Музыка в кино Квентина Тарантино
Квентин Тарантино известен не только своими фильмами, но и потрясающим умением подбирать удачную комбинацию изображения и музыки. Многие режиссеры в начале создания фильма составляют сценку, визуализируя ее у себя в голове, лишь потом подбирают музыку для того или иного момента. У Тарантино все наоборот: сначала музыка, потом картинка. Для создания успешной картины Квентин прослушивает несколько треков и с их помощью находит то самое настроение для фильма, особый вайб. Иногда Квентин Тарантино самолично ездит по старым магазинчикам в поисках подходящих пластинок. Так, многие песни получают вторую жизнь благодаря Тарантино. Саундтреки из фильмов режиссера настолько запоминающиеся, что при их прослушивании в голове сразу возникает сцена из соответствующего фильма.
Квентин Тарантино считает, что особое значение в фильме играет трек для открывающих титров. Очень часто в своих сценариях режиссер вписывает название песни, которая должна звучать в той или иной сцене. Если же подходящей песни еще нет, то он использует интересный способ – описывает какая музыка подойдет и как она должна звучать. Это подтверждает тот факт, что музыка исключительно важна для Тарантино. Музыкальный стиль Квентина можно примерно описать так: несколько композиций Эннио Морриконе, Луиса Бакалова, поп песни 50-х и 60-х годов, треки в жанрах кантри и хип-хоп.
С помощью музыкального сопровождения режиссер способен настроить зрителя на правильное восприятие, заинтересовать его и даже повергнуть в шок.
Квентин Тарантино с помощью удачно подобранных саундтреков создает в кадре особую атмосферу. Нередко в его фильмах можно услышать что-то латиноамериканское. Это может быть песня на испанском, либо инструментальная композиция в стиле фламенко. Можно сказать, что латиноамериканская музыка создает атмосферу, настроение того времени 50-х и 60-х годов, буквально отсылает зрителей к пейзажам южной Калифорнии. Эту атмосферу Тарантино, например, создает в своем фильме «Однажды в Голливуде».
Интересной чертой фильмов Тарантино является сочетание несочетаемого: когда в некоторых сценах насилие происходит под бодрую, ритмичную мелодию, как это происходит, например, в сцене пыток в фильме «Бешенные псы (1991)». Режиссер объясняет такой выбор трека тем, что зритель, слушая приятную мелодию группы Stealers Wheel «Stuck in the Middle With You», начинает погружаться в это позитивное настроение. Главный герой танцует, потом резко происходит смена кадра и начинаются сцены пыток под ту же мелодию. Зрителя это возмущает, поэтому сцена получается эмоционально насыщенной.
Не только Квентин Тарантино увлекается музыкой, но и сами герои его фильмов, они ее любят, о ней рассуждают. Это еще одна интересная деталь кинематографических произведений режиссера. Во многих фильмах музыка не появляется внезапно, потому что сами герои включают ее, подпевают и танцуют под нее. Музыка, которую слышат не только зрители, но и сами герои называется диегетическим саундтреком. Это позволяет зрителям стать участниками этих событий, окунуться в ту ситуацию и лучше прочувствовать атмосферу фильма. Подтверждением того, что музыка не возникает из ниоткуда, может служить сцена из фильма «Криминальное чтиво», где Ума Турман и Джон Траволта танцуют твист под трек «Never Can Tell» Chuck Berry.
В фильмах Квентина всегда можно встретить музыкальный предмет, которым пользуется герой. В этом плане Тарантино можно назвать фетишистом на различные предметы, связанные с музыкой, поскольку во многих кадрах появляются радио, плееры, музыкальные инструменты, виниловые проигрыватели. Как, например, Jukebox (портативный цифровой проигрыватель), появившийся в кадре фильма «Доказательство смерти (2007)». Этот инструмент принадлежит самому режиссеру.
Тарантиновский саундтрек — это та музыка, услышав которую зритель подумает: » Это именно то! От этой музыки исходит вайб фильмов Квентина!». Песни, подобранные для кинофильмов самим Квентином часто напоминают ту эпоху постмодернизма. Все потому, что режиссер вырос на кантри, эйсид-роке и инструментальных саундтреках к спагетти-вестернам. Влияние этих жанров действительно чувствуется в его произведениях.
Несмотря на то, что режиссер часто в самом начале занимается подборкой музыки и лишь позднее составляет сценарий, исключение все же случилось. Это был итальянский композитор Эннио Морриконе. Он написал саундтреки к фильмам «Джанго освобожденный» и «Омерзительная восьмерка», наполненных отсылками к классическим итальянским вестернам 1960-х — 1970-х годов.
Несмотря на то, что не всем близок стиль режиссера, его умение подбирать саундтреки для фильмов достойно внимания. Квентин умеет точно определять тот момент в фильме, когда визуальная и аудиальная части, действуя на зрителя одновременно, производят огромный эмоциональный эффект. Режиссер с помощью музыки заставляет зрителей погружаться в тот мир кино и обстановку, которой живут главные герои.
Арина Акшенцева