Лев устанет есть дикобраза

О том, почему все люди одинаковые, олигархия – не рынок, империя – кладбище народов, а также о многом-многом другом, 18 мая рассказал, выступая в «Альфа Центре» на сцене перед многоликой аудиторией, Михаил Светов – вовсе не чудище, несущее маску правого радикализма, а вполне приятный в публичной речи и идеях человек, не сыплющий терминами из политологии на каждом ходу, а покоряющий умы достойной критикой и не менее достойным предложением.

Михаил Светов – либертарианец. Либертарианство – это когда вы живёте, а государство не применяет к вам насилие – не лишает основополагающих экономических и личных свобод. Светов приехал в Магнитогорск впервые, выступление организовал местный штаб Навального*.

Лекция «Почему либертарианство не выгодно сверхбогатым и выгодно бедным и среднему классу» началась со столь необходимого определения олигархии. Вообще олигархия как результат рыночных отношений – это стереотип, и Михаил пояснил, что олигархия рождается с помощью государства и никак иначе, а всё, что сделано с помощью государства, сложновато назвать рыночными отношениями.

Начало лекции, как мне кажется, можно характеризовать одним выражением: «Вам врут, и я здесь для того, чтобы сказать, как и зачем это делают». Ещё один стереотип – об эффективности политики. Прозвучала следующая мысль: «Политики не должны быть эффективными». В пример была приведена ситуация, когда на российских федеральных каналах говорят, что из-за противоречий в палатах Конгресса США тамошние законодатели не могут принять эффективное решение. Суть в том, что самодурство одного человека, пусть и избранного на определённый срок, нельзя назвать эффективностью, какими бы благими намерениями ни подпитывалось это самодурство. Пример с заокеанским парламентским процессом подкрепился риторическим вопросом: «Бывали же случаи в коллективе, когда Вы правы, а остальные мешают Вашей правоте?»

Третий из четырёх стереотипов был связан с закостенелым русским менталитетом. Оказывается, он вовсе и не закостенелый, а подвижный и готовый к переменам, только вот нынешняя система власти не является катализатором для движения этого менталитета в лучшую сторону. «За поколение в стране можно изменить всё» – не броский лозунг и уж тем более не популизм, а здравая идея, которую Светов подкрепил примером с сингапурским экономическим чудом. Образно говоря, поколение – это 40 лет.

Кстати о популизме. Это действительно плохо, но только если применяется совершенными мерзавцами, пришедшими к власти с помощью столь популярных у электората лозунгов. А вообще популизм – это хороший, действенный инструмент, который нужно уметь грамотно применять. От себя добавлю, что популизм – это как раз то, что не позволяет быть тебе вечным кандидатом, если, разумеется, ты эти лозунги используешь правильно. Наверное, это звучит наивно, но это всё же лучше, чем быть ортодоксом только потому, что не хочешь идти на поводу у толпы. Я напомню: суть либертарианства – это когда государство идёт на поводу у толпы, а не наоборот.

Четвёртый и последний стереотип в условном вступлении Светова был связан с третьим. Из уст политика прозвучало следующее: «Люди везде одинаковые, но их устремлениям мешают политики». Трудно не согласиться, что люди одинаковые, а политики разные. Светов напомнил, что подавляющее большинство политиков, независимо от их взглядов и убеждений, стремится продавить свою волю избирателю. Это великое искушение, и дело тут не в том, что кто-то плохой, а кто-то хороший, а в том, что система устроена таким образом, что вокруг политика, куда ни глянь, – автономия решения. Отличный пример – представительная демократия: человеку, который должен представлять вас в столице в парламенте, по большому счёту плевать на вас, потому что главное он уже сделал – получил власть, а значит, попал в бесконтрольное пространство, где он может делать всё что угодно на протяжении нескольких лет.

На этом условное вступление завершилось, и Светов стал «подкрадываться» ближе к принципам либертарианства. Политик процитировал Бродского: «Свобода – это когда забываешь отчество у тирана» (у Светова прозвучало как «Свобода – это когда не знаешь имени тирана»). Снова прозвучал риторический вопрос – кстати, отличное средство для работы с аудиторией: «Кто-нибудь из вас знает хоть одного швейцарского политика? Назовёте одного швейцарского политика или партию за последние 100 лет?» Название партии сказал парень с левого ряда, но это был студент, который увлекается международными отношениями, поэтому, получается, никто в зале не ответил.

Далее звучали такие принципы, как децентрализация (сильная столица – признак отсталой страны; империи погибли именно потому, что жизнь кипела и деньги крутились по большей части в столице; выжили только те народы, которые выживали ради своего благополучия, а не ради государства; империи «хоронят» своих людей, потому что в империи теряется уникальность народов), незыблемость частной собственности и важность создания действительно гражданского общества (например, когда при всеобщем голосовании – референдуме – должна учитываться не только диктатура большинства, но ещё и мнение меньшинства, как это делается в Швейцарии, о коей на протяжении всего мероприятия сказано немало). На этом собственно лекция закончилась, начались вопросы от участников встречи.

Я уже указал, что пришла не только молодёжь. Удивительно, хотя и не очень, но большинство вопросов задали не школьники. Как и везде, были вопросы конкретные, а были и монологи, но в любом случае Светов – внимательный слушатель (конечно, не стоит это упоминать, он ведь гастролирующий политик, но он ведь политик, который занимается политикой, не правда ли?).

В то время как кое-кто говорит о рывке за следующие 10 лет, Светов говорит о том, что нельзя отделять себя от политики и что нужно уменьшать патриотическую повестку государства. Был похожий вопрос про патриотизм чуть позже, только уже про 9 мая и «Бессмертный полк». Не думаю, что для кого-то из присутствующих было секретом, что 9 мая – это единственная ценность, о которой заботится власть.

Были вопросы про МРОТ (да-да, вспоминается та рифма на превью), БОД и универ. Образование – это такая штука, где на первом месте должно стоять знание – действительное знание, а не только баллы за экзамены, которые приемлемы для государства. Ученик – это потребитель, государство – это заказчик, и сейчас между ними конфликт. Вопреки стереотипам некоторых людей, либертарианцы выступают за сохранение бюджетного образования, только вот оно должно быть построено на ваучерной системе – это когда семье государством выдаётся ваучер, который нужно потратить на год обучения, ученик, грубо говоря, приносит ваучер в школу, школа обучает его на сумму, выделенную государством. Таким образом развивается конкуренция между школами (в случае с городами, конечно, а не с сёлами, в которых может быть всего по паре школ). Важно, что позиция по бюджетному образованию – принципиальная: «Если мы отменим бюджетное образование, мы скатимся в каменный век». Говоря о вузах, Светов сказал лишь, что нужно дать университетам мандат на независимость от государства, как это случилось несколько сотен лет назад с британскими университетами – сегодня одними из лучших в мире.

Были вопросы про ядерное оружие (нужно, мир с ним безопаснее), про Запад (работа на собственную выгоду – это нормально, поэтому не нужно уповать на дальние берега), про книги, которые нужно прочитать, чтобы лучше понять суть либертарианства («Номенклатура» Михаила Восленского, «Волки в овечьих шкурах» Уолтера Блока и ещё одна, названия которой Светов не помнит, но книга эта про Клинтонов, что уже мне нравится), про анархо-капитализм. Ответ на последний вопрос слишком большой для скобок, и звучит он так: «Рыночные отношения – это добровольные (свободные) отношения. В частных судах есть неравный бой. Суд невозможно выиграть против государства. Капиталист перед судом отвечает всегда, а государство – никогда. Богатому труднее отвечать перед судом в правовом государстве, потому что у него больше денег, чем у жертвы, а значит, больше можно и отсудить». Защита жертвы – один из принципов либертарианства, причём как судом, так и огнестрельным оружием. В России достаточно либеральное право на ношение оружия, но дальше либерализм не пошёл…

* С нами связался один из организаторов лекции в Челябинске. С его слов, лекция в Магнитке состоялась благодаря Южноуральскому отделению Либертарианской партии России, при помощи краудфандинга (http://svetov.org/) и активного содействия команды Навального.

 

Текст: Иван Чуенков

Фото: Софья Трифонова

Добавить комментарий

Previous post История происхождения символов
Next post Михаил Светов: о моногородах, абортах и смысле жизни