Liebe ist für alle da. О «Rammstein» и любви.
Об этой немецкой группе знает абсолютно все. Одни боготворят их, называют их творчество современной классикой, смелым заявлением и так далее. Другие же в «Rammstein» не видят ничего кроме смакования различной грязью; клеймят их нацистами, извращенцами, обвиняют в пропаганде гомосексуализма и многое, многое, многое…
Очевидно, «Rammstein» своей цели добились, раз о них говорят почти двадцать лет, а каждая их новинка собирает внушительные просмотры.
Но какие темы и вопросы поднимают немцы в своем творчестве? Проблема употребления наркотиков? Есть. Жестокость человеческой натуры? Есть. Глобализация мира, общество потребления и манипуляция массовым сознанием властями имущими? Навалом же! А о чем еще навалом спели «Ramstein»? И как вы поняли по названию, конечно же о любви. Об этом сегодня и речь.
Ich mach die Augen zu
dann seh ich sie
Ich sperr sie ein
in meine Fantasie
Если рассматривать детально творчество «Rammstein», то становится понятно, что их лирика и снятые по некоторым мотивам песни является открытым стебом и очень злой сатирой на весь мир. «Rammstein» буквально берут нас за шкирку и окунают в корыто с грязью, после чего говорят: «это ты. Весь этот мусор, и вся эта грязь — это ты».
Тема любви — не исключение. Так или иначе, если группа начнет петь про дела амурные, то это будет обязательно грязно, жестко, а зачастую и очень мерзко. Вместо душещипательных строк о вечно молодой поре, немцы с характерной для них грубостью и прямолинейностью говорят о самых темных сторонах этого «прекрасного» чувства.
«А где, собственно, Раммы пели о любви?»
Можете спросить вы, недорогие дорогие. Тема любви «Rammstein» поднимали в раннем своем творчестве, особенно это видно в альбоме «Sehnsucht», предлагаю его и рассмотреть.
Второй студийный альбом «Sehnsucht» был выпущен в 1997 году. Именно он и стал причиной популярности группы. Альбом отличается невероятно жестким звучанием, режущими гитарными риффами и просто бешенной динамикой. При первом прослушивании покажется, что Тилль Линдеманн начнет петь про жесткие вещи. Как бы, так и есть, вокал Линдеманна грубый, вкупе с немецким языком текст звучит шершаво, как наждачная бумага, но нельзя спешить с выводами.
Все песни из этого альбома прямо затрагивают тему любви, и в разных ее аспектах. Но неизменно одно — лирические герои, остаются несчастными и это несчастье очень сильно разнится. Если в песне «Sehnsucht» герой остается сломленным и тоскующим по женщине, которая его бросила, то «Bück dich» или «Eifersucht» любовь деформирует персонажей, превращает их в садистов, и настоящих монстров, которые желают снова полюбить.
Если же рассмотреть любовь с точки зрения философии, то «Rammstein» видят ее проявление в четырех аспектах: эрос, филия, сторге и агапэ. Эрос мы видели; это именно тот аспект нам приходит в голову, когда мы слышим о любви. Эта любовь страстная, плотская, больше связанная именно с половым влечением. «Rammstein» и раскрыли эрос в самом своем чистом проявлении, а что же до трех других?
Филия же больше похоже на эмоциональную привязанность, она похожа на дружбу в привычном нам виде. Пожалуй, наиболее показательна филия в «Du hast», где дружбу главных героев нарушает влюбленность одного персонажа в некую женщину. Сторге трудно описать, по смыслу она больше похожа на любовь матери к ребенку или между супругами. Сторге лишена эротической страсти, это смежное понятие, балансирующее между дружбой и собственно любовью. И сторге затрагивают «Rammstein» в песне «Tier» и «Spiel mit mir». Затрагивают и изворачивают наизнанку, показывая нашу любимую гниль и грязь.
И последнее: агапе. С этим термином возникает много сложностей, поскольку многие не до конца понимают смысл агапе. Если быть предельно кратким, то агапе можно сравнить с любовью к ближнему, как в христианстве. Это любовь не нацелена на одного какого-то человека, она, напротив, максимально необхватна, подразумевающая любовь к человеческому существу и даже к Богу. И даже этот, казалось бы, очень сложный аспект «Rammstein» воспели в «Bestrafe mich», показав сложные отношения между человеком и Богом, используя метафору садомазохизма.
Nicht für mich
Если же подводить итоги, то тема любви для «Rammstein» играет очень большую роль, как мы с вами, надеюсь смогли понять. Любовь в представлении «Rammstein» является не как панацея от всех проблем и бед, но как проклятие, влекущая за собой жуткие последствия для человека. И все же есть что-то общее в любовной лирике «Rammstein»: герои как правило остаются в одиночестве и с разбитым сердцем.