Пять случаев, когда аниме оказалось лучше манги

«Книга была лучше» — этой фразой заканчивается, должно быть, большинство просмотров фильмов, снятых по мотивам книг. Несложно понять почему: книга — это история, рассказанная через слово, тогда как фильм — это в первую очередь ансамбль невербальных аудиовизуальных образов. Истории, задуманные для издания в книжной обложке, могут просто-напросто перестать работать, перенеси их на большие экраны. Однако случается и такое, что экранизация превосходит книжный первоисточник. За примерами далеко идти не надо: «Бойцовский клуб» Финчера, «Драйв» Рефна, «Реквием по мечте» Аронофски, «Побег из Шоушенка» Дарабонта и многие другие.

Нечто похожее можно сказать и про японскую анимацию. Большая часть выходящего аниме — это экранизация манги или ранобе, японских комиксов или иллюстрированных новелл соответственно. Японские инвесторы не очень любят рисковать вложениями, и большая часть аниме-проектов создаётся по мотивам франшиз, уже имеющих собственную фанбазу. Исключения, вроде Darling in the Franxx, случаются, но они на то и исключения, что лишь подтверждают правило.

И хотя манга от аниме отличается не так сильно, как фильм от книги, чаще всего адаптации японских комиксов заметно уступают первоисточникам по качеству. Но и здесь случается так, что аниматоры вкладывают в проект чуть больше души и старания, чем оно нужно для отбивания бюджета, и тогда из-под анимешного конвейера выходит самое настоящее искусство. И в таких ситуациях нередко бывает, что аниме превосходит оригинальную мангу.

Вот только пять таких случаев, когда аниме-адаптация превзошла оригинальную мангу.

1. «Призрак в доспехах» (1995–2004, реж. Мамору Осии)

Дилогия полнометражных фильмов, выпущенных в 1995 и 2004 году, стала первой адаптацией популярной киберпанк-манги Масамуне Сиро. Позже серия комиксов обзавелась ещё парой экранизаций: сериалом «Синдром одиночки», серией OVA Arise, ещё одной полнометражкой Stand Alone Complex Solid State Society и даже голливудским фильмом со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Последняя из адаптаций вышла в этом году под патронажем Netflix — CGI-сериал Ghost in the Shell: SAC_2045. Однако ни одна из адаптаций так и не смогла достичь той высокой планки качества, что задал Мамору Осии своими первыми двумя фильмами.

Осии — уникальный режиссёр (как и любой хороший режиссёр в принципе). В качестве самобытного визионера с неповторимым художественным видением он зарекомендовал себя в своей первой независимой полнометражной работе — фильме «Яйцо ангела». Практически лишённый диалогов, этот фильм полностью состоит из многослойных визуальных метафор и кросс-культурных аллюзий. Схожий подход, пусть и в не столь радикальной форме, Осии использовал и когда студия Production I.G взяла его для экранизации манги «Призрак в доспехах».

Оригинальная манга заслужила свой культовый статус во многом благодаря умелому балансу между развлекательностью и рефлексивностью. Фансервис и комичные сценки здесь соседствуют с размышлениями о трудной проблеме сознания, личностной идентичности и феномене симулякризации, и всё это под соусом комикса про кибернетический спецназ из сверхтехнологичного будущего. Автор оригинальной манги Масамуне Сиро, вне всяких сомнений, гениальный мангака. Однако высшая заслуга Осии в том, что он не просто грамотно перенёс гениальные задумки Сиро в новый формат, но и привнёс в оригинальную историю много нового, а также без сожалений отбросил то, что плохо бы прижилось в новой интерпретации «Призрака в доспехах».

Возможно, неправильно было бы сопоставлять гениальность Сиро и Осии и пытаться мерить её линейкой. Однако сложно сомневаться в том, что получившаяся в итоге дилогия лучше справляется со своей задачей. И Сиро, и Осии — гении, и каждый по-своему. Но при прочих равных дилогия превзошла оригинал и уж тем более целый ряд куда менее удачных экранизаций.

2. Devilman (1987–1990, реж. Уманосуке Иида)

Devilman — это дилогия 50-минутных OVA по мотивам одноимённой манги легендарного Го Нагаи. Для современных поклонников аниме и манги это имя, возможно, не столь узнаваемо, но в своё время именно этот человек придумал фансервис, этти, меха и махо-сёдзё в том виде, в котором они известны нам по сей день. Devilman — не самая популярная, но по признанию самого Нагаи лучшая его работа, выходившая в далёкие семидесятые и имевшая колоссальное влияние на всю индустрию. Почти во всём современном аниме чувствуется влияние Devilman — это редкая честь для короткой истории в 5 томов.

Попытки перенести события Devilman со страниц на экраны случались неоднократно. Первой стал детский сериал 1972 года, однако к оригинальной манге (полной убийств, расчленёнки и прочего шок-контента) он имел очень смутное отношение. Второй попыткой и стала серия OVA от тогда ещё никому не известного Уманосуке Ииды, которая свернулась после второго фильма. Затем был не менее выдающийся Amon: The Apocalypse of Devilman, который также не стал охватывать весь сюжет манги целиком. Первой полной адаптацией стал полнометражный лайв-экшн—фильм 2004 года с одним из худших CGI по меркам даже Японии, никогда не славившейся хорошей графиков. Последнюю попытку предпринял Netflix в 2018 году — результат спорный, но сюжет охвачен полностью.

Из всех адаптаций именно неоконченная серия OVA за авторством Ииды является, пожалуй, лучшей попыткой обратить историю легендарной манги в анимацию. Более того, во многом работа Ииды даже превосходит оригинал Нагаи, который, впрочем, достаточно тесно взаимодействовал со студией, снимавшей аниме. Главное достоинство OVA состоит в том, что они отошли от ребячески-детской стилистики Нагаи, которая заметно смазывала впечатления от оригинального Devilman. Стиль рисовки Нагаи, от которого мангаке не удалось отказаться и по наши дни, не очень подходит той истории, которую он пытался рассказать своей мангой. Команда аниматоров во главе с Иидой исправили этот недочёт, отполировав историю до блеска.

Манга Devilman, особенно в ранних главах, часто ошибочно принималась за комедийную псевдосупергеройскую историю, пусть и с достаточно натуралистичной жестокостью. Аниме Ииды сразу идёт по пути максимального реализма и брутализма, заранее настраивая зрителя на серьёзный драматический тон. Во многом именно этого не хватило в итоге Devilman Crybaby от Netflix, чтобы стать действительно выдающейся экранизацией. Как и в прочих своих работах, режиссёр Devilman Crybaby Масааки Юаса выбрал для своего аниме абсурдно-экспрессивную стилистику, которая гораздо уместнее не в драмах, а в комедиях, коими являлись «Сказ о 4,5 татами» и «Руки прочь от киноклуба!» (которые, надо сказать, выше всяких похвал).

А ещё у «Руки прочь от киноклуба!» просто шикарный опенинг

3. Neon Genesis Evangelion (1995, реж. Хидеаки Анно)

Здесь, конечно, есть небольшое лукавство. Вопреки информации с Википедии и даже нескольких тематических сайтов, это манга «Евангелион» создана по мотивам аниме, а не наоборот. Информация, будто величайший меха-сериал в истории снят по манге, родилась из сущего недоразумения — манга Ёсиюки Садамото начала выходить раньше аниме. Однако не стоит обманываться: Ёсиюки Садамото — не сторонний мангака, а один из сооснователей студии GAINAX и дизайнер персонажей для сериала.

Сериал Neon Genesis Evangelion — это целиком и полностью детище режиссёра Хидеаки Анно. Если заходить совсем уж в дебри, то «Евангелион» — это сублимация его многолетней депрессии и опыта борьбы с социальной изоляцией. То есть проект это довольно интимный. Однако никакое аниме не делается в одиночку — свой magnum opus Анно собирал вместе со студией GAINAX, а дизайн персонажей был вверен в руки Садамото. Однако команда авторов сомневалась, смогут ли они привлечь достаточное внимание к сериалу, не основанному ни на какой популярной манге — денег у GAINAX не было даже на продакшн, не говоря уж о маркетинг, а от успеха сериала зависела судьба студии.

Собственно, чтобы подогреть интерес аудитории к готовящемуся сериалу, GAINAX и решили выпустить сначала пару глав манги по уже готовым наброскам. Садамото и стал человеком, которому было доверено заняться этим, с чем он успешно и справился. Впрочем, из рекламного сопровождения к сериалу манга «Евангелион» переросла в полусамостоятельное произведение и авторское переосмысление Садамото истории, придуманной и рассказанной Анно. Некоторым вариант Садамото пришёлся даже по душе, однако вряд ли это люди, действительно хорошо понимающие оригинальный сериал.

Из-за медленного выхода глав выпуск сериал очень быстро обогнал мангу, а выпуск последней затянулся вплоть до 2013 года. За это время Садамото успел привнести в сюжет немало своего, переписать целые сюжетные линии и даже полностью изменить концовку. Однако в конечном счёте сложно сказать, что версия Садамото превосходит или даже просто бы на равных конкурирует с оригиналом. Гениальность Анно состояла в том, как он использовал бюджетные и временные ограничения, чтобы обернуть слабости сериала в его силу.

Невозможность сделать адекватную концовку с качественной анимацией привела к тому, что последние серии стали набором абстрактных зарисовок от руки и статичных кадров на фоне абстрактно-метафорического сеанса психоанализа. В итоге, получив денег и полную креативную свободу на крупнобюджетную альтернативную концовку, Анно не отошёл от этого, а лишь усилил психоделический эффект, задействовав на полную возможности анимации. Садамото, у которого в распоряжении было куда меньше аудиовизуальных приёмов, очевидно заранее находился в проигрышном положении. Не говоря уж о том, что история, столь плотно привязанная к депрессивному опыту Анно, вряд ли может быть кем-то адекватно рассказана, кроме самого Анно.

4. JoJo’s Bizarre Adventure (2012–2019, реж. Наокацу Цуда, Кэнъити Судзуки, Като Тосиюки, Ясухиро Кимура, Хидэя Такахаси)

Наверно, самый спорный пункт в этой импровизированной подборке. Особенно для тех, кто к JoJo питают особую любовь. Бесспорно, оригинальная манга Хирохико Араки гениальна и уникальна в своём роде. За аниме-адаптацией же JoJo не стоит столь же мощного авторского видения, какое было у Анно или Осии, например. Однако меметичный сериал по мотивам JoJo всё же превосходит мангу, хоть и не на голову. Аниме по JoJo лучше манги просто потому, что это тот формат, который больше подходит истории Араки.

Есть такая манга, которую не стоит и пытаться экранизировать. Яркий пример — Tokyo Ghoul. В отрыве от тех глупостей, которые добавили в сюжет сценаристы Pierott, в отрыве от лютой экономии на всех аспектах, в отрыве от самого факта наличия у Tokyo Ghoul плохого аниме, это такая история, которую нельзя рассказать иначе, чем в формате черно-белого японского комикса. JoJo — противоположный пример. Хоть эта история и началась в формате манги, она гораздо больше пригодна для анимированного действия. Потому что в движении гораздо лучше раскрывается главный цимес JoJo — его «биззарность», коей и обусловлена такая большая меметичность тайтла.

Конечно, гений Араки позволяет ему удачно раскрывать этот аспект и со страниц статично манги. Но даже беглое сравнение оригинала и адаптации показывает: анимированный формат подходит этой истории больше. Отчасти, конечно, это заслуга всё же самого Араки, однако не стоит отбирать заслуженные почести и у аниматоров — при всех косяках они справились на ура.

5. OnePunchMan (2015–2019, реж. Синго Нацуме, Тикара Сакурай)

В этом случае у нас даже не один первоисточник, а два: веб-комикс за авторством некоего ONE и манга за авторством Юсуке Мураты. Оригинальный веб-комикс публикуется ONE с 2009 года и отличается крайне… специфичной рисовкой. OnePunchMan — это история, полностью завязанная на одном лишь интересном концепте: «Супергерой, побеждающий всех врагов одним ударом». Оригинальный веб-комикс, соответственно, представлял собой небрежные минималистичные каракули о похождениях такого героя. Однако концепт приглянулся аудитории и веб-комикс обрёл популярность, а когда ONE попался мангаке Юсуке Мурате, то последний решил переработать каракули ONE в высокодетализированную художественную мангу.

Аниме — это уже вторичная адаптация, сделанная с опорой больше на мангу, чем на небогатый визуалом веб-комикс. Сохраняется во всех трёх форматах сюжет и общий цимес — «Супергерой, побеждающий всех врагов одним ударом». Однако и здесь аниме подкупает в первую очередь тем, что для манги всегда остаётся недоступной роскошью — динамикой.

Первый сезон аниме, сделанный студией с самой незапятнанной репутацией Madhouse, с первой серии цепляет не только своими комедийными ситуациями, которые в неизменном виде можно обнаружить и на страницах манги или веб-комикса, но и потрясающей во всех смыслах работой с анимацией. Именно это выделило OnePunchMan на фоне ближайших собратьев по аниме-сезону и обеспечило ему прижизненный статус почти что бессмертной классики.

По крайней мере, если говорить о первом сезоне. Когда права на адаптацию второго сезона перешли J.C.Staff, а в режиссёрское кресло уселся Тикара Сакурай, то и вся магия от фантастической анимации рассеялась, а OnePunchMan из глотка свежего воздуха обратился в обыкновенную посредственность. Впрочем, к тому моменту и манга с веб-комиксом стали «не торт», а J.C.Staff, вероятно, просто не смогли с этим ничегошеньки поделать.

Константин Морозов

Добавить комментарий