«А как работать?» Процесс съёмки.

На лекции по Технике и технологии СМИ прошёл мастер-класс с пресс-секретарем МГТУ им. Г.И. Носова Ксенией Перчаткиной, оператором Дмитрием Царёвым и представителем медиацентра Марией Сапрыкиной.

Как правильно должны взаимодействовать журналист и оператор? Как организовать работу так, чтобы съёмка прошла без заминок? На эти и многие другие вопросы мы дадим Вам ответы.

Подготовка

Итак, первое, что должен сделать журналист перед съёмкой — рассказать всё оператору: где будет происходить съёмка, с чем она будет связана и сколько потребуется времени.

Задача оператора — понять, что нужно взять с собой из оборудования (это согласовывается с журналистом). Например, сколько камер необходимо: обычная новостная съёмка требует одной камеры, если же событие подразумевает создание фильма длинной 10 или 15 минут возможно использование двух камер. Какой микрофон подойдёт лучше: обычный или петля. Звук должен быть записан без помех и поэтому, если на улице, например, ветрено лучше воспользоваться стационарным микрофоном (петля может очень сильно шуметь).

Постановка кадра

Существует три вида плана: общий, средний и крупный. Для того чтобы их использовать Вы должны оценить обстановку: что происходит на заднем плане, а также помнить о задачах сюжета.

Крупный план или как ещё его называют «молочный» — журналист снимается по грудь.

Средний план — журналист снимается по пояс. Такой план используют, когда на фоне есть какие-то объекты, которые будут интересны зрителю. Если Вы собираетесь снимать человека, его также нужно поставить на красивый фон.

Общий план наиболее востребован. Когда Вы показываете не только корреспондента, но и то, что находится вокруг него. Общий план используется для того, чтобы показать объём места или события. Например, если Вы снимаете репортаж с какого-нибудь шествия или демонстрации. Вам нужно показать объём — как много людей пришло на эту площадь. После показа объёма и масштаба Вы можете переходить к среднему плану или крупному.  

При монтаже все планы состыковываются на Ваш взгляд, главное правило — уметь чередовать. Также не нужно забывать про правило третей (исследования показали, что человеческий глаз непроизвольно выбирает одну из точек, а не центр изображения), при компоновке кадра расположите в узлах пересечения самые интересные объекты, на них и будет сконцентрировано внимание. Это удобно практиковать на камере телефона: с помощью сетки Вы можете правильно располагать людей в кадре.

Правило третей

Когда Вы ставите человека в кадр, не приклеивайте его к заднему фону. Нужно располагаться дальше от объекта, который находится за спиной. Также чтобы человек был не плоский, старайтесь развернуть его плечами на себя, чтобы он смотрел на вас, не в камеру, не на оператора, ни куда-то выше или ниже.

Если человек стесняется долго смотреть в глаза, просите чтобы он смотрел на ваш лоб или волосы, но не выше. С опытом Вы с легкостью будете понимать, как расположить героя к непринужденной беседе. Это важно, так как телезритель будет чувствовать доверие к герою.

Камера, мотор…

Взрослые люди часто теряются при виде камеры. Они не понимают как себя вести, замыкаются и начинают молчать. Хотя без камеры человек может говорить абсолютно раскованно — смеяться, улыбаться, шутить. Как только Вы произносите: «Мы вас записываем!», человек начинает краснеть, бледнеть, заикаться и так далее. Ваша задача как профессионала, который умеет общаться, не просто брать интервью: «Скажите мне что-нибудь!», нет, так нельзя. Вы должны расположить интервьюируемого к себе: поговорить сначала до камеры, разузнать подробности предмета разговора.

Частая ошибка новичков — брать интервью на 15 минут. Осознание того, что из всего времени понадобятся только 15-20 секунд, приходит с практикой и опытом. Подумайте: ведь Вам нужно будет это всё осматривать — тяжело, долго и нет никакого смысла тратить на это время. Оператору также трудно 10-15 минут слушать и снимать одного человека. Старайтесь основную информацию узнавать до записи, мысленно подмечая, что Вы из неё точно возьмёте, а что можно будет опустить. Уважайте время и труд каждого участника съёмки!

Меняй!

Продолжим. Вы приехали на место и видите, что представление о съёмке немного изменилось, действие происходит иначе. Не теряйтесь! У Вас есть пара минут сориентироваться, понять, как сейчас будут происходить события. Подойдите к оператору и предупредите, что Вам нужны такие планы и именно эти детали. Не нужно бояться разговаривать с оператором! Если он не заснимет нужного Вам человека, в этом виноваты будете только Вы.  Скажите заранее, что именно этот персонаж понадобится для сюжета. Если оператор спросит Вас: «Для чего?» Это не потому что он хочет посмеяться, ему нужно понять задачу: «Это будет героиня сюжета? Хорошо, я сниму её с разных ракурсов».

По приезде на съемку не разговаривайте со знакомыми, зависать в Instagram тоже не следует. Вам нужно погрузиться в процесс: подметить для себя интересные детали, например, оператор уже снимает что-то, а на заднем плане происходит более интересная сцена. Походите и говорите!

Запомните: если нет картинки — нет и текста. Представьте: Вы приехали со съёмки, в голове уже есть и примерный вид сюжета, и текст. Проделав работу, Вы забыли или не успели посмотреть отснятый материал. А монтажёр Вас потом спрашивает: «А чем я должен закрывать вот эти слова?». Вы пишите, например, про студента, а его в кадре нет. Тогда этот текст нужно вырезать. Нельзя говорить в сюжете о том, что не подкреплено визуально.

Сейчас говорю я…

Стендап — это не просто текст, который созрел в голове журналиста, стендап должен быть согласован с оператором. Не стесняйтесь! Коллега лучше поймет и подскажет, куда Вам встать, в какую сторону повернуться. Вы также должны обговорить с ним траекторию Вашего движения (если это необходимо). Всё делаете в тандеме!

Записывайте стендап, когда он неизбежен, необходим, когда он будет самым ярким моментом вашего сюжета, позволит раскрыть то, что не объяснит картинка, или то, что не смогли рассказать герои.

Есть три вида вставки стендапа в сюжет:

  1. Завершающий стендап. Если событие влияет на ближайшее будущее, то можно сделать анонс. Например, «Сегодня выпускной, а уже завтра ученики будут сдавать экзамен по русскому языку». Получается некий мостик, Вы говорите, что было сегодня и что будет завтра.
  2. Стендап в середине сюжета может связывать два события или места. После съёмки первого Вы должны подчеркнуть текстом, что дальше Вы покажите локацию.
  3. Стендап в начале сюжета обычно вводит зрителя в то событие, о котором Вы рассказываете.

Никогда не записывайте стендапы с листочка! Как бы Вы не волновались, как бы Вы не переживали — глаза бегают, это очень видно (каким бы шрифтом Вы не написали). Не делайте из себя непрофессионала. Выучите текст, не можете выучить — оставьте идею записывать стендап. Увидите его в закадровый текст или дайте герою сказать Ваши слова.

Обычно стендап записывается на 10-20 секунд и занимает максимум пять предложений. Не торопитесь, говорите спокойно, словно рассказываете маме. Вы должны смотреть строго в объектив камеры!

Перед записью выдержите 3-5 секунд, постойте молча — это будет полезно для монтажа (чтобы не вырезать первые слова, вдруг стендап придётся перенести в другое место).

Обязательно проговорите стендап про себя, а затем вслух оператору. Проверка никогда не будет лишней, потому что мы иногда не замечаем, как используем слова сложные для восприятия или в нашей речи идёт тавтология.

Вопрос — Ответ

«Возникли разногласия, и оператор не хочет снимать то, что нужно журналисту. Что делать в такой ситуации?»

«Вы должны объяснить оператору для чего нужно снять тот или иной план. Помните, что оператор видит картинку через объектив камеры, и Ваши представления о лучшем ракурсе могут быть ошибочны. Единственное решение коммуникация. Никогда не нужно ссориться с оператором на съёмке, потому что это будет выглядеть некрасиво. Вы представители телекомпании и должны помнить об этом. Объясняйте спокойно. Если Ваш напарник категорично говорит, нет, то Вы обращаетесь к своему руководству и рассказываете ситуацию, в которой оператор отказался выполнять свои профессиональные обязанности. Но чаще всего операторы всегда идут на встречу».

«Что делать с людьми, которые не хотят уходить из кадра?»

— «Чаще всего такими делами страдают подростки. Вы стоите и записываете стендап, а они на заднем плане начинают что-нибудь показывать. Поймите, что они просто хотят внимания. Оператор, конечно же, видит эту ситуацию и просто останавливает съёмку. Повернитесь к этим детям, направьте камеру и спросите: «Может Вы нам что-то расскажете? Я вижу, что Вы очень хотите. Вы по этой теме много знаете и понимаете». Они начинают стесняться и тихо уходят. И Вы продолжаете свою работу».

Упс…

«Если человек совсем неконтактный, он не хочет давать комментарий. Что делать в этом случае?»

— «В такой ситуации всё зависит от Ваших коммуникативных навыков. Вы выбираете стратегию поведения. Человек нервничает — скажите ему комплимент, поддержите его. Покажите, что он важен для Вас, интересен. Подходите к каждому индивидуально.

Женщин обязательно нужно предупреждать, что вы их снимаете. Им важно быть красивыми, с укладкой, с макияжем. Дайте ей время подготовиться.

Мужчины в этом плане проще, но иногда они не хотят говорить. Включается «режим прикрытия», герой хочет перенаправить Вас к своему начальнику, объясняет, что есть важнее и главнее. Разъяснить ему, что он значим, что только он сможет рассказать такое, чего больше никто не знает.

Раскрывайте человека, но не выпытывайте информацию! Люди не должны чувствовать себя источником информации. Они хотят быть людьми, которыми интересуются».

«Как журналист должен выглядеть?»

— «В первую очередь одежда должна быть опрятной. Без ярких логотипов, акцентов и вставок. Вы должны подходить под событие: нельзя записывать стендап в театре, стоя в растянутой футболке и в порванных джинсах. Без орнаментов, особенно крупных. Не белое, потому что этот цвет отражает солнечные лучи и получаются блики, но и не черное, потому что этот цвет ассоциируется с трауром. Шапки — негласное табу у журналистов (даже в — 30°). Сдержано и красиво, вы не должны раздражить своих зрителей».

«Почему варежки нам не друзья?»

— «Варежки выглядят очень объёмно в кадре. Лучше использовать однотонные перчатки».

Вот и закончился мастер-класс. Студенты узнали много нового и интересного. С нетерпением будем ждать наших следующих гостей!

Елизавета Машковцева

Добавить комментарий

Previous post Почему корейский сериал «Игра в кальмара» так популярен?
Next post На бюджет!