С чего стоит начинать читать Сорокина

«Супруги никогда не изменяли своим гастрономическим предпочтениям, заказывая неизменное токийское 1889 года, салат из болотных трав, корни зубов мудрости престарелых пролетариев, маренго из болонок, пархацию с жабьей икрой, мениски футболистов белорусской 3-й лиги под рвотными массами. На десерт Светлана брала горный хрусталь со взбитой бычьей слюной или «Укрывище»…

Если даже после вышеприведенного отрывка вы читаете этот текст, то могу вас поздравить, ведь у вас имеется «иммунитет» к творчеству Владимира Сорокина, а хорошо это или плохо решайте сами.

Вообще творчество Сорокина окутано зловещим ореолом и воспринимается как что-то исключительно сложное, непонятное и зачастую мерзкое, то, что ни один человек добровольно читать не будет.

Но коль появилось желание познакомиться с творчеством этого замечательного автора, то стоит обратить свой взор на данные книги; они относительно легки для чтения, но и стиль Сорокина — иронический и гротескный — проявляется очень хорошо.

«Теллурия»

Середина XXI века. Европа после войны с ваххабитами вернулась в Средневековье с королевствами, рыцарями-тамплиерами и вольными городами. Россия к данному времени распалась на отдельные княжества и республики…

Такую вот мрачную и немного сюрреалистичную картину рисует нам Сорокин в своей книге. «Теллурия» не имеет сквозного сюжета и фактически состоит из пятидесяти новелл, объединенные одной лишь вещью — теллуровыми гвоздями. Это мощнейший наркотик, способный при правильном пользовании, а именно вбивание в голову, принести несравненное наслаждение.

Сорокин раскрывается здесь как блестящий стилизатор: от потока сознания в стиле Джойса, до копирования классиков и старорусской речи. «Теллурия» легка для чтения за счет постоянной динамики многочисленных героев и живых описаний бытовых сцен.

«Норма»

Первое серьезное произведение, где в полной мере раскрывается ранний сорокинский стиль. Книга состоит из восьми несвязанных между собой частей, самая известная — бытовые сцены советских граждан, поедающие «норму» — спрессованные детские экскременты.

В книге присутствует типичная для Сорокина деконструкция мира произведения. Делается это так: берется определенный жанр (в нашем случае это соцреализм) и по нему пишется обычное произведение. И повествование постепенно разрушается, а герои начинают «сходить с ума» пока все происходящее не теряет смысл. В отдельных случаях разрушается и текст, в результате чего получаем околесицу или вовсе рандомный набор букв.

По сравнению с вышеописанной книгой «Норма» более мрачный и жесткий роман, но по сравнению с «Сердцами четырех» или «Голубое сало» он не так часто бросает в лицо всякий шок-контент, но его прочтение важно, дабы подготовиться к другим текстам.

«День опричника»

Сатиристическая повесть «День опричника» рисует нам, как уже догадались, один день из современного опричника. Происходящее в книге описывает нам конец 20-х годов XXI века, Россия к этому времени вернулась к самодержавию, с Европой не контактирует, а крупнейшим партнером стал Китай.

И опять же Сорокин здесь заигрывается с языком, стилизуя теперь на текст, написанный от первого лица на старорусский манер. Сама повесть же вышла в 2009 году — как раз в то время, когда патриоты утверждали, что единственный путь России — изоляция от Запада и, по сути, вся повесть представляется как воплощение этих фантазий.

Добавить комментарий

Previous post Liebe ist für alle da. О «Rammstein» и любви.
Next post День памяти журналистов — вознесение пера к небесам