Клиповое мышление 21 века

Наверняка тебе знакомо словосочетание «клиповое мышление». Оно появилось в 1990-х для обозначения нового стиля усвоения информации, основным источником которой, отныне и навсегда, стало ТВ и интернет. С английского «clip» — вырезка, фрагмент, особенность такого мышления в том, что человек не может сосредоточивать внимание на одном объекте или сюжете на длительное время — мысли, образа и чувства сменяют друг друга как рекламные ролики по телевизору, когда следующий ничем не связан с предыдущим. Термин «клиповое мышление»очень любят употреблять по отношению к нашему поколению люди эпохи Брежнева и старше. И, как правило, это говорится свысока, чтобы обозначить собственное превосходство.  Естественно, первая реакция, которая возникает при такой постановке вопроса – отторжение. «Ну, это точно не про меня! Про всех остальных – да, они такие все! А я другой!»

Сейчас пойми меня правильно. Если твоё сознательное детство пришлось на нулевые, твоё мышление не может быть другим. Мы все одинаковые, заточенные под одну среду – информационного переизбытка. Конечно, если ты печатаешь по пять слов в минуту и не сможешь принять вызов на сенсорном телефоне, то твоё мышление всё ещё сохранило традиционный образ, но ведь тогда ты бы и не увидел эту статью, правда? Так что я обращаюсь  по адресу и могу смело заявить: мы дети 21 века, мы мыслим клипами.

Это не хорошо и не плохо. Это факт. Мир изменился, разнородной информации стало слишком много, рынок манипулирует нашими эмоциями в своих интересах посредством беспрерывного потока информации. То, что сознание человека перестроилось, сработала эволюция, подарив нам защитный механизм, чтобы наш мозг не взорвался от перегрузки.  Люди, считающие, что прошлое поколение было умнее, просто не понимают нас  и не понимают современного мира. Каждое новое поколение опережает предыдущее по скорости обучаемости, так было и раньше, но в двадцать первом веке этот разрыв увеличился в разы. Из-за перестройки сознания нашим родителям уже никогда не выйти на один с нами уровень в понимании современных технологий. Это революция. Новый мир – для новых людей.

Хватит стыдиться того, что мы смотрим в телефоны! Хорошо написанная статья в интернете не уступает в информативности бульварному роману из «роспечати», прочтением которого, скорее всего, гордится какой-нибудь ортодокс, просто не умеющий пользоваться телефоном, но кричащий на каждом углу об его отупляющем действии. В современных реалиях так много всего кругом интересного, что человеку просто некогда растекаться мыслью по древу, нужна выжимка, экстракт, самое важное из того, что хотел сказать автор, чтобы быстрее проглотить и побежать дальше. Это не значит, что мы ничего не поняли. Поняли всё, ещё даже мнение своё составили и сделали выводы! Скорость мыслительной реакции современного молодого человека в разы выше его ровесника из прошлого. Это тоже досталось нам бонусом к эпохе,  в которой мы живём,  мы не выбирали.

Даже великий Цезарь остался позади, каждый современный молодой человек может одновременно слушать музыку, переписываться в чате, делать домашнее задание, смотреть ТВ-шоу  и ногой играть с котом. И если в этот момент нас спросят: «что делаешь?»,  мы ответим: «да так, ничё». Потому что нам это действительно ничего не стоит. Уменьшение погружённости в каждое конкретное дело, раскрывает возможность совмещать параллельно несколько дел. Плюс носителя клипового мышления – его многозадачность.

Итак, то что мы обладатели клипового мышления:

  1. Защищает нас от ненужной информации
  2. Увеличивает скорость реакции
  3. Развивает многозадачность

Это хорошо. Нужно пользоваться этим с умом. Однако, есть и опасности клипового мышления: при бесконечном мелькании картинок и фраз, вырванных из контекста стирается способность к составлению в мыслях целого, человек не способен анализировать происходящее. Таким человеком легче управлять. Кроме того, беспрерывный поток позитивных и негативных новостей не даёт нам время на развитие эмпатии. Мы теряем способность сопереживать.

Как и во всём на свете, нужна золотая середина. Конечно, мы родились в это время, нам не выбирать, и клиповое мышление – лучший способ к нему приспособиться. Но традиционные человеческие качества – то, что держит общество от падения в пропасть, нельзя дать им раствориться в бесконечном потреблении продуктов информационного рынка. Для этого очень важно хотя бы иногда читать объемные классические произведения. Так же благотворно повлияет на вашу способность к обучаемости давать себе иногда отдохнуть от потребления. Целый день ничего не смотреть и не читать. Попробуйте прогуляться, порисовать, пообщаться оффлайн, создать что-нибудь своими руками. Без баланса между потреблением и созданием нового человек — всего лишь машина для обеспечения работы рынка.

Лизавета Чинючина

Добавить комментарий

Previous post Первое, второе и компот – все краски осени в тарелке
Next post Быстрее, выше, сильнее