Retrowave: все новое — это хорошо забытое старое

Мир цикличен. Наиболее ярко это наблюдается в таких мировых веяниях как музыка, игры, кино и прочее. Всё то, что было когда-то популярно и позже забыто, волей не волей возвращается к нам, хоть в классическом виде, который с радостью примут заядлые олдфаги, или же своего рода перерождение в новом облике, который будет приятен глазу лишь ньюфагам. Но бывает и такое, что прошлое возвращается, будто бы обернутое в современную обертку. Именно так можно отозваться о Ретровейв — современном веянии, которое запало в сердца многомиллионной молодой аудитории. Но что же стало причиной подобного бума популярности такого, казалось бы, устаревшего стиля как Ретро, времена которого прошли еще 20 лет назад? Давайте разбираться!

Начать стоит с непосредственного зарождения Ретровейв, которое произошло 3 ноября 2011, вместе с выходом довольно популярного фильма «Драйв». Абсолютно всё в данной ленте приковывало к себе зрительский глаз, целиком и полностью поглощая его сердце и душу, оставляя на их месте лишь очередное синтипоп-творение. Начиная от визуала, который так и норовил переполниться неоновым морем, заканчивая музыкальным сопровождением в стилистике Синтвейв (альтернативное название Ретровейва), который зародился еще в далеком 2000-ом году, а если быть точным — с его середины. Популярность данный стиль получил лишь в относительно узком кругу меломанов, из-за своего специфического звучания. Согласитесь, не каждому придется по вкусу звучание, пик популярности которого пришёлся на 80 годы прошлого века. Так было… до «Драйва».

Именно этот фильм вернул в моду неон, Синтвейв и в какой-то мере VHS-стилистику. Вспомнить даже главный трек картины, который на выходе картины можно было слышать отовсюду и даже сейчас его отголоски продолжают разносится по Интернету — Nightcall, написанный французским диджеем Kavinsky, для которого вдохновением как раз и стала эпоха VHS.

По сути, именно «Драйв» можно считать своеобразным родоначальником жанра Ретровейв, даже с учетом его фактического его появления в 2000-ом году. 

Следующим толчком к популярности данного музыкального веяния стал октябрь 2012 года, вместе с игрой Hotline Miami и ее последующим сиквелом, вышедшим в марте 2015. Обе игры буквально вознесли данный музыкальный стиль на Олимп, собирая вокруг него как настоящих ценителей, так и разного рода позеров, для которых Ретровейв — лишь набор букв с непонятной формулировкой, в то время как для большинства это стало настоящим состоянием души.

Конечно, не только благодаря здешней музыке, игра смогла покорить сердца миллионов: вновь неон и кислотный вырвиглазный визуал, вкупе с той самой музыкой вызывали у многих чувство ностальгии по прошедшим временам, а у нового поколения порождало интерес к давно забытому, но крайне драйвовому времени. Также сыграла на руку жестокость самой игры, говорить о которой вообще бессмысленно, так как ваша главная цель — полномасштабная аннигиляция всего живого. И чем кровавей будет ваше очередное добивание, тем больше вас за это похвалят. Подобная жестокость, опять же, свойственна прошлому Ретро-веянию. Пусть и в немного меньшем количестве. 

Именно благодаря данной серии, свой лик явили миру такие музыкальные исполнители в стиле Ретровейв, как: Perturbator, Carpenter Brut, Kavinsky, Scandroid, The Midnight. И менее популярные: M.O.O.N, Light Club, Scattle и, пожалуй, Magic Sword. Если вы интересуетесь данным музыкальным направление, но не знаете, где же за горой неоновых вывесок кроются самые яркие, то советуем вам обратить внимание именно на этих исполнителей. 

И тут, как говорится, пошло-поехало: рынок медиаразвлечений начинают заполнять все новые и новые проекты, пытающиеся в Ретровейв. Отдельно стоит отметить такие проекты как: самостоятельный аддон к игре Far Cry 3 с подзаголовком Blood Dragon, драйвовый Furi, Crossing Souls, который буквально под завязку забит отсылками к классике кинематографа, и относительно недавняя Katana Zero. Все они, конечно, чего-то радикально нового не представили, но поспособствовал своеобразному укреплению Ретровейва, чья популярность мало-помалу начала сбавлять обороты.

И вот, в мае 2015 года, с ламповых просторов краудфандинговой площадки Kickstarter, выходит он — Kung Fury. Фильм, который всем своим существом отдавал дань прошлому, практически полностью повторяя концепцию фильмов 80-х и 90-х. Люди, выросшие на таких картинах как «Назад в будущее», «Робокоп» и «Бегущий по лезвию» смогли стать свидетелями настоящего чуда. Все в картине, от VHS-помех до сюжета, умноженных на по-настоящему крутую музыку, заставило олдфагов вновь воспылать от счастья, давно забытого, пропитанного электронными запилами синтезатора, и неоном, окутывающим всё и вся. 

Но остается главный вопрос: чем же цепляет Ретровейв? А ответ довольно прост. В отличии от обычных музыкальных композиций или оркестровых произведений, для создания Синтвейв-композиции вам хватит одного лишь синтезатора, являющегося главным, а зачастую и единственным инструментом. Конечно, никто не мешает вам разбавить электронщину разного рода барабанными партиями или гитарными соло, но здесь нужно понимать, что подходит такое далеко не ко всем композициям, а потому важно понимать саму суть данного музыкального направления.

Довольно простенькие электронные запилы здесь контрастируют с настоящим техно-адом, когда трек буквально перенасыщен разного рода эффектами. Среди фанатов такого найдется место всем: как любителям томными вечерами релаксировать с чашечкой чая у окна под легкий электронный аккомпанемент синтезатора, так и поклонникам драйвовой музыки, которая будто снизошла с небес, дабы зарядить вас чистейшей энергией перед очередной компьютерной баталией или же реальной спортивной тренировкой, и это всё с легким налетом лирики и ностальгии. Да-да, раньше подобная музыка, зачастую, использовалась именно в различных тренажерных залах или же рекламе той же тематики.

Вот в чем та самая изюминка Ретровейв-веяния, в его многообразии: каждый, от мала до велика способен здесь найти что-то своё. Родившиеся в 90-е и ранее найдут здесь классику своего детства, которая сменила лишь внешний вид, внутри оставшись всё той же неоновой красоткой. Молодое же поколение сможет не только почувствовать культовый вкус прошлого века без необходимости искать старинные дискеты или кассеты, но и приобщиться к чему-то великому.
Как бы не было прискорбно это признавать, популярность Ретровейва начинается уходить. В силу того, что новизна стала для него редкостью, остается довольствоваться однотипными продуктами, из года в год пытающимися паразитировать на некогда успешном стиле. Конечно, до его смерти еще далеко, но той популярности, которая была у него в период с 2011 по 2015 уже не вернуть. Возможно, его триумфальному возвращение поспособствует вторая часть Кунг Фьюри, которая должна снизойти к нам под аккомпанемент VHS уже в 2020 году. Но до этого еще далеко и пока невозможно сказать точно, сможет ли картина прыгнуть выше оригинала, не упав в ежеминутный самоповтор.

Настанет день, когда уже по Ретровейву будут ностальгировать так, как сейчас это делают по давно ушедшей ретро-эпохе. Будут вспоминать Carpenter Brut-а, с его манией устраивать электронный Бум и «Драйв», за его размеренный и лирический дух, который еще на долгое время будет откладываться в сердцах миллионов. Но это уже совсем другая история…

Александр Пучкарёв

Добавить комментарий

Previous post Россия должна быть Democracy
Next post Жанр Souls-like: почему страдания — радость?