Почему корейский сериал «Игра в кальмара» так популярен?

https://www.youtube.com/watch?v=6sI7pZuQZPg

Сериал от Netflix вышел еще 17 сентября и всего лишь за две недели добился рекордно высоких рейтингов. Он стал самым популярным проектом на платформе в нескольких странах.  Он буквально охватил весь мир и всю сеть Интернет: многочисленные эдиты, ролики в ТикТоке, где люди пытаются вырезать фигурку из конфеты Dalgona Candy (сахарные соты), косплеи. Сериал, который сочетает в себе жанры: боевик, триллер, драма. Так в чем же состоит успех сериала? И почему он заинтересовал не только дорамщиков (человек, увлекающийся просмотром азиатского кинематографа), но и людей, не увлекающихся корейской культурой?

Взгляд на корейскую киноиндустрию и зарождение идеи «Игры в кальмара»

Сценарий сериала с необычайно захватывающим сюжетом и не менее эпичными сценами был написан еще в 2008 году. Ему потребовалось целых 13 лет, чтобы предстать перед глазами зрителей.  Стоит отметить, что сама идея и сюжет не являются типичными для корейского кинематографа того времени. Конечно, сейчас корейская киноиндустрия все больше завоевывает внимание зрителей и в некоторых моментах даже обходит произведения голливудского кинематографа. Все потому, что режиссеры часто прибегают к самым неожиданным жанровым экспериментам. Помимо этого, корейцы умеют отлично работать с визуальной составляющей фильмов: цвета и оттенки всегда хорошо подобраны, а всё ради полного погружения зрителя в историю. Посмотрев «Игру в кальмара», вы сможете в этом убедиться.

Режиссер «Игры в кальмара»

Откуда возникла идея такого сюжета? Режиссер «Игры в кальмара» Хван Дон Хёк в интервью с Variety признается, что в начале своей карьеры он был в затруднительном финансовом положении. Денег не хватало настолько, что ему пришлось продать собственный ноутбук. В эти времена он часто проводил время за чтением комиксов, манги, например, «Игра лжецов» или «Королевская битва», где сюжет вращался вокруг смертельных игр на деньги. Именно тогда режиссер подумал о том, что бы было, если бы он и сам принял участие в подобном: «Я представлял, как бы себя чувствовал, если бы сам принимал участие в играх. Но я находил те игры слишком сложными, и в своей работе я сосредоточился на детских играх».  И все-таки основной идеей было не просто участие в играх, но и освещение проблем современного общества. «Я хотел написать историю, которая была бы аллегорией на современное капиталистическое общество, что-то, что изображало бы крайне острую конкуренцию. Но я хотел, чтобы были персонажи, которых мы все встречали в реальной жизни»,- отмечает он.

Сюжет

456 человек. 45,6 миллиарда вон. 6 детских игр. Всего один победитель. Таковы условия, забрать все деньги сможет лишь один человек, остальных ждет смерть. Казалось бы, стать победителем в этой смертельной игре вероятность слишком мала, да и лишаться жизни ради денег не имеет никакого смысла. Именно так и подумали герои в начале сериала, поэтому путем голосования остановили игру. Но почему же они все возвратились туда вновь, зная, какие условия стоят перед ними и как высок риск? А все потому, что герои находятся в настолько сложных ситуациях, их жизнь – это уже испытание, а игра – их последний шанс выбраться. Как выразился один из игроков: «Каждый в этой комнате попал в сложную жизненную ситуацию… Не имея возможности выплатить свои долги».

Главные герои. Сон Ки Хун – человек, который рискует потерять родную дочь из-за страсти к азартным играм. Чхо Сан Воо – предприниматель, который погряз в долгах. Кан Се Бёк – беженка из Северной Кореи, которая пытается спасти своего брата и найти свою мать. О Иль Нам – старик с опухолью головного мозга, который предпочитает играть, а не ждать смерти. Хван Чун Хо – офицер полиции, который пробирается в игру, чтобы найти своего пропавшего брата. Али Абдул – гастарбайтер из Пакистана. Вступает в игру, чтобы обеспечить свою жену и годовалого сына.

За каждым из героев стоит выбор: предать других, использовать все средства, чтобы получить денежный приз, либо погибнуть самому.

Повествование начинается с Сон Ки Хуна, который попадает в крайне затруднительное финансовое положение, у него совсем нет денег даже на то, чтобы купить своей дочери подарок. Он с другом отправляется к букмекерам, выигрывает деньги, но теряет их. Бандиты избивают его, поскольку он им задолжал. Неожиданно к Сон Ки Хуну подходит мужчина (роль исполняет Гон Ю, наиболее известный по фильмам «Поезд в Пусан»; «Токкэби») и предлагает поиграть в «сотки», расплата за проигрыш – не деньги, а пощечина. Сон выигрывает и получает визитку. Именно со звонка по этому номеру начнется основное действие.

Игра в «сотки»

Участники должны пройти 6 детских игр за 6 дней. Игроков контролируют люди в масках и розовых костюмах. Самый главный – создатель игры, у него черный костюм. Главное правило сотрудников – не показывать лица. Игра совершенно секретная, но как мы узнаем позже, есть те, кто зарабатывает на этом, делая ставки на жизнях людей.

Первая игра: «Тише едешь – дальше будешь». Правила: задача игроков пересечь линию за огромной куклой-роботом, но двигаться можно только в то время, когда она отвернула голову и поет ту самую песню, которую хотя бы раз слышал каждый человек. Участники начинают игру, ничего не подозревая. Но как только выбывает самый первый человек, зритель понимает, что кроется за словом «выбыл» — смерть игрока. Все пребывают в ужасе, хотят покинуть игру, голосуют за ее окончание, но вновь возвращаются, поскольку жизнь снаружи кажется им сложным испытанием, без намека хоть на какое-то счастливое будущее.

Игра «Тише едешь-дальше будешь»

Вторая игра «Сахарные Соты». Правила: вырезать нужную форму так, чтобы не сломать ее. На выполнение задания дается 10 минут. Теперь эта игра достаточно часто встречается в различных видео из соцсетей.

Игра «Сахарные Соты»

Игры с каждым разом становятся все сложнее, напряжение растет, многие стремятся устранить соперников. Причем основной акцент, по словам режиссера, сделан вовсе не на играх: «Игры предельно просты и понятны, что позволяет зрителям сосредоточиться на персонажах, а не отвлекаться на попытки интерпретировать правила».

Чем дальше мы продвигаемся по сюжету, тем больше раскрываются персонажи. Мы видим их предысторию, понимаем, как они оказались в таких сложных ситуациях. Характер персонажей раскрывается все больше. Чем жестче становятся условия, тем больше мы узнаем о героях: их пороки, страхи, нравственные установки. На первый план выходят отношения людей в особых условиях.

Исполнитель главной роли Ли Джон Джэ причиной успеха называл уникальный сценарий: «Он включает в себя подробности проблем участников игры, а также то, почему им пришлось играть. Эти моменты медленно накапливались один за другим с первого эпизода, а затем эффектно «взорвались» в конце. Это отличает сериал от других проектов о выживании. Он был хорош с самого начала, еще в то время, когда был один лишь сценарий».

Сон Ки Хун и Чхо Сан Воо в финальной игре

Сюжет не дает покоя зрителю. До самого конца сохраняется интрига. Зритель не знает, кто станет победителем, кто создатель игры и зачем он это придумал. Сериал держит в напряжении. А конец, я считаю, нельзя назвать полностью счастливым, возможно, потому что и в современном обществе, похожем на игру на выживание победителей бывает мало и без потерь не обойтись, побеждают сильнейшие. Многие могут надеяться на то, что справедливость восторжествует и игра прекратиться, но все останется на своих местах. А людей таких как, офицера полиции Хван Чун Хо, кто открыто говорит об этих проблемах в обществе, попросту не слушают. Тем не менее конец многих точно удивит, здесь происходит завершение сюжетных линий, даются ответы на вопросы. Самое интересное – это драматизм, конфликт, столкновение идей и принципов, которые воплощены в лице двух героев: Сон Ки Хуна, считающего, что победитель существует из-за проигравших, и Чхо Сан Воо, считающего, что победа у того, кто сам для этого постарался, для него цель оправдывает средства. Но конец сериала неоднозначный и отнюдь не безнадежный.

Визуальная составляющая сериала. Локации. Детали. Съемка

Первое на что мы можем обратить внимание – это цвета. Когда показывают обычную жизнь героев, то цвета в кадре используют тусклые, темные, что намекает на эту серость, обыденность и безысходность. Зато в игре локации максимально яркие, это может отвлечь зрителя от по-настоящему ужасных условий игры, создается некий контраст. Важными противоположностями являются герои (их костюмы циановые) и люди сотрудники, одетые в розовые костюмы. Третья их противоположность – люди в золотых масках, делающие ставки на игроков. Золотой цвет – это ассоциация с богатством. Цвета одежд этих трех групп людей контрастны.

Одежда сотрудников – это не просто розовые костюмы, а еще и своеобразная система рангов. Как многие заметили, на масках сотрудников изображены фигуры, именно они указывают на статус. Например, маска с фигурой квадрата означает, что человек стоит выше, чем другие по карьерной лестнице, он управляющий.

В игре яркие локации использованы не просто так, в них можно найти немало отсылок, которые еще больше объясняют суть сериала. Например, холл из огромного лабиринта с лестницами – это отсылка к гравюрам голландского художника Маурица Эшера. Например, одна из его работ «Невозможная лестница», где кажется, что она ведет вверх или вниз, но на самом деле человек, шагающий по ступеням, не поднимается и не спускается. Эдакая метафора на жизнь человека, изображающее его бесконечные попытки и стремления, которые ни к чему не приводят. Или еще одна его работа «Относительность», где люди идут по одной и той же лестнице, но никогда не встретятся, поскольку находятся в разных мирах, измерениях.

В каждой игре есть очень необычные и интересные локации. Например, место для прохождения игры со стеклянным мостом напоминает арену цирка, где часто, рискуя жизнью, выполняют свои трюки акробаты, гимнасты и др. Может возникнуть ассоциация с жонглированием жизни и смерти.

Стеклянный мост

И, наверное, грустный факт для участников игры. По мере того как игроков становилось все меньше, на стенах можно было заметить рисунки со всеми шестью играми, но изначально никто этого не понял.

Изображения игр на стенах

Многим покажется странным, почему гробы были перевязаны лентой, будто это подарок. Арт-директор сериала Чхе Гён Сон пояснила, что такая деталь использовалась для того, чтобы зритель мог понять логику создателя игры: «Думаю, я сосредоточилась на уме человека, который придумал игру. Я вообразила, что он подумает, что дал участникам шанс, как если бы он был богом».

Съемка. Когда участники попали в игру, зрители могли видеть их с необычных ракурсов. Было много дальних планов, где люди выглядели как маленькие фигурки. Это намек на то, что участники словно пешки в чьей-то более крупной игре. В самых эмоционально напряженных моментах, когда у участников время шло на секунды, применялась замедленная съемка.

Музыка

Музыку к сериалу написал Чон Чжэ Иль. Он также был композитором саундтреков к известному фильму «Паразиты».

Она легка, напоминает детские мелодии. Такая же легкая музыка использована и для некоторых сцен с повышенной напряженностью, когда участники борются за свою жизнь. Возникает контраст, который позволяет взглянуть на сцены с некой иронией.  К концу сериала все больше используются саундтреки с печальным звучанием, грустью, драмой. Это заставляет задуматься о жестокости мира, его несправедливости.

Стоит отметить, что в сериале используется и классика: третья часть концерта для трубы Йозефа Гайдна звучит во время утреннего подъёма, а вальс «На прекрасном голубом Дунае» Иоганна Штрауса-мл. обозначает начало новой игры. Классическая музыка как бы подчеркивает, что создатель игры не только ценит искусство, но и считает свою игру чем-то гениальным, стоящим наравне с великими творениями.

Вывод

Можно сказать, что корейцы действительно большое внимание уделяют деталям и их значению. Сериал интересен и необычен многими своими составляющими. Он привлекает большое внимание аудитории по нескольким причинам:

Во-первых, проблемы современного капиталистического общества, царящей несправедливости, высокой конкуренции – они актуальны и знакомы многим людям. А также контрастирующие идеи, которые повторяют актуальные настроения общества.

Во-вторых, события раскрываются постепенно, весь сериал зритель смотрит с напряжением и заинтересованностью. У каждого появляется много вопросов, на которые мы ждём ответы до самого конца сериала. Это настоящая интрига.

В-третьих, яркие, нетипичные локации, напоминающие видеоигру, музыка, съёмка, удачный арт-дирекшн с понятными приемами киноязыка.

Арина Акшенцева

Добавить комментарий

Previous post «Нетворкинг» – (сущ.) нежелание работать
Next post «А как работать?» Процесс съёмки.