Топ 3 фильма для тех, кто охвачен летней грустью

Пришло столь долгожданное лето, но далеко не все одинаково рады этому. На самом деле, лето – это не только время ночных прогулок, выездов на природу и просто веселья. Лето – это, в том числе, пора отрешённой меланхолии и непреодолимой печали. И если тебе повезло (или скорее не повезло) начать это лето с депрессивным настроем, то специально для тебя я посоветую тройку крайне примечательных грустных полнометражек, которые помогут тебе скрасить твои унылые деньки.

Могила светлячков (1988)

Кому-то это покажется неожиданность, но студия Ghibli – это не только царь и бог всего аниме Хаяо Миядзаки. В Ghibli успело поработать немало талантливейших японских мультипликаторов, один из которых – Исао Такахата. Им и был снят один из самых трогательных мультфильмов Страны Восходящего Солнца – «Могила светлячков».
События происходят в Японии времён конца Второй мировой войны. Повсюду хаос и разруха, большая часть мужского населения на фронте. Мать Сэйты и Сэцуо гибнет во время американской бомбёжки. Их отец служит на Императорском флоте, и от него давно нет никаких вестей. 14-летний Сэйта вынужден взять на себя опеку над своей маленькой сестрёнкой. Но постепенно дела в Японии становятся всё хуже и хуже. Голод, инфекции, бомбёжки и неудачи на фронте – жизнь в Империи с каждым днём всё больше походит на кошмар. А где-то там впереди уже ждут своего часа две атомные бомбы, которым предстоит быть сброшенными на Хиросиму и Нагасаки.
Мультфильм об ужасах войны. Но не в том банальном и опротивевшим всем смысле, о котором говорят в нашей стране, когда выходит очередная отвратительная недодрама про Великую Отечественную. «Могила светлячков» – это одновременно и ода выжившим, и плач по погибшим. Тяжкое, если не сказать «невыносимое», зрелище. Но тем удивительнее тот эмоциональный эффект, который это аниме способно произвести даже на тех, кто пренебрежительно относится к японской анимации.

Иди и смотри (1985)

И снова фильм о Второй мировой войне, на сей раз – советский. Последняя режиссёрская работа Элема Климова. Лучшая в его фильмографии. Фильм был снят к сорокалетию победы в Великой Отечественной войне, и в итоге стал одной из лучших кинокартин в истории Советского Союза. «Иди и смотри» отмечен несколькими престижными кинонаградами и неоднократно попадает в списки как лучших фильмов про войну, так и лучших фильмов вообще.
Белоруссия, 1943 год, нацистская оккупация. Главный герой – простой деревенский мальчишка Флёра. Горя желанием сражаться за родную землю, Флёра уходит в партизанский отряд. Из-за юного возраста Флёру не принимают партизаны, и ему приходится вернуться в родную деревню, в которой, впрочем, никого уже не осталось.
Война в фильме Климова принимает апокалиптичный масштаб. Панорамные кадры, тут и там используемые режиссёром, олицетворяют собой круги ада, проходя через которые Флёра в кратчайший срок преображается из мальчишки в седого старика. А само название «Иди и смотри» – отсылка на библейскую книгу Откровение, описывающую конец света и ужасы ада.

Антихрист (2009)

Думал ли ты когда-нибудь, что тот мир, в котором нам довелось родиться, если и был кем-то сотворён, то явно не добрым и всепрощающим Богом-Всеотцом, а злобным, мстительным и кровожадным Дьяволом? Именно эту мысль заложил в свой magnum opus датский кинорежиссёр Ларс фон Триер. В центре сюжета двое: Он и Она. Он – успешный психоаналитик. Она – его жена, тяжело переживающая гибель их маленького сына Ника, выпавшего из окна. Чтобы помочь жене и вернуть ей волю к жизни, Он привозит её в загородный дом Эдем, с целью самостоятельно оказать ей психотерапевтическую помощь.
«Антихрист» обладает особой гнетущей атмосферой. Эта идея, что в основании мира лежит некое незримое надкосмическое Зло, пронизывает весь фильм, создавая особое чувство безысходности и безотрадности человеческого бытия. Оно и неудивительно, ведь фон Триер работал над картиной, находясь в состоянии тяжёлой депрессии. Немалое влияние тут оказал и авторский почерк Андрея Тарковского – главного кумира фон Триера, памяти которого фильм и был посвящён.
Некоторые скажут, что наполненный пессимизмом фильм датского режиссёра должен быть противопоказан людям, находящимся в подавленном состоянии. Но это, конечно же, не так. «Антихрист», как и полагается любой трагедии, завершается мощным катарсисом, в котором заключена уже не грусть и безысходность, но надежда и прозрение.

Константин Морозов

[Всего голосов: 1    Средний: 5/5]

Leave a Reply