Netflix опять за старое?

Я уже как-то писал для этого сайта о том, как Netflix и плохой CGI делают ужасными потенциально успешные аниме-тайтлы. Тогда моё негодование было связано с трейлером сериал Ghost in the Shell: SAC_2045 — выглядел он ужасно и смехотворно. Но то был лишь трейлер, к релизу самого сериала анимацию ведь вполне могли исправить. Я того и ждал, но так и не дождался. 23 апреля на Netflix вышел первый сезон нового сериала по «Призраку в доспехах», и по итогу аниме выглядит даже хуже, чем тот первый трейлер.

Ожидаемо, многочисленные поклонники франчайза стали изливать своё разочарование в Сеть. Многие из них не забыли пройтись лично по Илье Кувшинову — нашему соотечественнику, который занимался дизайном персонажей для нового сериала. И очень зря, надо сказать. Я тоже не считаю Кувшинова талантливым художником, но его вклад в провал SAC_2045 минимален. В отличие от полнометражки «В стране чудес» (которая норм), здесь Илья занимался только дизайном персонажей, но не анимацией. И как раз дизайн персонажей — одно из немногих реальных достоинств сериала.

О своих функциях в создании SAC_2045 Илья Кувшинов рассказал на недавнем подкасте сайта otaku.ru. Но интересно нам не это и даже не то, как Кувшинов попал в аниме-индустрию. Самое интересное, о чём поведал Илья Кувшинов касаемо аниме-сериалов от Netflix — сервис никак не причастен к плохому CGI в каждом их тайтле. Как и к меметичной замене L чернокожим актёром в лайв-экшне по Death Note. Как и к отвратительной, пусть и двумерной анимации в Devilman Crybaby.

По словам художника, Netflix никак не вмешиваются в творческий процесс тех студий, которым они поручают тот или иной проект. Netflix — это большой денежный мешок, к которому с питчингом своих идей обращаются творцы-мультикоделы. Если Netflix нравится идея, то студия получает гринлайт, чек с избытком нулей и полный карт-бланш на все свои творческие хотелки. Казалось бы, если Netflix не требуют от японских аниматоров делать свои работы в богомерзком 3D, то почему каждый раз аниме от сервиса выходит с таким вырвиглазным CGI?

Кажется, я знаю ответ. Проблема в самих японских аниматорах. Делать паршивое 3D — это и есть их хотелка. Но что это за извращенцы такие и почему они в массовом порядке штурмуют офис Netflix со своими идеями? Ну, на самом деле, проблема не в их вкусах. Скорее всего, никто из японских аниматоров не хочет делать плохое 3D в своём аниме — они просто хотят делать 3D в своём аниме. Объяснить это можно либо экономией (в долгосрочной перспективе 3D дешевле), либо желанием приобщиться к технологически более продвинутой западной анимации, где 3D — это устоявшийся мейнстрим.

Но тут есть одна загвоздка: никто в Японии не специализируется на качественной CGI-анимации. Даже в крупнобюджетных проектах качество 3D сильно хромает. Есть мнение, что тут причастны и культурные особенности Страны Восходящего Солнца — как крикливое переигрывание (в глаза европейца) тут считается нормой сценической игры, так и 3,5-полигональные модельки времён раннего PlayStation2 считаются тут за норму компьютерной графики. Но это всего лишь теория.

А вот что правда, так это низкие бюджеты у всех японских студий. Япония — страна богатая, но на производство аниме тут тратятся просто смехотворные по западным меркам суммы. Многие особенности, которые отпугивают от аниме начинающих поклонников западной мультипликации, связаны именно с этим: статичные кадры, низкий фреймрейт, шаблонный дизайн персонажей, обилие экспрессии, непонятная абракадабра на фоне во время экшн-сцен. Это всё — издержки просто дьявольской экономии бюджета на всех этапах производства.

Хотя в случае с Berserk 2017 вряд ли дело только в экономии и недостатке компетенции

3D-анимация — это действительно дешевле. Но только в долгосрочной перспективе. Прежде она требует затрат, причём далеко не маленьких. Почитайте об истории внедрения CGI в крупные проекты Disney — процесс перехода был для индустрии достаточно болезненными, а перспективы мутными. Это сегодня любой проект с квазиручной анимацией, вроде «Клауса», становится событием для индустрии. Когда-то таковым считались мультфильмы, похожие на кат-сцены из Resident Evil 4.

Как это связано с аниме? Большинство студий не делают CGI на постоянной основе, а те, что делают, тоже занимаются лютой экономией бюджета. Именно поэтому всякая попытка делать CGI-аниме оканчивается для аудитории пыткой их глаз. Именно поэтому Berserk 2016–2017 гг. вошёл в историю как феноменальных масштабов позор, а буквально в начале этого года аналогичная судьба постигла Dorohedoro. При этом оба тайтла сняты по манге с первоклассной рисовкой и столь же первоклассным сценарием. Но когда анимация настолько лажает, никакими заслугами первоисточника не спасти адаптацию. Dorohedoro в целом встретили заметно теплее других тайтлов с такой анимацией, но только потому что оригинальная манга тоже часто прибегала к сюрреализму и нестандартным визуальным приёмам — доверчивые анимешники приняли халтуру и экономию за художественный приём.

Лучшая анимация во всём Dorohedoro — это эндинг. Как ни странно, это три фрейма на фоне статичной картинки — сделать такую можно дома в бесплатной программе для монтажа вообще без опыта работы в анимации.

Допустим, исконно японское 3D-аниме — это вина жёсткой экономии и отсутствия достаточных компетенций у японских аниматоров. Но ведь Netflix дают не японские, а американские бюджеты. Как ни странно, именно поэтому «плохое 3D в аниме» и «Netflix» стали синонимами. Для японских режиссёров это значит, что, запитчив свой концепт руководству сервиса, они получают возможность задействовать в своей работе самые передовые для аниме-индустрии технологии, без пристального надзора со стороны японских инвесторов, трясущихся за каждую копеечку. Вот только мы говорим по-прежнему об аниме-индустрии — индустрии, где нет достаточно технологической базы для хорошего CGI, а её внедрение тормозится общим подходом для инвесторов «Лучше мать продам, чем дам денег на тайтл уровня хотя бы Akira».

Ситуация выглядит такой: талантливые (без иронии) режиссёры приходят к Netflix с идеей перспективного сериала. Руководство сервиса проникается задумкой и даёт денег. Получив больше, чем мог дать в распоряжение любой японский инвестор, да ещё и с полным креативным контролем, режиссёр решает сделать не просто аниме, а технический прорыв. Но вот только такого же перехода на быстрое, дешёвое и качественное CG, какой был у западных студий на рубеже тысячелетий, японцы до сих пор не прошли. Вот и выходит, что хотели красиво, круто и технологично, а вышло стрёмно, позорно и будто из каменного века.

Есть ли надежда, что ситуация исправится в лучшую сторону? Не думаю, что есть основания для оптимизма. Вряд ли заказы от Netflix поспособствуют резкому скачку качества японского 3D. А уж заказы от японских инвесторов ему не поспособствуют тем более. В лучшем случае, японские студии будут очень-очень медленно набивать руку и лет через 20 от японского CG хотя бы не будет тошнить. Хотя ещё лучше будет, если японцы окончательно осознают преимущество традиционной анимации перед компьютерной и будут делать аниме только в 2D, с умеренным использованием современных графических технологий (как в том же «Клаусе»). А уж если ещё и бюджеты у проектов станут выше, то вообще начнётся новый золотой век. Жаль только, мировая рецессия на дворе и, кажется, даже Netflix скоро затянет пояса.

Константин Морозов

Добавить комментарий

Previous post Я начинаю меняться, но что-то тянет меня назад
Next post Часть 1: о новых альбомах рок-групп 2020 года