Анна Шапарева: Образ будущего страны

Что может быть актуальнее проблем современной школы? Наверное, многие скажут – вопросы политики, экономики, социальной сферы. Нам представляется, что это не совсем верный ответ. Если мы хотим, чтобы наша страна занимала лидирующие позиции в мире, необходимо произвести революцию в сфере образования.

Почему вопросы будущего школы так волнуют нас, студентов-филологов? Наверное, потому, что филология занимает особое место в содружестве гуманитарных дисциплин, изучающих духовную культуру человечества А к ней человек впервые приобщается во время обучения в средней школе.

Школа будущего… Как часто эта мысль возникала в умах педагогов, школьников и их родителей. Как известно, многие всерьез задумывались о реформах российского образования, но многие проекты, к сожалению, так и остались нереализованными. Одни ученики хотят ходить в школу с удовольствием, другие – не хотят совсем. Многие идут в школу, как на каторгу: ведь там они снова будут скучать на уроках, получать большой объем домашнего задания, а также двойки и замечания учителей. Нынешняя школа – институт весьма консервативный. Образовательный канон соблюдается жестко: урок идет 45 минут, парты в классе расставлены рядами, в начале года проводится торжественная линейка, отметки выставляются от двойки до пятерки…

Однако школа – это не только здание, классы, коридоры, спортивные залы, методические пособия и много других предметов и вещей, без которых невозможно себе представить учебный процесс. Школа – это и особая атмосфера, пробуждающая в ребенке тягу к знаниям. Как сделать так, чтобы учиться было интересно и увлекательно, чтобы школа помогала развитию творческой личности?

«Каждый ученик уникален», – пафосно произносят педагоги, после чего загоняют этого уникального ученика в максимально тесные рамки. Допустим, идет урок географии. Девочка Ира на первой парте знает назубок больше половины штатов США и их экономические особенности. Ей скучно. А мальчик Вася на последней парте не очень понимает, в каком полушарии эти США находятся. Ему страшно. Но бедному учителю надо выдать единую стандартную программу единому стандартному классу. В школе будущего персональными окажутся не только набор курсов и их содержание, но и учебники, которые наполнят искусственным интеллектом, и он сможет подбирать образовательные материалы – фото, тексты, видео, задания, схемы под потребности и возможности каждого конкретного ученика, причем неважно, шесть лет этому ученику или шестнадцать.

Традиционные конспекты и задачки тоже должны кануть в Лету. Представьте себе: вместо того, чтобы сидеть и читать о колониальной экспансии Габсбургской монархии, можно просто погрузиться в виртуальный мир и самим принять участие в исторических событиях.

Современных детей можно назвать «цифровым» поколением: они много времени проводят онлайн, а информацию черпают из интернета – в общем, жизни без технологий не представляют. Согласно прогнозу исследовательской организации Ericsson ConsumerLab и шведского фонда Riksbankens Jubileumsfond, к 2020 году «цифровые» дети будут составлять 50% населения планеты. В связи с этим среднее образование постепенно переместится в онлайн. В школе будущего вся письменная информация будет в Сети, и при этом Сеть будет доступна в любой точке страны. Это сделает процесс образования более эффективным.

В школе будущего произойдет изменение методов обучения. В ней отомрет принцип «учитель говорит – ученик запоминает, учитель проверяет – ученик отвечает». На смену ему придут самостоятельные исследования школьников – проекты. Вместо заучивания цифр и дат дети будут

сами исследовать какой-либо объект, будь то родительское поведение рыбок-циклид в аквариуме или стратегические приемы Гая Юлия Цезаря во время галльской войны. Современные технологии позволяют сделать образование доступным вне зависимости от того, где человек находится – в глухой российской деревушке или на Западном побережье США. Любой желающий может бесплатно получить доступ к видеозаписям лекций по любому из предлагаемых учебных курсов.

Вы скажете, что это приведет к дефициту реального общения? Ведь хороший учитель общается с учениками, реагирует на их мимику, показывает свои модели поведения. Это и есть настоящее образование. И в будущем возможно появление очень-очень элитных структур, в которых преподаватели, как во времена Античности, будут прогуливаться по садам и паркам со своими подопечными и рассуждать на философские темы.

Если образование хочет отвечать нуждам меняющегося общества, оно должно подвергнуть ревизии все свои константы. Например, принцип классно-урочной системы. Почему-то считается, что люди, родившиеся в один год, должны все вместе ходить на одни и те же уроки. Тебе восемь лет? Иди учи названия травок на лугу. Тебе четырнадцать? Тогда заучивай названия химических элементов. Никого не волнуют ни твои личные интересы, ни твой уровень развития в той или иной области. Существует немало экспериментов, когда люди объединялись в учебные группы вне зависимости от возраста. На одном уроке физики могут запросто сидеть и кандидат технических наук, и ученик 10-го класса. Им обоим эта тема не очень знакома и интересна. А кому легче ее усваивать — непонятно. Конечно, у кандидата наук больше опыта, зато старшеклассник быстрее усваивает материал и может связать его с теми предметами, которые он недавно проходил. Необходимо пересмотреть и такой принцип традиционного образования как деление знаний на предметы. Человек сможет определять свое персональное образование. К 2030 году постоянное обучение в школе станет уделом неудачников. Про таких будут говорить: «Он не смог сам сконструировать свое образование…». Ученик будет сам выбирать, какие знания получить.

Школы ХХI века будут использовать приемы продуктивного обучения: дети получат новые знания, реализуя командные или индивидуальные проекты, и знания в такой системе станут не целью, а средством. Одни ученики берутся за создание модели корабля, черпая конкретные знания, сначала изучив весь курс математики с физикой, чтобы потом применить их на практике. Не менее важна в образлвательном процессе и игра: образовательные ролевые или онлайн-игры включат в учебные курсы. Хоть дети и будут в одном помещении, каждый из них будет принадлежать к своеобразному виртуальному классу.

Появятся все больше школ, которые откажутся от оценок, потому, что они перестнут мотивировать учеников. По словам экспертов, в оценках больше не будет потребности: так как в школе все будет построено на проектной работе и сам проект будет результатом того, как ученик усвоил материал. Преподаатель, видя качество проекта, будет решать, что делать со школьником. Если проект качественный – преподаватель разрешит ему двигаться дальше в учебе, если плохой – не разрешит до тех пор, пока проект не станет лучше.

Таким образом, в российской системе образования произойдет важный скачок, который повлияет на дальнейший ход истории страны. Прогресс не остановить. Не стоит с ностальгией оглядываться в прошлое. Надо брать из него все хорошее и двигаться вперед.

Анна ШАПАРЕВА

ИФБ-17-2

Leave a Reply