Топ 5 русских фильмов, за которые не стыдно

Испанский стыд. Именно его я испытываю практически каждый раз, когда берусь смотреть отечественное кино. Я стыжусь в русских фильмах практически всего: сценария, декораций, операторской работы, режиссуры и, в особенности, актёрской игры. Отчаяние давно бы одержало верх, если бы раз в год и палка не стреляла, или, иначе говоря, мне не доводилось натыкаться на вполне годные русские кинчики. Пятёрку таких примечательных российских фильмов я и хочу тебе посоветовать.

Хардкор (2015)

Научно-фантастический боевик режиссёра Ильи Найшуллера по собственному сценарию, снятый целиком от первого лица. Это, впрочем, является для «Хардкора» в равной степени и плюсом, и минусом. Найшуллер – лучший российский клипмейкер, и будь его картина клипом, цены бы ей не было. Но «Хардкор» – это полнометражный фильм, а тут у него возникают серьёзные проблемы. Вид от первого лица, упор на экшн, слабое раскрытие персонажей, линейное донельзя повествование – всё это напоминает больше видеоигру, чем кино. Но если в игре сопереживание герою достигает интерактивностью (ты сам являешься протагонистом), то «Хардкор» из-за своего подражания компьютерным шутерам скучнее. По этой причине фильм неоднозначно оценили критики на западе, в то время как в России картина была встречена однозначно положительно: на фоне всех прочих российских киношек «Хардкор» смотрится не только конкурентноспособным, но и в разы их превосходящим.

Я хотела увидеть ангелов (1992)

Необычная артхаусная работа Сергея Бодрова-старшего. Необычная, правда, лишь в сравнении с современными детищами отечественного кинопроизводства. Для начала девяностых подобное зрелище «не для всех» было вполне обыденным делом. Но именно эта картина Бодрова-старшего, как мне кажется, сильно выделяется из плеяды разношёрстных интеллектуальных и не очень авторских фильмов. Фильм рассказывает историю трёх юных мечтателей: Боба, Жени и Нэт. Боб – подручный криминального авторитета, получивший задание вытрясти с бывшего компаньона его босса денежный долг, или убить должника в случае отказа. В Москве, куда он прибыл для выполнения своего задания, Боб встречает Женю и Нэт. Женя мечтает стать байкером, но для этого ему нужен мотоцикл. Нэт – отрешённая меланхоличная девушка, мечтающая уехать в Америку, наивно полагая, что перебраться за океан ей поможет певица Мадонна, если Нэт напишет ей письмо. Нелёгкие судьбы этих трёх ребят и идеально переданная атмосфера первых годов после развала Советского Союза западут в душу любому русскому зрителю не хуже балабановского «Брата».

Дурак (2014)

Ещё одна нестандартная драма, но уже не про девяностые, а вполне себе про наши дни. Режиссёр – Юрий Быков. Главным героем этой картины является молодой слесарь Дима, который при осмотре прорванной трубы в одном из общежитий обнаруживает, что здание находится в аварийном состоянии и должно рухнуть в течение суток. Он пытается предупредить городскую администрацию о возможной катастрофе, но выясняется, что плачевное состояние общежития вызвано гигантскими коррупционными хищениями. Это выливается в неравное противостояние молодого сантехника, жаждущего спасти ничего не подозревающих людей, против гигантской коррупционной машины, с лёгкостью жертвующей сотнями человеческих жизней. «Дурак» не идёт по пути «Левиафана», жертвуя внятным сюжетом и глубокими героями в угоду вскрытию пороков российского общества. «Дурак» – это не просто едкий социальный комментарий автора, это полноценная история, при том берущая за душу даже самого чёрствого зрителя.

Нелюбовь (2017)

Если уж затронули «Левиафан», то почему бы не вспомнить другой, более успешный и при том художественно выразительный фильм Андрея Звягинцева – «Нелюбовь». В отношениях главных героев Бориса и Жени давно наступил разлад. Каждый из супругов имеет отношения на стороне, и оформление развода является лишь вопросом времени и чистой формальностью. Однако не всё так просто: у пары остаётся 12-летний сын Алёша, воспитанием которого не хочет заниматься ни один из родителей. Постоянные ссоры, наплевательское отношение супругов друг к другу и к ребёнку вместе с неосторожно высказанным желанием сдать Алёшу в детский дом приводят к тому, что мальчик сбегает из дома. Поиски мальчика запускают череду эмоциональных конфликтов, неожиданных признаний и личностных кризисов героев. В конце концов, всё это корнями сходится к одному – тому, что Звягинцев вынес в название фильма.

Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов (2017)

Слышали когда-нибудь, что в России снимают роуд-муви? Вот и я нет. А его снимают, и даже делают это хорошо. По крайней мере, у нас есть как минимум один такой примечательный криминальный роуд-муви с нетривиальным названием «Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов». Витьке Чесноку 27 лет, его тяготит унылая жизнь с женой и сыном. Он мечтает сбежать куда-нибудь, не думая куда. Но на голову ему сваливается ещё одна беда – его престарелый отец-уголовник Лёха Штырь, а теперь ещё и калека. Витька собирается отвезти отца в дом инвалидов, не подозревая, что ждёт их впереди. Необычная и вместе с тем сильно отдающая русским, или может быть постсоветским, колоритом история. Фильм не обрёл коммерческого успеха, но, как мне кажется, очень желателен к просмотру: такого самобытного кино очень мало не только в России, но в более успешных на хорошие фильмы уголках нашей планеты.

Константин Морозов

Leave a Reply