GRIME — голос Англии

Грайм — жанр, который родился в начале нулевых на окраине Лондона. Представлял он из себя некий симбиоз юк-гэриджа, драм-н-бэйса и джангла. Вышедший из подвалов, гаражных студий соединивший в себе ломаный бит, агрессивный флоу, остросоциальные текста, жанр стал настоящим британским ответом хип-хопу из-за океана.

История жанра делится на две условные волны — Grime 1.0 и Grime 2.0. Первая волна не принесла популярность грайму. Но вот вторая задела все уголки земного шара.

Grime 1.0.

Начавшись в конце 90-тых, когда Willey первым стал читать поверх джангл-музыки, первая волна грайма быстро захватила многих МС Англии. Как и панк, грайм произрастал снизу, от людей,которые не являлись звездами. Пытаясь быть услышанными, битмейкеры писали музыку без профессионального оборудования на старых компьютерах и игровых приставках, семплируя звуки Лондона, полицейские сирены и грохот выстрелов, а хип-хоп артисты записывались в своих комнатах. Пиратские радиостанции, подпольные рэйвы и подвальные грайм-клэши — людям это нравилось, они доверяли историям, рассказанным в треках, ведь артисты читали по-английски, с английским акцентом. Формировалась самобытность британской уличной музыки, использующей местный слэнг и раскрывающей лондонские реалии. Сотни молодых парней смогли выйти из тени и рассказать всей британии о вещах, по-настоящему волнующих их.

Благодаря специфике бита и текстов казалось, что жанр никогда не выйдет из андерграунда. Однако в 2003 Dizzee Raskal выпускает свой альбом «Boy in da corner», звучание которого идеально подошло как для рэйвов, так и для обычного прослушивания и грайм выходит из подполья на британскую сцену, захватывая клубы, радио и телевизор.

Grime = Crime

Как и любой подобный жанр того времени, грайм-сцена была неразрывно связана с насилием и криминалом. Многие мероприятия накрывались полицией, артисты садились в тюрьму на долгие годы. В Англии за ношение огнестрельного оружия можно сесть на 5 лет, а до недавнего времени существовало такое понятие как IPP (Imprisonment for Public Protection) — заключение ради защиты общества, по сути, означало пожизненное. Многие люди, отсидев свой срок за ношение оружия,

торговлю наркотиками, не могли выйти на свободу, так как полиция все еще считала их потенциально опасными для общества. Даже сейчас, когда IPP формально ушло в небытие, в Лондонских тюрьмах еще много заключенных, сидящих по два, по три, а то и по пять своих сроков.

Одновременно с зарождением грайм-сцены был организован отдел полиции Trident, он же «Трезубец», на счету которого множество отмененных выступлений. Также была введена скандально известная форма 696, обязующая владельцев площадки информировать Трезубец о предстоящем мероприятии. В ней необходимо было указывать почти все персональные данные артиста, тем самым устанавливая тотальный контроль за сценой. Существовала даже практика, когда полиция анализировала треки МС, и если его криминальные текста оказывались правдой, то артист оказывался за решеткой. Даже отсидев свои сроки, исполнители не могут легально выступать, потому что Трезубец всячески препятствует выступлению. Так, например, легендарный Giggs, арестованный за ношение девятимиллиметрового пистолета и вышедший из тюрьмы в 2003, вынужден выступать в качестве секретного гостя, выходя на сцену всего на несколько треков и после скрываться в неизвестном направлении.

На волне давления со стороны органов правопорядка сцена претерпевала изменения, со временем приведшее к тотальному упадку жанра. Некогда пионер Диззи, как и многие другие легенды, ушел в более попсовое звучание, отказавшись от маргинального слова Grime и выступая вместе с Шакирой на MTV EVA в 2012.

Но грайм не умер. Перебравшись на просторы Soundcloud’а, музыканты все больше и больше экспериментировали со звучанием.

Grime 2.0

Настоящий успех и выход в свет для жанра случился в 2015 году. Тогда поп-икона и мастер перформанса Канье Уэст вышел на сцену BRIT Awards (важнейшей британской ТВ-премии) в окружении группы мужчин, одетых во все черное с огнеметами в руках и исполнил трек All Day. В толпе публика узнали грайм-ветеранов, таких как Skepta, JME, Stormzy, Novelist и многих других. После этого музыкальные издания заговорили о возрождении жанра.

В России же интерес к грайму рос с 2015 года, когда московская группировка Zuluwarrior разбавила засилье техно в клубах сочными басовыми миксами, в которых успешно смешивался юкей гэрэдж, грайм и басслайн. Стали появляться русские грайм артисты такие как Редо, No Limit, Mufasah. И даже Oxxxymiron приложил руку к этому жанру и некоторое время писал треки именно в этом стиле.

Сейчас грайм стал неотъемлемой частью современной культуры и проник почти во все ее области. Галереи вывешивают холсты с легендами жанра в аристократических нарядах, а американские рэперы активно сотрудничают с британскими МС. Скепта участвует в показах знаковых дизайнеров и уже третий раз выпускает коллаборацию с Nike.

На наших глазах жанр растет и эволюционирует, захватывая все больше и больше медиа-пространства, что делает его чрезвычайно актуальным и заслуживающим внимания.

Никита Шлыков

Добавить комментарий

Previous post Деньги, любовь к музыке… или хайп?
Next post GO пацаны, я создал