Исследователь иудаизма Хирш Коэн также считает, что проступок Хама — всего лишь насмешка над обнажённым отцом. Тяжесть кары обусловлена исключительно гипертрофированным культом отца в древнееврейской культуре.

Существуют также и другие объяснения эксклюзивности проклятья Ноя для Ханаана и его потомков. Одно из них состоит в том, что Хам, будучи благословлённым самим Богом после всемирного потопа, является неприкасаемым для любых проклятий, а потому за грех отца приходится отдуваться Ханаану. Более справедливая к Ханаану трактовка может быть найдена у Еврема Сирина. Он предположил, что именно Ханаан насмехался над Ноем, а Хам всего лишь рассказал об этом остальным своим братьям.

Есть также ещё одно интересное толкование, которое никак не связывает проклятье Ханаана с эпизодом в шатре Ноя, но зато является предзнаменованием всех дальнейших событий Пятикнижия Моисея. Согласно всё той же Книге Юбилеев, сыновья Ноя поделили Землю между собой после потопа. Хаму и его потомству досталась земля за Нилом, то есть Африка. Но Ханаан оказался единственным сыном Хама, который не отправился за Нил, а захватил себе часть территории, полагающейся Симу.

Таким образом, Книга Юбилеев объясняет, почему Авраам и его потомство (то есть евреи) имеют законные права на землю Ханаана, и почему Бог одобряет истребление ханаанских племён, населявших Израиль до евреев. С этой точки зрения, проклятье Ханаана — это наказание за присвоение себе земли, полагающейся евреям, а исполнение этого проклятья — истребление потомков Ханаана евреями при завоевании Палестины.

Константин Морозов

Добавить комментарий