Важность толерантности в современном мире

Уходят эпохи, меняются ценности, идеологии, мировоззрения, и надо успевать за течением времени. Но при этом люди живут в своём ритме. В Средневековье и в Новое время события развивались не так стремительно. Существовавший порядок не требовал массовой образованности и мобильности. Европейцы верили в Бога, а за инакомыслие или идеи, которые противоречили вере, могли сжечь на костре, то есть как-либо покарать. Только с приходом и развитием Возрождения люди начали оттаивать и признавать ценности, которые раньше отвергали. Но так или иначе не все поддавались новым веяниям. И, конечно, так происходит и по сей день.

Сейчас, во времена Интернета, глобализации и востребованности в образовании, остаются «дремучие» люди. Дело не только в их непросвещённости, но и в том, что они ментально остались в Советском Союзе — это люди старшего поколения и родители. Конечно, есть религиозные люди, которые из-за заветов Священных писаний не признают, например, ЛГБТ-сообщество. И вот тут встаёт вопрос о толерантности.

Само понятие обозначает способность индивида без предубеждений воспринимать мнение, образ жизни, характер, поведение и особенности других. Это как раз ключ к мирному сосуществованию людей. Если доброжелательность отсутствует, то, соответственно, проявляется агрессия и жестокость — самое простое и не требующее осмысление. Это негативные эмоции, которые вспыхивают мгновенно. А толерантность — это адекватная реакция, которую человек способен проявить. Потому что не стоит забыть о человечности и гуманизме. Даже при существовании в биологии теории, которая гласит, что люди и животные схожи по некоторым аспектам. Надо помнить о том, что от мирной коммуникации зависит социальный, экономический и политический аспект.

А, чтобы его не забывать надо обращаться к гуманизму. Как высшая ценность он возник во времена Возрождения. Его яркими представителями явились Петрарка, Данте, да Винчи, Бруно и другие. Были также мыслители и в русской философии, которые внесли свой вклад, а именно произведения Достоевского, Толстого, Соловьёва, Ильина, Флоренкого.

Ещё биохимик В. А. Энгельгард заметил:

«Гуманистическое восприятие мира, в котором мы живём, с полным основанием можно считать проявлением того, какое место в нашем сознании занимают заботы о судьбах, нуждах человечества — и как биологического рода в его разных формах сообщества, и как индивидуума, личности».

С этим высказыванием нельзя не согласиться, так как именно альтруизм — залог того, что люди готовы прийти на помощь друг другу. Но при этом это не всегда работает. В произведении Мопассана «Пышка» интеллигенция чувствовала себя некомфортно в одном экипаже с женщиной лёгкого поведения. Они, как люди с моральными ценностями и определённым отношением к низшим слоям населения, чувствовали неприязнь к Пышке. Да, она занималась деятельностью, которая порицалась обществом, но при этом она была человеком, и у неё тоже были чувства. Представители знати сначала не хотели принимать от неё угощение, а потом уже охотно завязали с ней беседу. В конце концов они проявили к ней жестокость, когда она пошла на жертву, а именно проявила услугу немцу, чтобы им позволили продолжить путь И когда она плакала из-за их подлости, её попутчики не обратили на это внимания. И это обидно.

В литературе немало примеров подобных случаев, когда к незнакомым или близким проявляли равнодушие или отвращение. Люди прикрываются принципами, моральными устоями, но при этом всегда забывать поставить себя на место других, понять, что бы они ощущали в случае, если бы от них все отвернулись.

Но, конечно, во времена «каждый сам за себя» нет никакой сплочённости. Не у кого просить помощи. Сейчас это ощущается как никогда. Нет, конечно, есть те, к кому можно обратиться за пониманием, но всё так неравномерно, что даже не угадаешь, кто поймёт и даст совет, а кто проявит агрессию.

Это как никогда актуально для представителей ЛГБТ. Транс-людей осуждают за то, что они нарушают биологический порядок вещей, а гомосексуалов за их любовь к своему полу, что в религии считается противоестественным. Сегодня это постепенно уходит, но ещё остаются те, кто считают, что ЛГБТ — это болезнь, инвалидность, временное состояние, грех, катализатор алкоголизма, наркомании и ВИЧ. И очень больно услышать это от родных. Поэтому толерантность должна стать главной темой, с которой надо разобраться. Государство должно быть заинтересовано в просвещении населения, ввести нацпроекты, которые будут призваны разрушить границу «свои» и «чужие» и объединить человечество. Немаловажный аспект также играет и воспитание. Если семья с прогрессивными взглядами, тогда и детям будет проще с социализацией и взаимодействием с другими, они будут понимать разницу и считать осуждение недопустимым. А если семья консервативная, тогда и ребёнка в сознательном возрасте или уже взрослом будет сложно, если невозможно перевоспитать.

В период глобализации, социальных сетей и культуры отмены любое неосторожное, острое публичное высказывание или действие приводит к непоправимым и серьёзным последствиям. После убийства Джорджа Флойда американцы встали на его защиту, выйдя с лозунгом Black Lives Matter. Их реакция показывает высокое самосознание.

Россияне тоже отличились. После того, как вышла гомофобная реклама поправок в Конституцию, многие люди в Twitter запостили арты с хештегом «ДаВыберу!». Большинство понимают, что, какая бы ни была семья: однополая или разнополая — это всегда про любовь, воспитание и заботу о ребёнке, чтобы вырастить его достойным членом общества. Об этом говорил и журналист Карен Шаинян, который снял на своём канале видео «Усыновление геями: такую Россию вы выберете? #ДаВыберу». Именно благодаря таким людям толерантность становится важной и неотъемлемой частью жизни социума. Так как окружающие меняют мировоззрение.  Но те, кто застряли в своём времени, не видят многообразие мира, так как телевизионная пропаганда очерняет ЛГБТ, Америку, прививает нетерпимость к мигрантам. И люди, несомненно, начинают питать ненависть к тем, кого не понимают. Они не могут принимать тех, кто кардинально от них отличаются. Поэтому важность толерантности нужно выносить на первый план, потому что это залог мирного существования в обществе и с самим собой.

Екатерина Белова

Добавить комментарий