Маскулинность и метросексуальность: как сейчас представлены метросексуалы

В XXI веке, когда превалируют патриархат и маскулинность, о себе заявляют метросексуалы. Нельзя сказать, что это редкость. Многие мужчины ухаживают за собой, следят за своим здоровьем — стараются выглядеть ухоженными и привлекательными. Такая тенденция становится очень распространённой, особенно в столице. Там внешнему виду уделяют большое внимание. Это скорее касается публичных персон или богатых людей. В противовес им выступают ретросексуалы, которые придерживаются устоявшихся норм. Противостояние доминантной маскулинности и метросексуальности длится уже очень давно.

Чтобы понять в чём их конфронтация, стоит обратиться к истории. Ещё с древних времён маскулинность была связана с биологическим фактором. Мужчина — это добытчик, он должен быть отважным, сильным, а также уметь обращаться с оружием. Позже маскулинность стала обозначать силу, патриархат и пристрастия. У мужчин появилась возможность занимать высокое положение в социальной иерархии.

Чтобы структурировать понятие «маскулинность», австрийский социолог Рейвин Коннелл предложил теорию, согласно которой в любом обществе существуют три типа маскулинности. Приоритетным считается доминантная маскулинность. Для мужчин этого типа характерны применение силы в отношении женщин и подчинённых, стремление утвердить власть. В свою очередь российский учёный Игорь Кон вывел четыре принципа:

  1. Избегать всего женского.
  2. Добиваться успеха и быть первым в конкурентной борьбе.
  3. Быть сильным и не проявлять слабость.
  4. Быть крутым и не бояться совершить насилие.

Со временем все принципы и теории потерпели крах. С 1920-х стали говорить и писать о «кризисе маскулинности» и размывании гендерных норм. Стали появляться представления о том, что понятие «настоящего мужчины» требует радикального переосмысления в сторону меньшей категоричности. Попытки мужчин следовать социальным требованиям в обход природным склонностям оказались неудачными. Но при этом рамки маскулинности всё больше размывались. Уже с 1960 года СМИ заговорили о стиле «унисекс». В нём стали рассматривать новый тип маскулинности. Идеология новой тенденции подразумевала, что одежда должна быть нейтральной. Подобная мода способствовала самовыражению, тем самым бросая вызов традиционной бинарной гендерной структуре. Позже появилось новое направление. В 1974 году психолог и сторонница феменизма Сандра Бем в своей работе «Линзы гендера» дала идею «психологической андрогинности». Она описывает принципы поведения характерные для двух гендерных ролей.

На фоне развития моды, стиля, поведения, этикета, образа жизни и культуры появились мужчины нового формата — метросексуалы. Их идентифицировал британский журналист и писатель Марк Симпсон. Впервые в 1990 году он описал новую породу мужчин, которые встречались в престижных районах и мегаполисах. Они воплощали в себе идеал мужской красоты — ухоженность и стиль. В статье «Знакомьтесь: метросексуал» Симпсон пояснил, что мужчина нового формата — это гедонист, богатый человек, который ни в чём себе не отказывает. У него разносторонние интересы и утончённый вкус. Он исповедует культуру индивидуализма, ломает устоявшиеся правила. И, конечно, он может иметь любую сексуальную ориентацию. Сейчас многие люди ошибочно считают, что метросексуалы принадлежат к ЛГБТ-сообществу, но это не так.

Сегодня можно перечислить многих мужчин, которые являются метросексуалами или по крайней мере надевали платья. Самые известные — музыкант Джерард Уэй, Курт Кобейн, актёр Эзра Миллер, певец Гарри Стайлс. Вокалиста Placebo Брайана Молко и музыканта Дэвида Боуи скорее андрогины. Если первый выглядел женщиной очень естественно, то второй утрировал андрогиность и экспериментировал с образами. Все эти знаменитые люди с разной сексуальной ориентацией. Их нельзя объединить и связать стереотипами.

Не случайно были перечислены Эзра Миллер и Гарри Стайлс. Миллер всегда надевает необычные наряды. На балу Института костюма Met Gala 2019 актёр появился в костюме Burberry. На корейском пресс-туре, где он выступил как лицо косметики Urban Decay, Миллер был в образе из коллекции Coach осень–зима 2019/2020. Актёр появился в платье с пэчворк-принтом в сочетании с сумкой и жакетом. Его образ довершил макияж: помада глубокого винного оттенка и разноцветные стрелы из глиттера (блёсток).

Если говорить о Гарри Стайлсе, на ежегодной премии Brit Awards 2020 он появился в костюме сливового оттенка, фиолетовом джемпере, рубашке с кружевным воротником и в чёрных туфлях. В таком наряде можно скорее представить бабушку. Но Гарри Стайлс перевернул видение на несколько градусов и такой ассоциации уже не возникает. Также Гарри Стайлс примерил клубничное платье, которое стало трендом лета 2020 года.

Известные люди меняют современное видение моды. И это воспринимается по-разному. Многие люди относятся к этому нормально, а если говорить про ретросексуалов или маскулинных мужчин — у них это вызывает раздражение. И несмотря на критику, становится всё больше мужчин, которые выбиваются из устоявшихся канонов моды, а также хотят выглядеть спортивно, ухоженно и привлекательно.

Екатерина Белова

Добавить комментарий