Это не история любви, и всё же… Это она.

По сети бытует примерно такое высказывание: ««(500) Дней Лета» — это антиромком/деконструкция жанра» или ещё что-то такое, подразумевая, что фильм не похож на стандартную романтическую историю с хэппи-эндом, как он реалистичен и так далее. В целом, такие заявления имеют место быть, но вот какая загвоздка. «500 Дней Лета», в действительности, не совсем про романтику, она здесь скорее как инструмент.

Фильм с самого своего эпиграфа указывает себя как субъективную историю, но признаётся в этом лишь к третьему акту, когда мы уже пронаблюдали все стадии эмоций влюблённого человека, все взлёты и падения. Поэтому Джозеф Гордон-Левитт говорит не проникаться мыслями и взглядами Тома — они совершенно не отражают сути происходящего. Просто потому что Том, несмотря на очевидный романтизм в своём мировоззрения, понятия не имеет что такое любовь, как её удержать и как сохранить.
Как выражался режиссёр Марк Уэбб, это скорее не ромком, а история взросления, в данном случае конкретно Тома Хенсена. Не зря фильм начинает рассказывать о своих героях и что они из себя представляют через призму их детства. В небольшом отступлении рассказчика, отмечается очень важная деталь: Том неправильно понял концовку «Выпускника» 1967-ого.

Остановимся поподробнее. Несмотря на помпезный финал со сказочным побегом со свадьбы, это не хэппи-энд: герои понятия не имеют что будут делать дальше, они толком не знают друг друга, и теперь они едут не пойми куда, и улыбки от безрассудного подросткового бунта медленно сползают с их лиц. Но поверхностное восприятие концовки сформировало характер Тома в будущем, и в последствии культовый фильм Майка Николса играет ключевую роль в качестве причины, почему отношения Тома и Саммер не сложились. Когда они посещают сеанс фильма в кинотеатре, Саммер начинает плакать. Не от счастья, и даже не от грусти. А оттого, что она поняла всю проблему её отношений с Томом…

Задайте себе вопрос: что вы вообще знаете о характере Саммер за пределами базовых черт вроде «весёлая», «милая», «остроумная»? Ровным счётом ничего. Зритель в душе не чает чем девушка думает, о чём мечтает и что чувствует, и можно лишь догадываться благодаря редким репликам, которые Том всё равно переводит на свой счёт («надеюсь, я не никто«). И Том, как и зритель, тоже понятия не имеет, что Саммер за человек, каким бы громким заявление о «той самой» не было. Ему просто не интересна она за пределами этих самых базисов, он дополняет её образ совершенно не свойственным ей вещам. Саммер не является отрицательным героем, она переизобретение «стокового персонажа», а именно прекрасной девушки, вся цель жизни которой дополнять протагониста. Но это же не так работает, верно? У каждого свои амбиции, желания и цели, и быть дополнением к кому-то нет в приоритете ни у одного нормального независимого человека. Можно также обратить внимание на отступление с интервью героев о девушке мечты, где друг Тома, Пол, говорит о своей подруге: «она лучше девушки моей мечты, потому что она реальна». А сам Том в свою очередь лишь молчит, поскольку он этого не понимал вплоть до самого финала ленты.

«500 Дней Лета» — это история о мечтателе-эгоисте, который был безнадёжно влюблён в фантазию, проецируемую на реального человека. И в процессе всевозможных чувств, препятствий и больных испытаний, этот самый эгоист осознаёт, что всё, во что он верил и восхвалял, не такое очевидное, и судьба тут замешана лишь в качестве воли случая. Случайность, которая может ничего не значить, если придавать какое-то космическое значение и совершенно не обращать внимание на перспективы земные и приземлённые. Том растёт над собой, что в том числе видно в его внешнем виде, где на протяжении всего фильма он в целом неопрятен: мятая казуальная одежда, лохматая причёска; а в финале он уже в строгом костюме и с ухоженными волосами. Из мальчика Том стал мужчиной, который перестал надеяться на ту самую волю случая, и понял, что чтобы достигнуть счастья, его нужно построить самостоятельно.

Это не о том, что любовь лишь абстракт, что верить бесполезно и что родственных душ нет. Это о том, что не надо делать, если хочется, чтобы эти мечты воплотились в реальность. Не надо фокусировать всё внимание на одном себе любимом, не надо ждать у моря погоды пока всё само собой образуется, не надо делать из партнёра «часть себя», потому что любовь — это коллективный труд, который учитывает потребности и желания обоих участников. Так что запомните это, мальчишки и девчонки, и никогда не совершайте ошибок Тома Хенсена, если хотите, чтобы ваше лето продлилось больше чем 500 дней.

Головко Алексей

Добавить комментарий

Previous post Обзор приложения ЯRUS
Next post «Мы солдаты. Солдаты не попадают в ад».