Михаил Абрамзон: путешествие во времени

Наверное, у каждого из нас есть памятные вещи, которые напоминают о важных событиях прошлого или как нельзя лучше отражают реалии настоящего. Я побывала в гостях у директора института ИФИиЯ Михаила Григорьевича Абрамзона!

Ретро – подарок

Вспомните детство: кто из нас не пытался стянуть конфету из буфета или достать изящную статуэтку с верхней полки шкафа? Михаил Григорьевич вспоминает: и во времена его детства такие случаи имели место быть. Бабушка очень берегла статуэтку «Суд станового». Небольшая композиция – копия фигурки царских времен 1890 г. Изображена драматичная сцена того времени: становой выносит приговор местному крестьянину. Творение художника Гарднера в 20–х годах стал массово выпускать завод «Демитровские Вербилки». Одна из копий оказалась в серванте у бабушки. Но полностью целой до наших дней она не дошла: двоюродный дядя добрался до серванта и частично подпортил памятную для бабушки сцену из досоветской крестьянской жизни. Михаилу Григорьевичу вещица дорога не меньше: будущий художник с детства проявлял интерес к искусству и живописи. Может быть, поэтому фарфоровое изделие досталось по наследству любимому внуку. Его первые творения из пластилина частично навеяны игрушкой из серванта. Теперь ретро–вещица занимает почетное место в квартире самого Михаила Григорьевича.

Урок мужества.

Дед Михаила Григорьевича по отцу, Борис Соломонович Абрамзон, был человеком немногословным, но очень мудрым и стойким в своей правоте. Зарабатывать на жизнь приходилось тяжелым трудом. Дед рубил лес и сплавлял его по бурной реке Дисне. Жил дед в селении в Витебской области в Белоруссии. Во время военных действий 1920-х гг. эта территория отошла полякам. Борис Абрамзон не хотел жить на чужой земле, переплыл Дисну — в советскую часть Полоцка — и перебрался на Урал, в Челябинск. Несовершенное знание русского языка сыграло злую шутку. Так, в 1937 году его заключили в сталинский ГУЛаГ как польского шпиона. На допросе Бориса Абрамзона пытали: запирали стоя между двух дверей на сутки-двое, без воды, после чего заключенный падал без сил. Но ложный приговор узник так и не подписал.

Бориса Абрамзона приговорили к десяти годам заключения в лагерях. В 1944 году последние годы неволи предложили заменить службой в штраф–бате, на что узник согласился без промедления: «Вся страна воюет, а мы сидим в лагерях!». Борис Абрамзон получил медаль за взятие Праги и Орден Отечественной войны Второй степени. Своему внуку он оставил мудрость, что за свою правоту нужно стоять до конца. На память – медали. В годовщину Победы вспомнить их особенно не будет лишним.

Ридикюль мой, ридикюль…

Небольшая иллюстрация из жизни женщин, чья молодость выпала на военные годы. Изнурительная работа не позволяла особенно модничать. И вещи ценили не как дань моде, а как память о родных и близких. Бабушка по отцу всю жизнь хранила подарок своего папы — шкатулку из синего стекла и латуни. В 1903 году, в год рождения бабушки, прадед купил эту вещицу, и с тех пор до самой смерти женщина хранила в хрустальном сундучке деньги, документы, письма и фотографии. Еще одна памятная вещь ближе к нашему времени. Прообраз современного клатча с маленьким зеркальцем внутри и множеством кармашков служил для хранения денег и миниатюрных фотографий родни. При ближайшем рассмотрении можно увидеть обрывок цепочки от сумочки. Так и жили: вместо фото в контакте — карточки в ридикюле, шикарные платья заменяли самостоятельно сшитые кримпленовые костюмы, а вместо клубов и ресторанов редкие походы в театр могли стать отдушиной от трудовых будней. Обаяние того времени на этом фото.

Смертельный матч.

Фильм «Матч» 2012 года с Сергеем Безруковым рассказывает историю о вратаре киевского «Динамо» и сборной СССР Николае Рановиче (в жизни — Тарусевиче). Вместе с командой оккупированного немцами Киева герой побеждает соперников в матче летом 1942 года. У этой драмы есть своя подлинная история. Тарусевич, друг прежнего знаменитого вратаря довоенного «Динамо» Овсея Дибнера, дедушки нашего героя по матери, был легендарным вратарем в этой роковой игре. Овсей Дибнер, первый вратарь довоенного «Динамо», ушел на фронт в первые часы войны, а его команда вместе со сменившим его на воротах более молодым Тарусевичем попали в немецкий плен после оккупации Киева. Немцы решили развлечься, устроив матч. Но повеселиться удалось только команде киевского «Динамо», с треском «порвавшей» фашистов на футбольном поле. Команду в 1943 году расстреляли. Зато вся страна до сих пор помнит, как фашистам утерли нос. Овсею Дибнеру удалось вырваться из окружения и пробраться к своим. Встретившие его бойцы из команды «СМЕРШ» узнали знаменитого советского футболиста и инструктора спорта и переправили его в Москву. Внук известного футболиста унаследовал от деда любовь к спорту. Михаил Григорьевич – мастер спорта СССР по дзюдо. В 1983 году завоевал 5-е место на чемпионате России. Директор ИИФиЯ и сам не прочь иногда погонять в футбол, правда, как любитель. Также от дедушки Михаил Абрамзон унаследовал склонность к искусству и даже внешность. Не правда ли, очень похожи?

Скандальная картина.

В студенческие годы Михаилу Григорьевичу приходилось проявлять находчивость, чтобы не «вылететь» из родного университета. За чтение Булгакова и Мандельштама можно было легко оказаться отчисленным. Иногда вызывали «на ковер» и за свободу в творчестве. Студент худграфа Михаил Абрамзон написал триптих, иллюстрирующий сцену из жизни Христа. Художника чуть не исключили из комсомола. К счастью, студент предусмотрительно подрисовал римским воинам, охранявшим Христа, шапочку и стилизовал одежды их под одеяния монахов. Так основоположник христианства превратился в Джордано Бруно, которого ведут на казнь католические монахи.

Храм воспоминаний.

Сегодня художественно-графического факультета уже не существует. В память о нем остались прежде «скандальные» картины и редкие работы. Кабинет Михаила Григорьевича украшает точная копия Преображенской Церкви в Кижах — дипломная работа одного из выпускников по русскому деревянному зодчеству – память о студенческих годах и прекрасном факультете. Еще студентом будущий профессор побывал там на искусствоведческой практике и видел прототип деревянной модели собственными глазами.«Сейчас худграфа не существует, но это был один из самых ярких факультетов в стране. Наши выпускники живут и работают в Москве, Уфе, многих городах России и за границей».Эта работа одна из немногих сохранившихся в вузе. Она свидетельствует о прекрасном наследии как нельзя лучше.

Кстати, фрески на стенах здания МГТУ на Ленина -114 дело рук учителей Михаила Абрамзона и его однокашников – Рашида Сафиуллина, Александа Аверина и многих других известных художников-магнитогорцев. Преподаватели и студенты худграфа украшали не только университет, но и многие здания города в этой технике сграффито. Слой за слоем стену покрывали штукатуркой, а затем, как по камню, вырезали лишние детали.

Фанагория – проект государственного масштаба.

Фанагория – крупнейший греческий город на юге России . С 1993 года Михаил Григорьевич ездит туда на раскопки и возглавляет нумизматические исследования. Интерес профессора связан не только с древними монетами, а в первую очередь с политической и экономической историей Боспорского царства, его торговыми связями. «Мы ведем раскопки не ради вещей, как это было в 19 веке, а ради реконструкций исторических событий», — комментирует Михаил Григорьевич. Находки фанагорийских археологов вошли в топ-10 самых известных мировых открытий 2009 года по археологии по версии американского журнала «Archaeology». Мировую известность Фанагория приобрела после того как там был найден дворец знаменитого понтийского царя Митридата VI Евпатора. Фанагоря — крупнейшее городище, которое не застроено в отличие от Пантикапея (современной Керчи), столицы Боспорского царства, или другого крупного боспорского города — Горгиппии (современной Анапы), которые покоятся под слоем асфальта. Фанагория становится одним из крупнейших заповедников в стране. Президент Владимир Путин побывал в Фанагории, где обсуждал проблемы сохранения исторического прошлого России, и позже указ о строительстве Федерального музея на территории Фанагории. Интересно? Более подробную информацию ты можешь узнать на сайте некоммерческого партнерства «Историко-культурное наследие Кубани» — «http://gipanis.ru/

 

                                                                                                                                           Екатерина РЕПЬЁВА

Добавить комментарий

Previous post «Что ни пожелается…»
Next post Секреты успеха Натальи Ринатовны Балынской