Прогрызаясь сквозь слои модерна

Муж приветствовал жену розами, медовым нарезом, сушеным выменем, колуном, цветом и перхотью, преподнесенными со свойственным ему остервенением. «Я чудовищно соскучился, недорогая дорогая! — истерично захохотал он и заскрежетал зубами от зависти. — Я боготворю тебя, гадина!» Светлана с трудом сдерживала равнодушие, чувствуя подступающий приступ випра. «Не помогай мне?» — спросила она. «Я буду пререкаться!» — хохотал и плакал Александр. «Не помогай мне?» — повторила она, прижимаясь к нему. «Наполни молоком!» — изгибался он. «Не помогай мне!» — выпрямилась Светлана и тотчас родила.

Тот отрывок текста, что вы, возможно, прочитали не фанфик и не последствие употребления запрещенных веществ. Это отрывок из «Голубого сала» — постмодернисткого романа Владимира Сорокина, написанного на рубеже веков и к данному дню ставшим классикой современной литературы. Многие из нас слышали о постмодернизме, особенно сетования насчет тяжкого бытия в нем, однако мало кто может дать вразумительный ответ, и тем более понять, что же из себя представляет постмодерн. Чем он, к примеру отличается от своего предшественника модернизма.

Что же, как представитель вида Homo sapiens, прочитавший пару книг Сорокина, Пелевина, и Воннегута, постараюсь разжевать вам понятие постмодернизма, чтобы вы могли понтоваться перед однокурсниками своими безграничными знаниями в современной культуре и доказывать всем, что творчество Владимира Сорокина — не бред сумасшедшего.

Кратенько в историю

Глупо начинать текст о постмодерне, не упомянув предшественника. Это все равно что учить счету, не познакомив детей с цифрами.

В начале XX века мир столкнулся с невиданным доселе духовным кризисом: резко меняющееся социальное и культурное пространство, массовая индустриализация и напряжение, витавшее между европейскими державами привело к тому, что философия и искусство прошлого века банально не было способно адекватно отобразить эти процессы.

by Ferdinand Hodler

Тогда на смену мысли прошлого и пришел модернизм. Его главное отличие является уход от опыта прошлого поколения, вплоть до отрицания значения. В литературе, живописи и архитектуре начали проводить эксперименты: Есенин и Маяковский экспериментировали с формой поэзии, придумывали неологизмы, призванные отразить новые чувства и настроения.

Стиль ар-нуво настаивал на полном отрицании прямых форм в пользу природных линий и изгибов, повсеместно начали использовать железо и бетон.

Живопись тоже не стояла на месте. Появлялись новые течения, например, сюрреализм, и в целом картины отошли от реализма: типичное полотно начала прошлого века представляло из себя загадку, запечатленную в красках и формах.

by Salvador Dali

Модернизм отличался бунтарством, переходящим иногда и разумные границы, именно в этот период популярность приобрели многие правые и левые радикальные идеи, возникли Советский союз и Третий рейх. Модернизм это философия жизни, движения вверх, когда за светлое будущее придется побороться.

О постмодерне

15 марта 1972 года в американском городе Сент-Луис была снесена часть квартала Прюитт-Айгоу, спроектированный архитектором Минору Ямасаки и подчинявшийся принципам Ле Корбюзье — один из пионеров модернизма в архитектуре. Именно со сносом домов и умер модернизм, на место которого заступил постмодерн.

Если коротко охарактеризовать что такое постмодерн, то представьте себе калейдоскоп: с каждым поворотом трубы мы можем лицезреть множество самых разных узоров, непохожих друг на друга. Однако если калейдоскоп разобрать, то становится понятно, что все картинки создаются при помощи ограниченного количества геометрических фигур.

Это и есть суть постмодерна — смотря на сочетания геометрических фигур, нам кажется, что мы видим нечто новое, непохожее на то что ранее видели, хотя на самом деле это не так: все было придумано до нас, поэтому когда мы пишем роман, рисуем картину или проектируем здание мы просто комбинируем элементы, которые были выведены и придуманы до нас.

Первыми столкнулись с этой проблемой модернисты; они отчаянно пытались создать новое, экспериментируя с формой, наполнением, отрицая прошлый опыт. Постмодернисты пошли дальше, а именно скрестили прошлое и настоящее, и сыронизировали над этим.

Поэтому искусство постмодерна — это искусство хаоса, где не существует ничего. Постмодернисты не заняты поиском истины, потому что ее попросту нет, ведь все что существует в жизни можно низвергнуть и исказить, это эпоха симулякров, гиперреальности и деконструкции. А что это такое?

Сперва о симулякрах, если коротко то это копия без оригинала. Звучит сложно, знаю, поэтому немного наглядности:

Этой девушки не существует, за три секунды она была создана нейросетью с нуля. Изображением в данном случае является симулякром, так как отражает то, что в природе не существует. И кстати, ваши детские фотографии тоже являются симулякрами, так как реальность, что на ней изображена тоже не существует.

Смежный с симулякрами термин это гиперреальность. Здесь тоже нет ничего сверхъестественного, с гиперреальностью мы сталкиваемся почти каждый день, стоит включить телевизор, как по нашим тв-каналам будет транслироваться реальность, которой нет, или зайдя в первую попавшуюся игру мы очутимся в мире, аналога которому у нас не найдется.

Да, вы все правильно поняли, гиперреальность это банальная симуляция или утрата чувства реальности, если мы говорим о телевидении. Отличительная особенность — замена реальных знаков симулякрами.

И последнее на сегодня это деконструкция. Представьте себе что вы читаете в одно время три разных книги и спустя несколько часов вас просят пересказать их сюжет, в результате чего три произведения слипаются в одно. Деконструкция часто встречается в современных литературных произведениях, например отрывок в самом начале статьи является деконструкцией творчества Набокова. Кстати, эта статья тоже подпадает под термин деконструкция, так как информация для текста бралась из разных источников, а еще потому что я снова нарушил правило подбора изображений.

Если резюмировать все рассказанное и показанное вырисовывается такая картина: постмодернизм — философия конца, когда грань между реальностью и вымыслом настолько тонка, что становится незаметной. Это время всеобщего сомнения, разрушения всех устоявшихся канонов и иронии, через призму оную и постигается данный мир.

Марк Громов

Добавить комментарий

Previous post Работать бесплатно? Легко!
Next post Чему мультсериалы могут научить взрослого?