Дарья Ларина: «Александр Ведерин :» ВУЗ меняет людей, а медицинский ВУЗ — особенно»»

После окончания лицея у каждого ученика складывается свой профессиональный путь, своя история. Связь с выпускниками никогда  не должна теряться, ведь их опыт и полученные знания могут помочь юным лицеистам в главном выборе в их жизни. Так, один из выпускников лицея, Александр Ведерин, студент-третьекурсник ФГБОУ «ВО НГМУ» Минздрава Российской Федерации (факультет «Лечебное дело», г. Новосибирск), рассказал мне об учебе в престижном вузе страны, о сложностях своего пути и дал несколько ценных советов будущим выпускникам, причем не только В-профиля.

– Саша, самая актуальная тема для учеников 11 классов – ЕГЭ. Какие предметы ты сдавал? На какие результаты? Как проходила подготовка и с какими трудностями ты столкнулся при сдаче экзаменов?

Что касается ЕГЭ, я сдавал традиционные для поступления в медицинский вуз экзамены: биологию, химию и русский язык. Дополнительные альтернативные предметы, обычно сдаваемые «на всякий случай», брать не стал, дабы не было иного пути, кроме медицины. С трудностями сталкиваться приходилось, лично мне, выходцу из «Б»-профиля и гуманитарию до мозга костей трудно давался раздел органики по химии. Но благодаря моим преподавателям, Калугиной Н.С. и Болотской М.Ю., трудности с пониманием ранее незнакомого мне материала удалось преодолеть. В итоге это помогло мне набрать достаточное количество баллов для поступления: по биологии – 86, по химии – 79, по русскому языку – 98 баллов. Отмечу, что такой результат был достигнут без помощи репетиторов, исключительно за счет лицейской подготовки (за что еще раз спасибо моим учителям).

Почему твой выбор пал именно на Новосибирский медуниверситет? По каким критериям ты выбирал будущее место обучения? Рассматривал ли ты ещё какие-нибудь варианты?

– Почему именно НГМУ? Как известно, для поступления абитуриент может выбрать пять вузов. В моем случае это были Томский (СибГМУ), Екатеринбургский (УГМУ) и Тюменский университеты, Пермская академия им. Вагнера и как раз НГМУ. Университет выбирался по потенциальному качеству даваемого образования. В основном выбор был между Екатеринбургом, Томском и Новосибирском. В Пермь мои документы не приняли из-за «недостаточности данных медицинского обследования», а Тюмень я рассматривал как альтернативу, если бы не приняли в три вышеупомянутых университета. Екатеринбург, после некоторых размышлений отпал – сам город не был мне близок (по экологической обстановке). Томск же просто оказался чуть дальше Новосибирска, и я решил оставить документы в НГМУ.

Какими качествами должен обладать будущий студент медицинского университета, чтобы стать высококвалифицированным специалистом?

– Студенты медицинского вуза – это совершенно особый род студентов. От них требуется немало сил и немало добродетелей, требования к ним весьма высокие, но именно поэтому они имеют огромный шанс добиться максимальных успехов и стать высококлассными специалистами. Прежде всего студент-медик должен обладать терпением и упорством. Без таких качеств очень сложно не только иметь хорошую успеваемость, но и вообще следовать учебному распорядку. Ведь приходится изучать много материала, причем и на официальных парах, и при самостоятельной работе. Последнее особенно важно. Самостоятельная работа – это 70-80% получаемых знаний. Во-первых, так закрепляется материал с семинаров и лекций. Во-вторых, в процессе самостоятельной работы можно (и порой нужно) изучать сразу несколько источников. И, конечно, нужно иметь упорство, чтобы посвящать все свободное (в том числе ночное) время изучаемым дисциплинам. Кроме того, студент-медик должен быть любознательным: он должен уметь смотреть на одну и ту же тему под разными углами, и, по возможности, изучать ее максимально глубоко. Да, на практике в больницах любознательность – первейший помощник в освоении медицинских навыков (никто не научит на практике тебя ставить инъекции, если ты этим не будешь интересоваться).

  Какое направление в медицине ты выбрал? Почему?

– Начнем с того, какие у нас направления вообще существуют. Если рассматривать по факультетам, у нас имеются следующие направления: лечебное дело, педиатрия, стоматология, клиническая психология, фармацевтика и медицинско-профилактическое дело. Я выбрал классическое лечебное дело, большей частью из-за широкоформатности дальнейших перспектив – после окончания лечфака можно стать специалистом практически любого профиля, будь то кардиохирург, акушер-гинеколог или гастроэнтеролог.

Саша, давай поговорим об университете. Как тебе преподаватели и твои одногруппники? Как проходит обучение, сколько пар в день, есть ли практики, часто ли вы бываете в лабораториях?

– Говоря о процессе обучения в НГМУ, давай сначала коснемся общих моментов. Во-первых, как и в любом медицинском вузе, программа лечебного дела включает шесть лет обучения. Во-вторых, программа нашего вуза содержит как ряд важнейших необходимых медику дисциплин, так и ряд предметов, на первый взгляд немедицинских, но важных для общего развития. И это хорошо, поскольку дает широкий кругозор, развивает и укрепляет мышление, а мне, как гуманитарию, помогает отвлечься от постоянного включения в «чистую медицину». Что касается частностей, то расписание в НГМУ предполагает наличие каждый день, кроме воскресенья, от одной до четырех пар, длящихся с 9:00 до 17:40. Обычно в среднем в день бывает от трех до четырех пар. Семинары и лекции, особенно на младших курсах, проходят в основном на базе специальных учебных корпусов: морфологического, лабораторного и главного. Но есть предметы, проходящие на базе клиник. Здесь аудиторная работа будет пересекаться с практикой в условиях больничного стационара. Что касается работы в «лабораториях» – это не совсем лаборатории, не в обычном понимании. Каких-то специальных мест, где нам демонстрируют опыты, нет. Но есть учебные препараты по гистологии, физиологии, анатомии, микробиологии, с которыми работают преподаватели и студенты в оборудованных аудиториях. Про свою группу, как и про курс в целом, могу сказать, что студенчество сильное, и это радует. Много целеустремленных порядочных людей, готовых поддержать и прийти на помощь. Преподаватели НГМУ – одно из главных достоинств вуза. Они заинтересованы в работе со студентами, способны качественно объяснить материал, многие из них имеют научные степени и почетные звания. Что тут добавить… поступайте в НГМУ и вы тоже с ними встретитесь и всем сердцем их полюбите!

  Расскажи подробнее об учебе на первых курсах. Тяжело ли было перестроиться на новый лад после лицея? Совпали ли ожидания с реальностью? Сколько часов в день ты проводишь в университете?

– Первый курс – время адаптации. Первокурсник – это вчерашний школьник, которого забрасывают в новый неизведанный мир. Нужно привыкнуть к укладу общежития, к широкому социальному взаимодействию со студентами, администрацией, пациентами на практике, нужно также привыкнуть к новым взаимоотношениям между преподавателем и учеником. На студента, в отличие от школьника, ложится большая ответственность: он сам следит за успеваемостью, он сам организовывает свой распорядок, много времени уделяет самоподготовке. Все это может показаться пугающим, но со временем привыкаешь и начинаешь получать от этого удовольствие. По своему опыту могу сказать: я был человеком домашним, поэтому уехать из родного Магнитогорска в далекий Новосибирск морально было тяжело. Но довольно быстро благодаря насыщенной учебной (и не только) жизни я адаптировался, стал общительнее, мудрее и взрослее. Но в любом случае личный опыт от становления студентом до конца передать нельзя. Он будет у каждого индивидуален. Вы никогда не узнаете, что такое жизнь студента-медика, пока не поступите и сами не попробуете ее на вкус. Но в любом случае помните, что вуз меняет людей, а медицинский вуз – особенно, и обычно в лучшую сторону.

  Чем ты занимаешься в свободное от учебы время? Состоишь ли ты в каких-нибудь студенческих клубах? Расскажи немного об этом.

– Свободное от учебы время грамотный студент должен посвящать учебе. Ибо материала много, и просто так его осилить не получится – нужно приложить усилия. Байки и анекдоты о том, что у студентов-медиков нет выходных и спокойных ночей, на самом деле не так уж далеки от реальности. Впрочем, при продуманной организации распорядка и должном усердии все усилия дадут хорошие плоды: будет легче воспринимать информацию, придет понимание предмета, сформируется клиническое мышление, да и появится действительно «свободное время», которое можно потратить на «личную жизнь». Такого времени мне хватает на участие в Студенческом Хирургическом Научном Обществе, где студенты занимаются подготовкой к межвузовской, региональной и всероссийской олимпиаде по хирургии. Кстати, это один из немногих шансов приобрести «мануальные» хирургические навыки, ведь на собраниях общества моделируются реальные существующие операции на реальных органах.

  Сложно ли обучаться в одном из престижных учебных заведений страны? В чем состоит сложность? 

– Если кратко, непросто. Причины я уже говорил – дисциплины серьезные, требования высокие, свободного времени практически не остается. Однако в этом есть своя прелесть. Каждый курс медицинского вуза – без преувеличения ступень эволюции. Несмотря на все сложности, в конце  вы обернетесь, чтобы посмотреть на пройденный путь, и скажете: «Да, это того стоило!» Ибо вы станете намного умнее, мудрее, решительнее и ответственнее. Сильный преподавательский состав даст вам огромную теоретическую базу знаний, которую вы будете закреплять и расширять усиленной самоподготовкой. Практические же занятия, во время которых студенты помогают медицинскому персоналу клиник, научат вас быть невозмутимыми перед лицом проблем и трудностей, аккуратными и точными при проведении манипуляций, бесстрашными перед лицом экстренных событий. В конце концов, при должном усердии из вчерашнего школьника-первокурсника вырастит знающий, закаленный практикой специалист.

  Есть ли у вас специальные программы стажировок заграницей? Есть ли возможность общаться с иностранными студентами?

– Да, безусловно, они есть. Стажироваться за рубежом можно при должной успеваемости или при наличии особых заслуг (научные конференции и олимпиады, спортивные достижения и т.д.). Со студентами иностранцами тоже можно пообщаться, в НГМУ учатся как представители ближнего зарубежья (традиционные таджики, казахи, киргизы), так и выходцы из дальних стран (например, из Алжира, Сирии, Египта).

Дай, пожалуйста, несколько советов будущим выпускникам и первокурсникам, что они должны всегда помнить, чтобы добиться успехов в учебе и поступить в вуз своей мечты?

– Во-первых, никогда не бойтесь нового и неизведанного. Tempora mutantur et nos mutamur in illis (времена меняются и мы меняемся с ними). Когда вы поступите, изменятся быт, учебный уклад, область коммуникации, в любом случае изменения в жизни наступят, и с ними придется мириться. Поэтому принимайте их как должное и постарайтесь открыться им. Во-вторых, помните, что медицина – это серьезный, долгий и кропотливый путь, он тернист, полон трудностей, но вознаграждение за все испытания будет щедрым, вы станете выше и сильнее! Ради такого стоит прожить все шесть лет обучения. В-третьих, никогда не отчаивайтесь. Многое в вашей жизни будет не соответствовать ожиданиям, многое будет казаться непреодолимым, но поверьте, любые сложности вполне решаемы. Нужно лишь иметь терпение для их преодоления. И самое главное помните, вы никогда не поймете, что такое медицина и медицинский вуз, пока не попробуете это.

  В этом году нашему любимому лицею исполняется 20 лет. Что именно для тебя значит лицей?

– Лицей – это добрая память. Олимпиады, любимые преподаватели, интересные дисциплины. Много ли надо для полного счастья?!

Саша, спасибо за прекрасное интервью. Я уверена, что твои подробные ответы и полезные советы помогут лицеистам в дальнейшем поступлении. Желаю тебе успехов в учебе и много терпения!

Дарья Ларина, 11 «В» класс МАОУ «Академический лицей»

Добавить комментарий