Твои слова водица – так не годится

Эта статья о том, как выражать мысли так, чтобы пользователь интернета Вас понял. Здесь мы разберем частые ошибки авторов и изучим профессиональные хитрости, которые упростят Вам жизнь.

🤔Чем современный текст отличается от всех остальных?

Самое главное – аудитория воспринимает его первые 10-15 секунд. Отсюда важное правило: фразы должны быть простыми, чтобы мгновенно усваиваться по ту сторону экрана.

Сравним «до» и «после».

По всему Лондону – а как мы помним со школьной скамьи – это столица Великобритании – демонтировали знаменитые красные телефонные будки, за последние сто лет ставшие визитной карточкой города и так полюбившиеся туристам.

В Лондоне демонтировали красные таксофоны. Сто лет они были визитной карточкой города. Туристы их очень любили.

Здесь мы сделали сразу несколько полезных вещей. Разбили одно громоздкое предложение на три. Убрали уточнение, которое вклинивалось в текст. Вытравили ненужные детали и причастный оборот. Заменили словосочетания короткими синонимами.

💡Совет. Проговаривайте свои тексты. Речь должна литься плавно. Если где-то спотыкаетесь – сформулируйте заново. Пишите проще. И помните: простой и примитивный – не одно и то же.

🧶Не усложняйте

О том, почему надо писать в разговорном стиле, есть несколько причин. Смотрите.

Кредит предоставляется гражданам для приобретения предметов потребления и выступает в виде пластиковой карты или в форме продажи товаров с отсрочкой платежа.

Тут нас менторским тоном словно поучают свысока.

Если с деньгами сейчас туго, а холодильник, телевизор или стиральная машинка нужны срочно, банк продаст их вам в кредит. Заплатите ему позже, но с процентами.

А в этом примере автор делится информацией по-дружески. Аудитория доверяет подобному открытому и ясному изложению. К тому же, монструозный слог, который якобы придает солидности, часто оказывается просто фрагментом на просторах интернета. Отказавшись от его бездумного копирования, Вы будете вынуждены лучше разобраться в теме, а следовательно – принесете больше пользы аудитории.

Крик активизирует в мозге генетически заданные биологические деструктивные системы поведения.

Наукообразно? Да. Внятно? Нет. Выдав такое предложение, спросите себя: «А что все это значит?» Ответ запишите, остальное – удалите.

Когда на человека кричат, он стрессует. Кто-то может расплакаться, кто-то подраться. Подобные реакции заложены природой.

💡Совет. Работая над текстом, надиктуйте пару абзацев из головы в свое «Избранное» в Телеграме. Расшифруйте аудио специальным ботом SmartSpeech. Причешите. Канцелярский язык улетучится.

🤯Схоластика детерминизма как семантический эгрегор обскурантистов

С подобной заумью, граничащей с бессмыслицей, я периодически сталкиваюсь. От нее надо избавляться ради широкой аудитории. Ей необходимо дорожить. Автомеханик не обязан знать, что такое гнозис, а философ – что такое карданный вал. Медик имеет право не разбираться в блокчейне, а криптоинвестор – в типах дисплазии. Но Ваш текст читают и те, и другие. Поэтому каждое слово в нем должно быть понятно сразу всем.

💡Совет. Не сыпьте терминами. Если без них никак, объясняйте читателю суть на пальцах, будто говорите со старушкой.

🚣🏻Почему лучше не отвлекаться, когда пишете

Если напрячься и хорошенько оттолкнуть лодку от берега, некоторое время она будет плыть по инерции. С созданием текстов та же история. Сложнее всего начать. Но сосредоточившись на работе, мозг входит в состояние потока. Слова вроде как сами превращаются в предложения, эпизоды переплетаются с легкостью, а память подсказывает интересные примеры и сравнения. В эти моменты главное не прерываться на перекусы, телефон и болтовню. Иначе придется снова и снова прикладывать усилия для погружения в процесс.

💡Совет. Настроиться на нужный лад поможет музыка. Готовите остросюжетный детектив – включите что-то динамичное, материал про духовные практики – расслабляющее. Я пишу под инструментальные саундтреки, чтобы не мешал вокал.

👑Письмо – отфильтрованное мышление. Стивен Кинг

В своей работе «Как писать книги» прозаик делится профессиональными хитростями, которыми пользуются журналисты. Ловите кое-какие из них.

  • О подборе слов.

По-настоящему сильно испакостить свое письмо можно, если насиловать словарь в поисках длинных слов, потому что короткие как-то стыдно использовать. Это вроде как наряжать домашнюю дворнягу в вечерние платья… Дайте себе торжественное обещание никогда не писать «атмосферные осадки», если можно сказать «дождь», и не говорить «Джон задержался, чтобы совершить акт экскреции», когда имеется в виду, что Джон задержался посрать. <…> Помните главное правило словаря: берите первое пришедшее на ум слово, если оно подходящее и яркое. Если колебаться и рефлектировать, найдется другое слово – это точно, потому что всегда есть другое слово, но вряд ли оно будет так же хорошо, как и первое, или так же близко к тому, что вы хотели сказать.

  • О плотности текста.

После напечатанной подписи редактора стоял следующий девиз: «Неплохо, но раздуто. Необходимо сократить. Формула: второй вариант = первый вариант — 10%. Удачи». <…> Чему меня научила «Формула» – что любой роман или рассказ можно до какой-то степени сократить. Если у вас не получается убрать десять процентов, сохранив сюжет и атмосферу, значит вы не слишком старались. Эффект от продуманного сокращения наступает немедленный и зачастую поразительный – литературная «виагра».

  • О деталях.

Скупое описание оставляет у читателя чувство смущения и близорукости, слишком подробное описание хоронит его под лавиной подробностей и образов – фокус в том, чтобы найти золотую середину. Важно еще знать, что описывать, а что оставить в стороне, пока вы делаете свою главную работу – рассказываете историю.

  • О структуре текста.

В описательной прозе абзацы могут (и должны) быть четкими и утилитарными. В идеале описательная проза состоит из предложения, задающего тему, и следующих, разъясняющих или усиливающих первое. <…> Тематическое-предложение-с-последующими-разъяснениями-и-описаниями требует от автора организовать свои мысли и дает хорошую страховку против отступления от темы.

  • О форме.

Также можно заметить, насколько проще воспринимается мысль, если разбить ее на две. Так легче для читателя, а читатель всегда должен быть вашей главной заботой: без Постоянного Читателя вы лишь голос, попискивающий в пустыне.

  • О наречиях.

С помощью наречий автор обычно сообщает нам, что он боится выразиться недостаточно ясно, боится не суметь донести до нас мнение или образ. Вдумайтесь в предложение: «Он резко закрыл дверь». Это никак нельзя назвать ужасной фразой (по крайней мере в ней стоит активный глагол), но спросите себя, нужно ли здесь слово «резко». Можете возразить, что оно выражает разницу между «он закрыл дверь» и «он захлопнул дверь», и я спорить не буду. Но что там с контекстом? Как там вся информирующая (не говорю уже – эмоционально волнующая) проза, описывающая события до того, как «он резко закрыл дверь»? Разве она не должна нам сказать, как именно он закрыл дверь? А если она нам об этом говорит, то разве «резко» – не лишнее слово? Не избыточное?

  • О деталях.

Мелочное внимание к деталям отбирает у писательства легкость и приятность. Разве я хочу сказать: «На столе стоит клетка три фута шесть дюймов в длину, два фута в ширину и четырнадцать дюймов в высоту»? Это не проза, это техпаспорт. Мы также ничего не знаем о материале клетки – проволочная сетка? Стальные прутья? Стекло? Но нам и не надо. Всем нам понятно, что клетка – это то, через что видно внутрь, а остальное без разницы.

💡Совет. Прочитайте книгу целиком.

Добавить комментарий

Previous post Потеряться – не значит пропасть
Next post А может, может быть, сможем