Люди рассказывают шутки об апокалипсисе так, словно будущего нет…
Экранизация игр, как показало время, — дело довольно сложное и щепетильное. Перенос истории из одного вида медиа в другой зачастую дается довольно болезненно как для оригинального материала, так и для фанатского сообщества, жадно любящего любимое произведение. Сложно угодить всем, и еще сложнее прочувствовать и интерпретировать изначальную атмосферу, чтобы по дороге ничего не потерялось. Подарить те же эмоции, что и игра, постараться показать героев с той же стороны, что и ее лучшие моменты.
Зачастую адаптации заимствуют лишь некоторые сюжетные ходы, знакомых персонажей и какие-то особо популярные механики. Такая формула практически всегда ведет к провалу в прокате. Редко бывают случаи когда такой подход уместен, и тогда кинофраншизу начинают доить с особой силой. Но «Одни из нас» пошел по другому пути.
Сериал временами дословно переносит целые сцены, беспрекословно следует оригинальной сюжетной фабуле, выглядит и чувствуется аутентично и всеми силами показывает, что он верен канону, любит его и относится к нему довольно бережно. Крейг Мейзин и Нил Дракманн дополнили сюжет, сделали его в некоторых местах объемнее, придали веса некоторым второстепенным персонажам и скрупулезно подошли к тому, чтобы мир, переживший катастрофу, ощущался особенно реальным.
После первых эпизодов казалось, что перед нами предстала чуть ли не идеальная экранизация «Одни из нас». Но чуть позже, к моему большому сожалению, стало заметно, что она всё же проваливается в нескольких аспектах. Важных и неотъемлемых, отчего становится особенно грустно, потому что во всём остальном у сценаристов, как и у основной оставшейся части съёмочной команды, получилось показать свои лучшие черты. Их золотые ручки видны в пугающем и кропотливом гриме щелкунов. В аутентичных нарядах главных героев, их внешнем виде и характерах. В обновленной интерпретации нескольких второстепенных сюжетных линий, заигравших новыми красками. Все эти аспекты воссозданы прекрасно. И в особенности хотелось бы выделить Беллу Рамзи, которая не просто справилась со своей героиней, но также сделала её объемнее и ни разу не сфальшивила ни в одной из сцен.
С «Одни из нас» крайне сложно абстрагироваться от оригинала, воспринимать сериал и игру как два разных проявления одного и того же в медиа. Большое желание следовать во всем своему прародителю рождает сильный эмоциональный диссонанс, потому что детище Крейга Мейзина и Нила Дракманна зачастую старается дать те же эмоции, что и первоисточник, но проигрывает: на выходе главные элементы истории воспринимаются куда более тускло. Разграничивать их очень сложно, поэтому от сравнений, к сожалению, никуда не деться.
Их основная ошибка кроется в Джоэле, которого откровенно задвинули на задворки истории. Он не ощущается как главный герой, не видится основным действующим механизмом. Всё вращается вокруг Элли, либо же самого постапокалиптического мира и его жителей. И это бы не было проблемой, если бы весь основной катарсис первой части игры не концентрировался именно на нем. И дело ни в коем случае не в Педро Паскале. В те моменты, что отведены ему, он прекрасен. Актер на максимум выкручивает те самые элементы, за которые полюбился персонаж. Складывается ощущение, что он не был интересен самим создателям. Та самая магия, за которую многие, в том числе и я, полюбил историю, начинает давать сбой, оставляя своим финалом на душе совсем не то, что заставило полюбить его изначально.
Эгоистичный отказ Джоэла повторно пережить потерю семьи не вызывает в сердце того же отклика. Его не хочется понимать, и его отчаянный поступок не получается принять. Из-за малого количества хронометража, выделенного герою и развитию его отцовских отношений с Элли, в необходимый момент механизм не перещелкивает, и, несмотря на то, что разум в попытках сцепить всё воедино вспоминает те или иные сцены, на подсознательном уровне поверить в их отношения не получается. Нет ощущения того, что они успели породниться, потому что немалая часть их путешествия осталась за кадром. Не веришь, что дорога их закалила до такой степени, что они буквально стали неотъемлемой частью друг друга, потому что градус опасности и сцен взаимопомощи, понимания и любви не доведен до должного уровня. И самое главное – тяжело поверить в драму Джоэла, его внутреннюю смерть и перерождение, пережитое после долгих месяцев пути вместе с необыкновенной девочкой-подростком.
Складывается ощущение, будто не хватило нескольких эпизодов, расширяющих и акцентирующих повествование на неназванном отце и дочери. Как и недостаточно было столкновений с щелкунами, и это странно, потому что игровые ситуации были довольно разнообразными и кинематографичными. Девятисерийный хронометраж не всегда был использован по назначению, из-за чего финальный выстрел не оставил сильного следа. Визуально они одинаковы, но если копнуть глубже, то на эмоциональном уровне всё иначе.
Скомканность, отсутствие динамики и поверхностное отношение к одному из основных протагонистов могло бы быть фатальным для «Одни из нас», но этого не случилось. Потому что как бы оно ни было, само детище Крейга Мейзина и Нила Дракманна оказалось довольно качественным во всём остальном. У них получилось сделать что-то, что не отпугнуло старых фанатов, а это в наше время – настоящее достижение.
Сериал уже точно не займет в моем сердце такое же место, как оригинал, зацементированный в воспоминаниях. Но его было приятно смотреть, удивляться интересным сценарным находкам, стискивать зубы от напряжения и проникаться редкими трогательными сценами. Он привлек ко вселенной новую аудиторию, открыл им глаза на этот удивительный драматичный мир и практически дословно рассказал историю, которую очень и очень сложно испортить.
Алексей Головко