Крепкие объятия на кухне и сон в одном спальнике. Как десятилетием на школе для одаренных детей ученики подвергались харассменту.

Журналистка Анастасия Красильникова выпустила спин-офф подкаста «Дочь разбойника» о домогательствах к школьникам на Летней экологической школе (ЛЭШ), которые длились десятилетиями. Разбираемся о чем подкаст, почему его важно послушать и что изменилось после его выхода.

В августе прошлого года Анастасии Красильниковой написала читательница её телеграм-канала Аша Комаровская. Она рассказала, что с подросткового возраста состояла в отношениях со студентом биофака МГУ, который называл себя Саймоном. Этот человек применял к ней сексуализированное, физическое и эмоциональное насилие. Со временем у Саймона появились другие девочки и девушки с которыми он встречался и тоже подвергал их насилию. Себя он называл «учителем», а девочек «ученицами».

Тогда Анастасия думала, что подкаст будет посвящен Саймону и его секте учениц. Однако этой истории посвящены только первые два выпуска из 11, в них Аша рассказала как познакомилась с Саймоном и пережила травмирующий опыт отношений. В течение 6 лет «учитель» применял разные формы насилия над девушкой, использовал абьюз и манипуляции. Саймон, его настоящее имя Евгений Таранов, лишил её девственности в 14 лет, а в 16 у Аши была первая беременность и выкидыш.

Евгений Таранов был в ЛЭШ куратором, а затем преподавателем своего курса. Кроме Аши у него были ещё девочки, которых он заставлял красить волосы в рыжий цвет и носить короткие плиссированные юбки в клетку, запрещал носить колготки.  В настоящие время он женат на одной из своих «учениц» и они воспитывают совместного ребенка.

Эта история становится отправной точкой расследования, выясняется, что о Таранове и его увлечениях знали в школе, а часть преподавателей тоже занималась сексом с детьми. Оказалось, что около 17 лет в ЛЭШ педагоги пользовались своим положением и занимались насилием над детьми. Более подробно их истории раскрываются следующих выпусках подкаста, известно о минимум о 6 мужчинах, которые применяли сексуализированное насилие к школьникам.

В 5 эпизоде «понятия» психолог, врач-психотерапевт и юрист отвечают на вопросы: как возникает влечение к детям? Как отличить педофилию от злоупотребления властью? Что такое возраст согласия и какие статьи в уголовном кодексе регулируют преступления против половой неприкосновенности?

Подкаст получился настоящей журналистской работой, потому что кроме десятка бывших школьников и школьных экологической школы высказались и сами люди, которые обвиняются в насилии и домогательствах. Разговор с Алексеем Штеренгасом — преподавателем, врачом, бывшим руководителем медицинского отделения ЛЭШ, который состоял в отношениях со школьницей на глазах у всего ЛЭШ в эпизоде «медюшник» приходит к неожиданным выводам для себя и для Анастасии. Этот разговор стоит услышать.

«Ученицы» получился настоящим документальным сериалом, сюжет подкаста развивается по нарастающей, а каждый эпизод становится эмоционально тяжело слушать. По ходу повествования некоторые разговоры мы слышим частично, а полностью только через несколько эпизодов, когда узнаем больше подробностей историй. И они получают совсем другую эмоциональную окраску. Поэтому стоит слушать подкаст по порядку выхода эпизодов.

У подкаста есть свой лендинг Ученицы, где можно послушать все выпуски и посмотреть фотографии с ЛЭШ, героев истории и переписки. Это придает подкасту убедительность и показывает, что это реальность.

Летняя экологическая школа

Летняя экологическая школа — проект для одаренных учеников школ. Она образована в 1990 году и выпустила не одно поколение талантливых учеников. Особенность школы в том, что она больше похожа на детский лагерь в палатках, чем на привычное учебное заведения. Дети на этой школе углубляются в изучение академических тем университета и в конце школы сдают экзамены и зачеты.

Школа делилась на несколько «отрядов»: математический, биологический, физический, гуманитарный и медицинский. Школы проходили зимой (ЗЭШ) и весной (ВЭШ).

Общение на школах тоже выходило за рамки официального к преподавателям обращались на «ты», чаще по имени или прозвищам Саймон, Бобер, например. На ЛЭШе границы учеников и учителей размыты, тактильность среди них была частым явлением. Учителя могли обниматься учениками и даже спать в одном спальнике.

Фото: группа ЛЭШ во Вконтакте

В эпизоде «директор» тема взаимоотношений в школе раскрывается в разговоре с директором ЛЭШ Владимиром Алексеевым. Во время интервью можно проследить как директор сам путается в своих показаниях и пытается по-разному трактовать слово «мутить», чтобы сокрыть свои знания о том, происходило на школах. Директор признал «нежелательное» внимание к школьникам и получение жалоб на некоторых педагогов.

Интересный факт, Владимир Алексеев познакомился со своей будущей женой на ЛЭШе, когда ему было 32, а она была школьнице.  По словам Владимира у них были дружеские отношения, которые через год переросли в романтические. Сам директор утверждает, что они не общались с ней до её совершеннолетия.

Почему этот подкаст важен 

Подкаст эмоционально тяжело слушать так как в нём о насилии со всеми подробностями жертвы рассказывают сами о пережитом опыте. Но говорит и знать об этом важно потому что с проблемой насилия может столкнуться каждый. Тема насилия часто была табуирована, а образ насильника или педофила чаще представляется нам грубым, асоциальным мужчиной из коммуналки, а не профессора, который читает в лекции в университете и защищает диссертацию. Подкаст дает понять, что никакие должности не имеют значения перед неким
«желанием» человека. 

Знания о том, как и почему действуют насильники помогут защитить от насилия себя и свое окружение. 

«Я хочу добиться некоторого подобия справедливости, чтобы десятки, а возможно больше людей, которые пострадали от насильственных действий учась в ЛЭШ получили право голоса. Я хочу добиться того, чтобы в школах и университетах были разработаны соответствующие правила защищающие школьников и студентов от подобного опыта. Я хочу добиться того что бы люди, которые несут ответственность за подобные вещи, как-то, возможно, репутационные пострадали. Мне кажется, что родители, отпуская детей в школу, будто 57 школа, школа ЛЭШ, любая закрытая элитарная школа. Они не очень, может быть, понимают, что это риск. Такой риск, в том числе таких вот злоупотреблений и мне кажется, важно говорит об этом больше» Анастасия Красильникова в эпизоде
«мужчины».

Этот подкаст важен для жертв насилия потому что они смогут добиться справедливости. Дисбаланс власти: педагог и ученица создает сложную ситуацию для пострадавшей стороны, кому из них двоих поверять больше? Поэтому многие ученики молчали и переживали травмирующий опыт годами в одиночку.  

Подкаст важен и для родителей. Не все знают как защитить ребенка от насилия и эта история показывает нам причины произошедшего. Невозможно на 100% защитить детей, но можно подумать о том, стоит ли отдавать ребенка в частные школы или закрытые лагеря, если в них известно о подобных скандалах. 

После выхода подкаста 

После публикации подкаста на сайте ЛЭШ было опубликовано небольшое заявление https://vk.com/wall-279809_2586 , где руководство подтверждает случаи неприемлемого поведения на школе были и они принимали меры во всех случаях. Сейчас под записью во Вконтакте около тысячи комментариев. Кто-то отнеся к решению школы критически и считает, что тема преувеличена, а некоторые ученицы рассказали о насилии, которое испытали сами. 

Подкаст стал распространяться в СМИ и совсем недавно стало известно об ещё одной московской школе, где харасмент над школьницами был нормой. Редаторка журнала Doxa Алла Гутникова рассказала о сексуализированном насилии со стороны создателя московских курсов подготовки к ЕГЭ Андрея Гречко. Алла собрала истории других девушек, которые тоже пострадали от Гречко и других преподавателей курсов LUDI. Прочитать их можно по этой ссылке «Дисциплина важнее мотивации»: 12 девушек о насилии Андрея Гречко и других сотрудников курсов LUDI — Wonderzine (работает с впн)

Чем больше в обществе будут подниматься темы насилия, тем вероятнее, что в будущем его будет меньше. Девушки из всех этих историй отважные, смелые и великие. Главное, что сделала Анастасия — показала, то что о пережитом стоит говорить и не бояться. 


Добавить комментарий

Previous post Статья для всех и ни для кого
Next post Как одеваться, чтобы тебя заметили люди и сказали: «Вау, да ты красотка!»?