Чему мультсериалы могут научить взрослого?

В начале сентября стартовал уже шестой сезон «Рика и Морти».
Он впервые увидел свет в декабре 2013 года, и стало понятно: это глоток свежего воздуха и переосмысление «мультиков» у молодого поколения.

Но является ли он таким новаторским в своем деле? На ум сразу приходят: «Симпсоны», «Футурама», «Южный Парк». Но это все зарубежное пространство, что же интересного выходило у нас?

Ответ может показаться неочевидным, но это мультфильм из детства многих — «‎Смешарики». Интересный факт, смешарикам в этом году исполнилось 20 лет. Они фактически ровесники многих наших читателей.

При первом просмотре мультсериал может показаться банальной работой для детей как «Лунтик», «Маша и Медведь», «Фиксики».

Но чем отличаются «Смешарики» от своих конкурентов? На этот вопрос можно ответить только спустя время, после пересмотра сериала в более зрелом возрасте.

Здесь поднимаются вопросы жизни, смерти, выбора, религии, творчества, любви, памяти и времени.

Эти вопросы преподносятся детям под красивой упаковкой мультфильма. Его можно назвать мультиком как для детей, так и для взрослых. В нем периодически встречается множество отсылок к культовым работам кинематографа и культуре, которые будут считываться только с развитием насмотренности.

Давай рассмотрим несколько эпизодов и ответим на вопрос: так ли однозначны «Смешарики»?

В нескольких эпизодах герои создавали живых существ: Голем, Биби, Железная Няня. Все они были привязаны и испытывали чувства, которые были им доступны, к своему создателю и подопечным. Буквально навязываются к ним. В ответ на это противоположная сторона испытывала дискомфорт от их чувств. К сожалению, такое отношение приводило к смерти или ненависти создаваемых персонажей.

Исключением стал только Биби. В отличие от других «разработок» он демонстрировал свои эмоции сбалансировано и не нарушал чужих границ. Биби стал настоящим другом для многих. 

Подобными эпизодами авторы подчеркивают четкую границу баланса во взаимоотношениях. Не нужно навязываться к людям, нарушать личные границы.

Вопрос баланса поднимается и во многих других вопросах бытия. Покажу пример на теме одиночества. На данный вопрос есть два эпизода: с Барашем и Ёжиком. 

Бараш в своей серии выбрал полное одиночество ради искусства. Он действительно испытывал полет фантазии и свободы. Но существуют ли твои работы, если их никто не видит? Этот вопрос начал гложить и героя эпизода. Его творческая свобода стала убивать его морально, он начал сходить с ума.

Но его друг — Ёж, выбрал иной путь своего одиночества. Уходя вечером в глубину леса, он подпитывал себя морально, любовался простыми вещами. Но в отличие от Бараша — он уходил на время, соблюдая баланс общества и одиночества. Эпизод заканчивается умиротворением персонажа.

В этих эпизодах авторы отчетливо говорят: одиночество — это нормально. Не стоит его избегать, целесообразней будет научиться с ним дружить. Иначе баланс будет нарушен, а вот быть Ёжиком или Барашем — выбор за тобой.

Сценаристы мультсериала часто поднимают в своих эпизодах философские вопросы. Часто это делается именно через Бараша.

В одном из эпизодов Бараш находится в поиске смысла жизни и окружающих вещей. Персонаж выдвигает гипотезу, что все конфликты строятся на основе множества мнений и предполагает, что если найти один общий смысл — конфликты испарятся. Подобное мнение мы можем увидеть у австрийского философа Людвига Витгенштейна.

К сожалению, в конце эпизода главный герой понимает, что подобная теория невозможна на практике из-за множества противоположных взглядов. Он понимает, что истина в том, как мы её понимаем сами. 

Такое же заключение сделал и философ, который выдвигал гипотезу. Авторы не просто взяли вопрос Людвига, но и ответили так, как это сделал и философ.

Но это не единственный мудрец, на которого ссылались авторы мультсериала. 

При просмотре мы можем заметить интересный момент. Здесь нет отрицательных персонажей. Когда герой хочет стать злодеем, у него это не получается. Так в серии «Добро, зло и девочки» Бараш принимает решение стать злым и поджигает дом Нюши. Но после он понимает свою ошибку. Он, как и другие персонажи, совершает оплошность и причиняет зло по своему незнанию

Но это возможно в мире смешариков, поскольку главная идея — говорить о своих чувствах. Концовки эпизодов часто завершаются разговором о проблеме или ситуации, которая произошла. Это касается как бытовых, так и эмоциональных вопросов. 

Из этого можно заметить, что авторы поддерживают идею об отсутствии зла как такового. Данная идея принадлежит философу Аврелию Августину. 

Он утверждал, что зла как такового нет — все является разной степенью хороших поступков. В каждой серии мультсериала герои приходят к определенному выводу, тем самым набирая знания и делая свой небольшой мир добрее.

Они могут заблуждаться, но это строится только на их незнании. Подобную идею выдвигал также и Платон.

Но можем ли мы быть уверены, что именно эти философы выдвигали свои теории? Можно ли верить тому, что было в прошлом?

На этот вопрос авторы пытаются ответить в эпизоде «Сначала было слово». В нем персонажи писали свою собственную историю, по отдельности. Во всем этом действии не был задействован Копатыч, который спустя время нашел данные тексты. После прочтения он сам запутался в понимании прошлого. Историю писали определенные герои, со своим мнением. 

В данном эпизоде авторы поднимают актуальный вопрос нашего собственного понимания истории, ведь за каждым текстом стоят определенные люди и что если общество может заблуждаться и верить в то, что рассказывается не совсем верно?

Вадим

Добавить комментарий

Previous post Прогрызаясь сквозь слои модерна
Next post «Лопнет» ли вселенная комиксов в России?